РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 3 июня 2011 года г. Тарко-Сале Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе: председательствующего судьи Бреевой С.С, при секретаре Пешковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-414/11 по иску Палий В.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по ЯНАО, ОАО «Российские железные дороги» в лице Свердловской железной дороги – филиал ОАО «РЖД», Администрации муниципальное образование поселение Пуровское о признании права собственности на недвижимое имущество – гараж, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском о признании права собственности на гараж, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Администрации поселка Пуровск № ему был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, в районе <адрес>, участок №, площадью 0,005 га для строительства индивидуального гаража в аренду сроком на один год. Истец закупил стройматериалы и осуществлял строительство гаража собственными силами и средствами. ДД.ММ.ГГГГ Администрацией поселок Пуровск было издано распоряжение № о предоставлении земельного участка для строительства гаража и с февраля 2004 года по октябрь 2006 года между истцом Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Пуровского района заключались договора аренды, находящегося в государственной собственности земельного участка. Последний договор был заключен в октябре 2006 года, срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Строительство гаража было закончено в 2005 году, установлены приборы учета тепловой и электрической энергии, заключен договор на поставку тепловой энергии с филиалом МУП «ПКС», договор на электроснабжение. Постановку на кадастровый учет земельного участка в то время осуществить не удалось, так как специалистов необходимо было привозить из <адрес> или <адрес>. Истец сообщает, что в феврале 2008 года он получил уведомление от Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» о необходимости заключения договора субаренды земельного участка. В январе 2009 года договор субаренды земельного участка был заключен. На момент заключения этого договора истец открыто и добросовестно пользовался гаражом более 4 лет. Истец указывает, что в марте этого года ОАО «РЖД» обратилось в суд с иском к нему об освобождении арендуемого земельного участка площадью 33,6 кв.м и взыскании неустойки за нарушение срока возврата земельного участка. В иске Палий В.А. просит признать за ним право собственности на объект недвижимости – гараж, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, гараж №, площадью 35, 3 кв.м. Определением Пуровского районного суда от 24 мая 2011 года к участию в деле привлечены в качестве соответчика ОАО «Российские железные дороги» в лице Свердловской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» и Администрация МО поселение Пуровское – в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика. В судебном заседании истец Палий В.А. участия не принимал, извещен надлежащим образом, направил в суд представителя Ходанова Л.В., которая в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме, дополнила, что на момент предоставления земельного участка истцу сведения о том, что он находился в полосе отвода и принадлежал к федеральной собственности отсутствовали. Акт выбора земельного участка был согласован с представителями железной дороги. Земельный кодекс не содержит запрета на передачу в аренду гражданам свободных земельных участков на полосах отвода железных дорог в пределах земель железно-дорожного транспорта, оговаривая возможность заключения таких договоров аренды с использованием земельного участка в определенных целях и с соблюдением требований безопасности движения. Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района не принимал участия в судебном заседании. О времени и месте судебного заседания извещены. Направили в суд отзыв, в котором сообщили, что при отсутствии нарушений прав и интересов других лиц, отсутствии угрозы жизни и здоровью окружающих, соблюдении пожарной безопасности, санитарных норм, они допускают возможность признания права собственности на спорный объект недвижимости за истцом. Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ЯНАО в судебном заседании участия не принимал, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без них, направили в суд отзыв, в котором просят в удовлетворении исковых требований Палий В.А. отказать в полном объеме, так как земельный участок, на котором расположен спорный объект – гараж, является федеральной собственностью с октября 2004 года, следовательно, действия Комитета по управлению муниципальным имуществом и истца по заключению договоров аренды после октября 2004 года на данный участок были незаконны. Гараж, построенный в 2005 году, считают самовольной постройкой, так как производилась она без согласия на то собственника земельного участка. Кроме того, данный земельный участок по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ передан во временное возмездное пользование ОАО «Российские железные дороги» сроком на 49 лет. Указывают, что истец не является добросовестным приобретателем спорного объекта недвижимого имущества. Представитель ОАО «РЖД» в лице Свердловской железной дороги – филиал ОАО «РЖД» ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями Палий В.А. не согласился и пояснил, что предоставление Администрацией Пуровского района истцу земельного участка под гараж в пределах полосы отвода является незаконным, поскольку районные (городские) администрации не наделены полномочиями по распоряжению землями федеральной собственности, в частности землями, предоставленными в постоянное (бессрочное) пользование предприятиям железнодорожного транспорта. Земельный участок, на котором расположено спорное строение, предоставлен ОАО «Российские железные дороги» сроком на 49 лет. До заключения договора ОАО «РЖД», как правопреемник ФГУП «Свердловская железная дорога» являлось законным пользователем земельным участком. Нахождение гаража в полосе отвода железной дороге не допускается действующим законодательством. При установлении границ полосы отвода учитывается необходимость размещения именно в полосе отвода не только железнодорожных линий с земляным полотном, но и иных зданий и сооружений, обеспечивающих деятельность железнодорожного транспорта. Расположение в полосе отвода гаража создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, поскольку автомобиль относится к источникам повышенной опасности, а также облегчает возможность совершения террористического акта и ухудшает видимость железнодорожного пути. Отметил, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку строительство гаража было завершено в 2005 году. Представитель Администрации муниципального образования поселение Пуровское участие в судебном заседании не принимал, извещены, просили рассмотреть дело без них, с иском Палий В.А. они согласны, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В силу ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Статья 219 ГК РФ предусматривает основания возникновения права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество. Так, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Из представленных доказательств следует, что распоряжением Администрации поселка Пуровск № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден акт выбора земельного участка под строительство гаражей в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), принято решение предоставить администрации <адрес> данный земельный участок под строительство частных гаражей. Распоряжением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Палий В.А., был предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №, площадью 0,005 га для строительства индивидуального гаража в аренду сроком на один год (л.д. 10). Распоряжением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Палий В.А. на правах аренды сроком на один год предоставлен земельный участок (категория земель – земли поселений), общей площадью 0,005 га, для строительства индивидуального гаража №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> Из представленных суду доказательств следует, что истец построил гараж по адресу: <адрес>, <адрес>, гараж №, площадью 35,3 квадратных метра. Представителем истца в судебное заседание представлены счет-фактура № от ДД.ММ.ГГГГ и накладная № на отпуск материалов на сторону, подтверждающие доводы истца о том, что он самостоятельно и за счет своих средств производил строительство спорного гаража. Из акта об установке счетчика на гараж №, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> (л.д. 17) следует, что к спорному гаражу подключен измерительный комплекс, который соответствует требованиям НТД. Представленный суду договор теплоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-20) свидетельствует о том, что МУП «Пуровские коммунальные системы» и Палий В.А. заключили договор на поставку тепловой энергии в нежилое помещение через присоединенную тепловую сеть. В материалах дела имеется также технический паспорт спорного гаража по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, гараж 2003 года постройки, фундамент ленточно-заливной, стены и их наружная отделка из железобетонных плит, чердачное перекрытие и полы – деревянные, отопление и электричество центральное, износ строения составляет 7,142% (л.д. 21-26). Из акта обследования № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27) следует, что в ходе обследования документов, объекта заявителя на территории, в здании и сооружениях автомобильного гаража, Государственным инспектором Пуровского района по пожарному надзору ФИО2 замечаний не выявлено. Согласно представленному заключению о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности № (л.д. 28) свидетельствует о том, что объект защиты соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности. Справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная МУП «ПКС» свидетельствует о том, что в здании гаража № <адрес>, <адрес> имеется теплоснабжение и ГВС от существующего теплопровода (ТУ №), при этом отсутствует холодное водоснабжение и канализация. Суду представлены справки (л.д. 31), подтверждающие показания счетчика на ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, представленной МУП «ПКС» подтверждено отсутствие задолженности за гараж (л.д. 32). Из представленной справки № от ДД.ММ.ГГГГ о стоимости объекта (л.д. 33) следует, что инвентарная стоимость гаража составляет 153605 рублей. В ч. 1 и ч. 2 ст. 25 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указано, что право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. В силу п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Согласно п. 1 ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о назначении земельного участка. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Суду представлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ сдачи-приемки по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым субаренда земельного участка составляет <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки. Представленным суду заключением по результатам технического обследования фактического состояния строительных конструкций пристроя ООО «Ямалстройэкспертиза» в части выводов указано, что несущие и ограждающие конструкции гаража находятся в исправном состоянии, соответствуют требованиям градостроительных регламентов, экологическим, санитарно-гигиеническим и противопожарным правилам и нормам, не нарушает права и интересы граждан. Объект относится к 1-й категории – исправное состояние. При такой категории технического состояния, гараж пригоден для последующей эксплуатации и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. В соответствии с п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной и муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регулирует ст. 36 Земельного кодекса РФ. Из свидетельства о государственной регистрации права от 04.10.2004 года усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 89:05:0000000:0087 принадлежит Российской Федерации на основании абз. 3 п. 3 Федерального закона от 27.02.2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Согласно кадастровому плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок отнесен к землям промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. Разрешенное использование – для содержания и эксплуатации полосы отвода железной дороги Ноябрьск-Коротчаево. Правообладателем является Российская Федерация. Имеется информация, что площадь земельного участка соответствует материалам межевания. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ переданы в постоянное пользование Сургутскому отделению Свердловской железной дороги земельные участки, отведенные дирекции по строительству железнодорожных линий Тюмень-Сургут и Сургут-Нижневартовск согласно приложению. Из договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что он заключен между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по ЯНАО (Арендодатель) и ОАО «Российские железные дороги» (Арендатор). Предметом договора является предоставление арендодателем в аренду земельного участка из земель промышленности с кадастровым номером № 89:05:000000:0087, находящийся по адресу: <данные изъяты>, <адрес> с целевым использованием под объекты железнодорожного транспорта, в границах, указанных в кадастровом плане. Срок действия договора – 49 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В материалах дела имеется договор № субаренды земельного участка (части земельного участка) от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-16) заключенный между ОАО «РЖД» и Палий В.А., предметом которого является передача Арендатором Субарендатору на праве субаренды части земельного участка имеющего кадастровый номер земельного участка - №89:05:000000060087, площадью 21965011 кв.м., местоположение МО Пуровский район, фактическое использование – полоса отвода, разрешенное использование прочие земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, земельный участок является землей федерального значения и предоставлен Арендатору для осуществления возложенных на Арендатора уставных задач. Дополнительным соглашением № к договору субаренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16) стороны пришли к соглашению о том, что с ДД.ММ.ГГГГ права и обязанности по договору от ДД.ММ.ГГГГ № от имени ОАО «РЖД» осуществляет Свердловская железная дорога – филиал ОАО «РЖД». В разделе 11 внесены изменения в реквизитах сторон. Из акта сдачи-приемки следует, что истцу предъявляют к оплате денежные средства за субаренду спорного земельного участка. Из пояснений представителя ОАО «Российские железные дороги» в судебном заседании было указано на то, что в настоящее время договор субаренды с Палий В.А. расторгнут. Согласно ч. 1 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Как следует из Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации. Размеры земельных участков, в том числе полосы отвода, определяются проектно-сметной документацией, согласованной в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Порядок установления и использования полос отвода определяется Правительством Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло на основании абз. 3 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 года № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» (редакция 27.02.2003 года), согласно которому, земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации. Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается. Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ", п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах, и эти земли являются федеральной собственностью. В силу указанных норм орган местного самоуправления не вправе изменять правовой режим земель, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта. Земельный участок, на котором находится спорный гараж, является федеральной собственностью и передан в аренду ОАО «Российские железные дороги» с целевым использованием под объекты железнодорожного транспорта. Пользование Палий В.А. земельным участком осуществляется в нарушение требований ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации, Положения «О порядке использования федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог», утвержденного Постановлением Правительства от 15.05.1999 года, а также нарушает права Российской Федерации на распоряжение земельным участком и препятствует пользованию им ОАО «Российские железные дороги». Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что спорное строение – гараж, возведено истцом на земельном участке при отсутствии на это согласия собственника земельного участка, следовательно, гараж является самовольным строением. Заслуживают внимания доводы представителя ОАО «Российские железные дороги» который в судебном заседании показал, что нахождения гаража в полосе отвода железной дороге не допускается действующим законодательством, в силу ст. 1079 ГК РФ автомобильный транспорт является источником повышенной опасности и нахождение гаражей вблизи железнодорожного полотна угрожает безопасности движения железнодорожного транспорта и пользователей его услугами и облегчает возможность совершения террористического акта. Следует отметить позицию ОАО «Российские железные дороги» о пропуске истцом срока исковой давности, поскольку строительство объекта истцом было завершено в 2005 году. Иных доказательств о начале момента предполагаемого нарушения права истца суду представлено не было. В силу статьи 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года, под положения ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой перечислены требования, на которые исковая давность не распространяется, исковые требования истца не подпадают. Гражданский кодекс Российской Федерации в соответствии с вытекающими из Конституции Российской Федерации основными началами гражданского законодательства не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права, граждане в силу ст. 12 ГК РФ, исходя из характера спорных правоотношений и существа нарушенного права. В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Палий В.А. к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации Пуровского района, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом по ЯНАО, ОАО «Российские железные дороги» в лице Свердловской железной дороги - филиал ОАО «РЖД», Администрации муниципальное образование поселение Пуровское о признании права собственности на недвижимое имущество - гараж - отказать. Решение может быть обжаловано в Ямало-Ненецкий окружной суд через Пуровский районный суд в течение 10 дней со дня ознакомления с решением суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме будет изготовлено 8 июня 2011 года. Срок для кассационного обжалования исчисляется с 9 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что исчерпаны иные установленные Гражданским процессуальным кодексом РФ способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу. Председательствующий судья: