по иску Арбатова В.А. к Администрации МО Пуровский район, Администрации МО поселок Уренгой, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тарко-Сале 30 марта 2012 года

Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Бородулиной С.Н.,

при секретаре судебного заседания Пономаревой Л.Ю.,

с участием истца Арбатов В.А., представителя истца Родина Н.А., представителей ответчика Бычкова И.В., Казиева З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-115/12 по исковому заявлению Арбатов В.А. к Администрации муниципального образования Пуровский район, Администрации Муниципального образования поселок Уренгой, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о восстановлении в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

УСТАНОВИЛ:

Арбатов В.А. обратился в Пуровский районный в суд с иском к Администрации МО Пуровский район, Администрации МО п. Уренгой, в котором сообщил, что он проживает в ЯНАО с ДД.ММ.ГГГГ года. В ДД.ММ.ГГГГ году он подал заявление на участие в программе «Переселение северян» и был включен в очередь. В ДД.ММ.ГГГГ году он нашел работу в <адрес>. По совету начальника Управления жилищной политики ФИО5, сообщившей, что очередь одна, он перевез свое дело из <адрес> в <адрес>. В Администрации пос. Уренгой специалист по жилищной политике ФИО6 взяла с него расписку, что он забрал документы для перевозки в <адрес>, по согласованию с ФИО5 Документы он отдал ФИО5 и ФИО7 В <адрес> он состоял на очереди и ежегодно привозил справки из БТИ. Примерно в ДД.ММ.ГГГГ году узнал, что его дело утеряно, но его заверили, что дело найдут. В ДД.ММ.ГГГГ году справку из БТИ у него не взяли. Впоследствии он работал в <адрес> и узнал, что его сняли с очереди. В ДД.ММ.ГГГГ году по этому вопросу обратился к представителю Губернатора ЯНАО в <адрес> ФИО8, и Департамент жилищной политики округа ей сообщил, что по документам ему предложили субсидию по программе переселения, но он от неё отказался. В ДД.ММ.ГГГГ году он обратился с письмом к Губернатору ЯНАО ФИО14 по данному вопросу, и получил ответ, что он сам забрал в ДД.ММ.ГГГГ году свои документы в Администрации <адрес>, и в связи с этим был исключен из очереди. Все кто состоял в очереди рядом с ним, уже получили жилье по программе переселения северян, а он, являясь пенсионером, ветераном Ямала, ветераном Труда, не может выехать для проживания за пределы ЯНАО из-за отсутствия жилья на «земле». Сообщает также, что в ДД.ММ.ГГГГ году он изменил фамилию. В иске Арбатов В.А. просит восстановить его в очереди на получение жилья по программе «Переселение северян».

Определением Пуровского районного суда от 06 марта 2012 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

В судебном заседании Арбатов В.А. поддержал доводы искового заявления и уточнил, что после передачи документов в Управление жилищной политики в г. Тарко-Сале он неоднократно заходил туда, до ДД.ММ.ГГГГ года приносил справки из БТИ <адрес>. Настаивает, что не знал об исключении его из списков, и до ДД.ММ.ГГГГ года видел свое учетное дело, знакомился с ним. Его уведомили, что его дело утеряно, но уверяли, что скоро он получит квартиру.

Представитель истца Родина Н.А. в судебном заседании поддержала исковые требования Арбатов В.А.

Ответчик Администрация МО Пуровский район направила в суд представителей Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района Бычкова И.В. и Казиева З.Р., в связи с учреждением данного органа решением Районной Думы Пуровского района от ДД.ММ.ГГГГ. Положение о Департаменте строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района подтверждает его функции по координации деятельности структурных подразделений Администрации Пуровского района в сфере жилищной политики.

Представители данного органа Бычкова И.В. и Казиева З.Р. в судебном заседании исковые требования Арбатов В.А., заявленные к Администрации МО Пуровский район, не признали, настаивая, что Арбатов В.А. был исключен из списков в связи с непрохождением перерегистрации, о чем был уведомлен. Представители поддержали заявление ответчика о том, что Администрация Пуровского района, равно как Департамент строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, так как с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по осуществлению регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий были переданы в Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на основании Закона ЯНАО от 20.12.2004 № 120-ЗАО.

Ответчик Администрация МО п. Уренгой, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направила, ранее в письменном отзыве ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя. В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд рассматривает дело в его отсутствие.

В письменных возражениях на иск Администрация МО п. Уренгой сообщила, что в ДД.ММ.ГГГГ году истец, состоявший в списках очередников на предоставление жилья за пределами округа, обратился в Администрацию с заявлением о выдаче ему учетного дела, и учетное дело было выдано истцу на руки. Решением комиссии по распределению жилищных субсидий, квартир за пределами округа (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) при Администрации п. Уренгой истец был исключен из списка очередников на предоставление жилья.

Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПУ РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика по его ходатайству.

В письменных возражениях на иск ответчик Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа сообщил, что на основании закона Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из Ямало-Ненецкого автономного округа», до ДД.ММ.ГГГГ года регистрацию и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат осуществляли органы местного самоуправления. На дату первоначального заявления Астраханбеев Ф.С. (Арбатов В.А.) о постановке на учет действовал ФЗ от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В ДД.ММ.ГГГГ году Астраханбеев Ф.С. (Арбатов В.А.) обратился в органы местного самоуправления с заявлением о выдаче его учетного дела. Учетное дело с заявлением о постановке на учет было выдано ему на руки. С 1 января 2003 года вступил в силу ФЗ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», а также Положение «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 10 декабря 2002 года № 879, в связи с чем Администрацией Пуровского района проводилась ревизия очереди и проверка учетных дел граждан, состоящих в списках. Так как Астраханбеев Ф.С. не возвратил учетное дело в органы местного самоуправления в течении длительного времени, его действия были расценены как отказ от участия в Программе, и по решению комиссии по распределению жилищных субсидий (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) он был исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат. С ДД.ММ.ГГГГ года регистрацию и учет граждан осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ единый по ЯНАО список граждан формировался на основании списков органов местного самоуправления, и в него ошибочно был включен Астраханбеев Ф.С. (Арбатов В.А.). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из списков граждан. В возражениях на иск Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО просит отказать Арбатов В.А. в удовлетворении иска.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы письменных возражений на иск, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона № 125-ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах РФ или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Статьей 3 названного Федерального закона № 125 закреплено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Законом Ямало-Ненецкого автономного округа № 120-ЗАО от 20 декабря 2004 года был признан утратившим силу Закон ЯНАО от 8 мая 2003 года № 10-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению регистрации и учета граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из Ямало-Ненецкого автономного округа». Закон вступил в силу с 1 января 2005 года.

Анализ приведенных положений закона убеждает суд, что надлежащим ответчиком по заявленным Арбатов В.А. требованиям является Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, как орган исполнительной власти Ямало-Ненецкого автономного округа.

Истец представил суду свидетельство о перемене имени, подтверждающее, что он, - Арбатов В.А., ранее носил имя Астраханбеев Ф.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 18).

Заявление, представленное Департаментом строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района (л.д. 38) свидетельствует, что Астраханбеев Ф.С. просил включить его в состав кандидатов на участие в президентской программе «Государственные жилищные сертификаты» для приобретения жилья в Тарко-Сале, в связи с увольнением из органов внутренних дел. Но, так как он имел жилье на условиях социального найма, то был исключен из данной Программы в ДД.ММ.ГГГГ году (письмо начальника Управления транспорта, связи и систем жизнеобеспечения района от ДД.ММ.ГГГГ ). Данное исключение истец не оспаривает.

В судебном заседании представителями ответчика было представлено учетное дело Астраханбеев Ф.С., осмотрев которое, истец заявил, что это дело похоже на то, которое со слов Гопкало, потерялось. В данном деле имеется подлинное заявление Астраханбеев Ф.С. на имя Главы Администрации п. Уренгой от ДД.ММ.ГГГГ о выделении ему жилищной субсидии для приобретения квартиры, с указанием, что стаж его работы в районах Крайнего Севера – 18 лет. Истец настаивает, что данное заявление, копия которого приобщена к делу, - это его заявление на получение субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

Данное утверждение Арбатов В.А. не опровергнуто, в связи с чем суд признает подтвержденными его доводы о том, что документы, необходимые для включения в список на получение субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера, первоначально поданные им в Администрацию п. Уренгой, затем были представлены и приняты в соответствующий орган Администрации Пуровского района.

Названное обстоятельство подтверждается анализом сведений, содержащихся в списках. Так, в списке пенсионеров со стажем работы более 15 лет в ЯНАО, подавших документы на получение субсидии на жилье в ДД.ММ.ГГГГ году, утвержденном Главой Пуровского района ДД.ММ.ГГГГ, Астраханбеев Ф.С. (Арбатов В.А.) указан под номером 25 (л.д. 53-54). В списке пенсионеров, желающих получить жилищную субсидию (квартиру) за пределами ЯНАО по поселку <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 49-52) Астраханбеев Ф.С. указан под номером 72. В аналогичном списке по Пуровскому району по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Астраханбеев Ф.С. значится под номером 263, с указанием, что он поставлен на учет именно в ДД.ММ.ГГГГ году, т.е. в год подачи заявления (л.д. 47-48).

Под тем же номером Астраханбеев Ф.С. указан и в списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, - 263 по году постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55-56). В материалах учетного дела также имеется карточка обращения Астраханбеев Ф.С. на прием к Главе МО Пуровский район ДД.ММ.ГГГГ, по итогам которого принято решение о постановке в списке очередников со стажем 24 года под номером 263.

Данные документы подтверждают, что включение и нахождение Арбатов В.А. (Астраханбеев Ф.С.) в данных списках по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не является ошибочным, а проверено и подтверждено надлежащим должностным лицом.

Возражая на иск, надлежащий ответчик – Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО ссылается на то, что Астраханбеев Ф.С. добровольно забрал свое учетное дело в ДД.ММ.ГГГГ году, не возвратил его, что было расценено как отказ от участия в программе, и по решению комиссию по распределению жилищных субсидий был исключен из списка граждан, имеющих право на получение социальных выплат.

Истец подтверждает, что действительно забрал документы из Администрации п. Уренгой, но не потому, что отказался от получения субсидии, а с целью передачи его в Управление жилищной политики Администрации Пуровского района в <адрес>, т.к. работал именно в <адрес>.

Так, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70) на имя Главы Администрации п. Уренгой Астраханбеев Ф.С. просит выдать ему личное дело очередника на получение жилищной субсидии. В заявлении также имеется расписка, какие документы были переданы заявителю – заявление, справки, копия трудовой книжки. Утверждения об отказе от получения субсидии в заявлении нет.

При этом суд установил, что заявление до сих пор находится в материалах учетного дела Астраханбеев Ф.С., представленного представителями Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района. Там же имеются и другие документы, в т.ч. справки об отсутствии приватизированного и забронированного жилья, о составе семьи, иные.

Возражая на иск, надлежащий ответчик настаивает, что истец был исключен из списков органом местного самоуправления в ДД.ММ.ГГГГ году.

Действительно, в протоколе заседания комиссии по рассмотрения вопросов по обеспечению жильем жителей поселка <адрес> за пределами ЯНАО Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имеется решение по списку пенсионеров относительно Астраханбеев Ф.С. в следующей редакции: «Астраханбеев Ф.С. квартиру приватизировал, в поселке постоянно не проживает, нет обязательства о сдаче жилья и других документов, жилищная субсидия меньше стоимости квартиры», в связи с чем Комиссия решила исключить его из списка граждан, желающих получить жилищную субсидию.

Между тем, как следует из списков, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Астраханбеев Ф.С. уже был включен в список, составленный не в Администрации поселка Уренгой, а в Пуровском районе (л.д. 47-48). Решения Администрации Пуровского района об исключении Астраханбеев Ф.С. из списка не принималось.

Кроме того, указанное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ решение об исключении из списков не соответствует установленному законом порядку снятия с учета.

Так, в соответствии со ст. 2 ФЗ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, граждане, принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Основания снятия граждан с учета имеющих право на получение жилищных субсидий предусмотрены пунктом 21 Положения «О регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 879 от 10.12.2002 года, и действующем на момент принятия решения об исключении истца из списков.

В соответствии с пунктом 21 названного Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение жилищных субсидий в случае:

а) получения жилищной субсидии заявителем или членом его семьи;

б) выезда в другую местность на постоянное место жительства;

в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений;

г) неправомерных действий должностных лиц при принятии решения о постановке на учет;

д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах РФ;

е) их письменного отказа или совершение ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им жилищных субсидий в течение года после получения уведомления о постановке на учет имеющих право на получение жилищной субсидии;

ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета;

з) смерти;

и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета.

Ни одного из перечисленных условий, дающих основание для снятия Астраханбеев Ф.С. с учета, в точном соответствии с редакцией нормативного акта, в решении, изложенном в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, не содержится.

То, что он приватизировал квартиру, а субсидия меньше стоимости квартиры, не являются основаниями для снятия с учета. Довод, что он в поселке постоянно не проживает, опровергается сведениями о регистрации истца до ДД.ММ.ГГГГ года в поселке <адрес>. Наличие обязательства о сдаче жилья проверено судом при исследовании учетного дела, и копия такого обязательства от ДД.ММ.ГГГГ приобщена к делу. В заявлении о выдаче «личного дела очередника» истец не заявил об отказе от получения субсидии.

Ответчик в возражениях на иск настаивает, что Астраханбеев Ф.С. не возвратил учетное дело в органы местного самоуправления в течение длительного времени, что было расценено как отказ от участия в программе, однако такого вывода как основания для снятия с учета в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ не содержится. При этом документы учетного дела, в том числе заявление Астраханбеев Ф.С., обязательство о сдаче жилой площади в случае выделения ему субсидии или жилья за пределами ЯНАО, находились и были представлены суду не истцом, а представителями Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района, что не позволяет сделать вывод, что истец умышленно, по своей воле удерживал у себя и не передавал в орган местного самоуправления документы, необходимые для нахождения в списках, и не желал реализовать свое право на получение социальных выплат. Просьба выдать учетное дело сама по себе не может быть расценена как отсутствие намерения оформить необходимые документы. Доказательств совершения истцом действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им жилищных субсидий, суду не представлено. Также не опровергнут довод истца, что уведомления о снятии с учета он не получал.

Аналогичные основания для снятия гражданина с учета сохранены и в Положении о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденном Постановлением Правительства от 3 ноября 2011 года № 909. Такого основания, для снятия гражданина с учета как ошибочность включения в списки, на которую ссылается ответчик в возражениях на иск, в указанном Положении не содержится.

Суд принимает во внимание, что с момента снятия истца с учета до его обращения в суд прошло длительное время, однако требование о применении срока исковой давности надлежащим ответчиком не заявлено. Кроме того, истец настаивает, что об исключении из списков он узнал только в ДД.ММ.ГГГГ году.

Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Таким образом, так как истец был исключен из списков по основанию, не предусмотренному действующим законодательством, суд признает его исключение незаконным.

При таких обстоятельствах истец Арбатов В.А. (Астраханбеев Ф.С.) должен быть восстановлен в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учет – с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).

Так как надлежащим ответчиком по делу является Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО, именно на него следует возложить исполнение решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Арбатов В.А. к Администрации муниципального образования Пуровский район, Администрации Муниципального образования поселок Уренгой, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о восстановлении в очереди граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - удовлетворить.

Восстановить Арбатов В.А. (Астраханбеев Ф.С.) в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по дате постановки на учет, - с ДД.ММ.ГГГГ.

Исполнение решения возложить на Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. В окончательной форме решение суда будет изготовлено 02 апреля 2012 года.

Судья