Дело № 5-43/11 Постановление 13 апреля 2011 года г. Тарко-Сале Федеральный судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Сологуб М.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью фирма «Пурстроймонтаж», юридический адрес: <адрес> УСТАНОВИЛ: Прокурором Пуровского района ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении ООО фирма «Пурстроймонтаж». В постановлении указано, что прокуратурой района во исполнение п.5 решения коллегии прокуратуры Ямало-Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения миграционного законодательства работодателями, использующими иностранную рабочую силу, по результатам которой установлены нарушения в деятельности Общества с ограниченной ответственностью фирма «Пурстроймонтаж» (далее по тексту ООО фирма «Пурстроймонтаж») при приеме и оформлении на работу иностранных работников. Так, в ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО фирма «Пурстроймонтаж» и ФИО2 (разрешение на работу серия 89 № до ДД.ММ.ГГГГ), гражданином <данные изъяты> Республики был заключен трудовой договор №. Согласно пункту 2.1.2 трудового договора, договор был заключен на неопределенный срок. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и обязанностями наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. В соответствии с частью 1 ст.13 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее - ФЗ №115-ФЗ) иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Федеральный закон №115-ФЗ закрепляет обязанности работодателя: 1) уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы России и региональный орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения, о привлечении иностранных работников, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы; 2) уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом; 3) направлять в Министерство внутренних дел РФ или его территориальный орган информацию о нарушении иностранным работником условий трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), о досрочном расторжении таких договоров; 4) сообщать в МВД России или его территориальный орган и территориальный орган федеральной службы безопасности РФ о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания. В соответствии с пунктом 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных Постановлением Правительства РФ №183 от 18.03.2008г. работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства. Согласно пункту 10 указанного Постановления подтверждением выполнения уведомителем обязанности по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы и органа службы занятости населения является наличие отметки о приеме уведомления, проставляемой в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления указанными органами либо в случае направления уведомления почтовым отправлением организацией федеральной почтовой связью. Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований федерального законодательства ООО фирма «Пурстроймонтаж» уведомление в Департамент занятости населения ЯНАО и в Управление Федеральной миграционной службы по ЯНАО, согласно даты приема почтового отправления, было направлено лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечению более 3 суток с момента заключения трудового договора. Так, трудовой договор заключен ДД.ММ.ГГГГ, установленный законом 3-х дневный срок направления уведомлений в Департамент занятости населения ЯНАО и в Управление Федеральной Миграционной службы по ЯНАО истекает ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая изложенное, сообщает прокурор, датой совершения административного правонарушения является ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в деятельности юридического лица - ООО фирма«Пурстроймонтаж» усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ - неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. В судебном заседании законный представитель юридического лица Мирхайдаров Р.Х. вину юридического лица в правонарушении не признал, пояснив, что действительно ДД.ММ.ГГГГ фирма заключила трудовой договор с гражданином <данные изъяты> Республики ФИО2, что было необходимо для получения иностранным гражданином разрешения на право работы. Управление ФМС в <адрес> требует среди прочих документов для оформления разрешения на работу иностранному гражданину предоставления обязательно трудового договора. Согласно пунктам трудового договора, он вступает в действие только после получения в миграционной службе разрешения на работу и издания приказа о приему на работу. После получения работником - иностранным гражданином разрешения на работу, работник приезжает и с ним заключается дополнительное соглашение, оформляется приказ о приеме на работу. Поскольку дополнительное соглашение к трудовому договору с ФИО2 было заключено после выдачи разрешения на работу, ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день издан приказ о приеме на работу и на следующий день, ДД.ММ.ГГГГ, направлены уведомления в Департамент занятости и миграционную службу, то есть в установленный срок. В судебном заседании помощник прокурора Пуровского района Ломовцев Е.А. полагал необходимым признать юридическое лицо виновным в правонарушении и назначить административное наказание на усмотрение суда. Заслушав объяснение законного представителя юридического лица, мнение прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом. В пункте 4.1 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что особенности осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, определяются статьей 13.1 данного Федерального закона. Пункт 9 статьи 13.1 указанного Федерального закона определяет, что работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником в Российской Федерации новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня заключения с иностранным работником в Российской Федерации нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику. В соответствии с пунктом 2 Правил подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, утвержденных Постановлением Правительства РФ №183 от 18.03.2008г. работодатель и (или) заказчик работ (услуг), заключившие трудовой и (или) гражданско-правовой договор с иностранным гражданином и (или) лицом без гражданства, прибывшими в РФ в порядке, не требующем получения визы, и имеющими разрешение на работу, обязаны в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его заключения, уведомить территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности указанных иностранного гражданина и (или) лица без гражданства. Согласно пункту 10 указанного Постановления подтверждением выполнения уведомителем обязанности по уведомлению территориального органа Федеральной миграционной службы и органа службы занятости населения является наличие отметки о приеме уведомления, проставляемой в установленном порядке в отрывной части бланка уведомления указанными органами либо в случае направления уведомления почтовым отправлением организацией федеральной почтовой связью. Таким образом, указанное в п. 2 Правил положение предусматривает необходимость направления указанного уведомления в случае заключения трудового договора с иностранным гражданином, уже имеющим разрешение на работу. Между тем в данном случае трудовой договор заключен с ФИО2, не имеющим разрешения на работу, и заключен именно с целью оформления разрешения на работу, как это следует из объяснений законного представителя юридического лица. Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ, под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. Однако согласно условиям трудового договора, заключенного ДД.ММ.ГГГГ ООО фирма «Пурстроймонтаж» и ФИО2 (л.д. 13-14), договор вступает в силу со дня подписания его Сторонами, день начала работы, определенный сторонами с момента предоставления Работодателю разрешения на работу, выданное Работнику как иностранному гражданину или лицу без гражданства. День начала работы будет определен дополнительным соглашением, после предъявления Работодателю разрешения на работу. Если в течение 10 дней с момента получения разрешение не предоставляется, то договор считается расторгнутым. Таким образом, сам факт заключения данного трудового договора не является единственным и достаточным доказательством того факта, что работник с конкретной даты был допущен к выполнению работ, то есть допущен в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг, либо имело место иное использование труда иностранного гражданина с указанной даты заключения договора. Согласно представленным законным представителем документам, дополнительное соглашение к трудовому договору с ФИО2 было заключено ДД.ММ.ГГГГ после выдачи разрешения на работу, оно было выдано ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ № о приеме на работу ФИО2 в ООО фирма «Пурстроймонтаж». То есть фактически ФИО2 был привлечен к трудовой деятельности лишь с ДД.ММ.ГГГГ Уведомление о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности данного иностранного гражданина было направлено в Департамент занятости ЯНАО и в орган ФМС ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствие состава административного правонарушения. Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Учитывая изложенное, судья приходит к выводу, что имеются обстоятельства, исключающие производство по делу, так как в действиях (бездействии) юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15. КоАП РФ. Поэтому в силу ст. 24.5 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении отношении ООО фирма «Пурстроймонтаж», подлежит прекращению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5 п.2, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья, ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью фирма «Пурстроймонтаж» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 дней со дня получения или вручения копии постановления. Федеральный судья Пуровского районного суда М.В. Сологуб