Дело №5-73/10 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания г. Тарко-Сале 10 мая 2011 года Судья Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа Владимиров Е.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги», расположенного по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут, юридическое лицо ООО «РЖД» в лице филиала «Свердловская железная дорога - Структурное подразделение – Свердловская дирекция инфраструктуры – структурное подразделение – Сургутская дистанция гражданских сооружений», расположенного по адресу: <адрес>, являясь лицом на котором лежит ответственность за выполнение требований норм и правил по обеспечению пожарной безопасности в Российской Федерации (в соответствии с пп.2, 10 ППБ 01-03) допустило нарушения требований норм и правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), Утвержденные Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий №313 от 18 июня 2003 года зарегистрированный в Минюсте Российской Федерации 27 июня 2003 года, за регистрационным № 4838 и введённых в действие 30 июня 2003 года, Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Принят Государственной Думой 4 июля 2008 года, Одобрен Советом Федерации 11 июля 2008 года, при эксплуатации общежитий на территории <адрес> ЯНАО, а именно: в <адрес> - задние и помещения общежития не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, в нарушение п.З. ППБ 01-03, таблица 2 п. 18. НПБ 104-2003, ст.ст. 4,6 Ф3№123, что в случае пожара приведет к позднему оповещением людей о пожаре и создает непосредственною угрозу возникновения пожара, жизни и причинения вреда здоровью людей, а так же привести к техногенной катастрофе, причинению существенного материального ущерба; - во всех помещениях не смонтирована система автоматической пожарной сигнализации, в нарушение п.З. ППБ 01-03, таблица 1 п.6.1. НПБ 110-2003, ст.ст. 4,6. ФЗ №123, что в случае пожара в данных помещениях приведет к позднему обнаружению источника возникновения пожара и распространению пожара по максимальной площади общежития учитывая, что здание общежития в деревянном исполнении и создает непосредственною угрозу возникновения пожара, жизни и причинения вреда здоровью людей, а так же привести к техногенной катастрофе, причинению существенного материального ущерба; - в коридорах общежития без естественного освещения не выполнена система дымоудаления, в нарушение п.З. ППБ 01-03, п.8.2 СНиП 41-01-2003, ст.ст.4., 6. Ф3 №123, что в случае пожара может привести к задымлению путей эвакуации (коридоров) и в последствии отравлении продуктами горения эвакуирующихся через данные коридоры и создает непосредственною угрозу возникновения пожара, жизни и причинения вреда здоровью людей, а так же к техногенной катастрофе, причинению существенного материального ущерба. - Допускается загромождение на путях эвакуации из общежития в нарушении п. 53 ППБ 01-03. ст.ст.4., б. ФЗ №123, что в случае пожара при эвакуации жильцов общежития может привести к травмированию и гибели людей. в <адрес> - в коридоре I этажа не смонтирована система автоматической пожарной сигнализации, в нарушение п.З. ППБ 01-03, таблица 1 п.6.1. НПБ 110-2003, ст.ст.4,6 ФЗ №123, что в случае пожара в данных помещениях приведет к позднему обнаружению источника возникновения пожара и распространению пожара по максимальной площади общежития учитывая, что здание общежития в деревянном исполнении и создает непосредственною угрозу возникновения пожара, жизни и причинения вреда здоровью людей, а так же привести к техногенной катастрофе, причинению существенного материального ущерба; - в здании не выполнен монтаж: внутреннего противопожарного водопровода, в нарушении п. 3 ППБ 01-03; п.6.1. * таблица 2 СНиП2.04.01-85*; ст.ст. 4, 6 ФЗ №123, что в случае пожара на ранней стадии не позволит своевременно ликвидировать возгорание и создаст непосредственною угрозу возникновения пожара до крупных размеров, а так же может привести к техногенной катастрофе, причинению существенного материального ущерба; - Эвакуационные выходы со 2-го и 3-го этажа на лестничные клетки не выполнены шириной не менее 1,2м., в нарушении п. 3 ППБ 01-03; п.6.16 СНиП21-01-97*; ст.ст. 4, 6 Ф3 №123, что в случае пожара при эвакуации жильцов общежития может привести к травмированию и гибели людей. в <адрес> -Автоматическая пожарная сигнализация находится в не рабочем состояние, в нарушении п. 34 ППБ 01-03; ст.ст. 4, 6 ФЗ №123, что в случае возникновения пожара не позволит своевременно подать сигнал о тревоги, затруднит эвакуацию и увеличивает возможность причинения вреда здоровью людей; -Лестничные клетки не отделены от поэтажных коридоров дверями с приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах, в нарушении п. 3 ППБ 01-03; п.6.18 СНиП 21-01-97); ст.ст. 4,6 ФЗ №123, что в случае возникновения пожара позволит огоню быстрыми темпами распространится на другие этажи и привести к травмированию и гибели людей, а также к значительному материальному ущербу. - Электроосветительные лампы (светильники) эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильников, в нарушение пункта 60 ППБ 01-03, что может привести к возникновению пожара и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей. в <адрес> - задние и помещения общежития не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа, в нарушение п.З. ППБ 01-03, таблица 2 п.18. НПБ 104-2003, ст.ст.4.,6. ФЗ №123, что в случае пожара приведет к позднему оповещению людей о пожаре и создает непосредственною угрозу возникновения пожара, жизни и причинения вреда здоровью людей, а так же может привести к техногенной катастрофе, причинению существенного материального ущерба; - в здании и помещениях не смонтирована система автоматической пожарной сигнализации, в нарушение п.З. ППБ 01-03, таблица 1 п.6.1. НПБ 110-2003, ст.ст.4,6 Ф3 №123, что в случае пожара в данных помещениях приведет к позднему обнаружению источника возникновения пожара и распространению пожара по максимальной площади общежития учитывая, что здание общежития в деревянном исполнении и создает непосредственною угрозу возникновения пожара, жизни и причинения вреда здоровью людей, а так же может привести к техногенной катастрофе, причинению существенного материального ущерба; - Лестничные клетки не отделены от поэтажных коридоров дверями с приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах, в нарушении п. 3 ППБ 01-03; п.6.18 СНиП 21-01-97); ст.ст. 4,6 ФЗ №123, что в случае возникновения пожара, огонь быстрыми темпами может распространится на другие этажи и привести к травмированию и гибели людей, а также к значительному материальному ущербу. - Электроосветительные лампы (светильники) эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильников, в нарушение пункта 60 ППБ 01-03, что может привести к возникновению пожара и может повлечь применения вреда жизни и здоровью людей. в <адрес> - задние и помещение общежития не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 3-го типа, в нарушение п.З. ППБ 01-03, таблица 2 п. 18. НПБ 104-2003, ст.ст.4., 6. ФЗ №123, что в случае пожара приведет к позднему оповещением людей о пожаре и создаст непосредственною угрозу возникновения пожара, жизни и причинения вреда здоровью людей, а так же может привести к техногенной катастрофе, причинению существенного материального ущерба; - в здании и помещении не смонтирована система автоматической пожарной сигнализации, в нарушение п.З. ППБ 01-03, таблица 1 п.6.1. НПБ 110-2003, ст.ст.4., 6. ФЗ№123, что в случае пожара в данных помещениях приведет к позднему обнаружению источника возникновения пожара и распространению пожара по максимальной площади общежития учитывая, что здание общежития в деревянном исполнении и создает непосредственною угрозу возникновения пожара, жизни и причинения вреда здоровью людей, а так же может привести к техногенной катастрофе, причинению существенного материального ущерба; - Лестничные клетки не отделены от поэтажных коридоров дверями с приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах, в нарушении п. 3 ППБ 01-03; п.6.18 СНиП 21-01-97); ст.ст. 4, б ФЗ №123, что в случае возникновения пожара, огонь быстрыми темпами может распространится на другие этажи и привести к травмированию и гибели людей, а также к значительному материальному ущербу. - Электроосветительные лампы (светильники) эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильников, в нарушение пункта 60 ППБ 01-03, что может привести к возникновению пожара и может повлечь применения вреда жизни и здоровью людей. В судебном заседании представители ООО «Российские железные дороги» Нагаев А.Ю. и Васин В.А., после разъяснения им прав, вину в совершенном юридическим лицом правонарушении признали, при этом, пояснили, что на балансе ОАО «РЖД» находится большое количество зданий, построенных в прежние годы, конструктивные проекты которых не предусматривали современные нормы правил пожарной безопасности, устранение ряда выявленных проверкой нарушений требует переустройство или капитальный ремонт зданий, больших материальных затрат, штат сотрудников обслуживающих объекты невелик, что затрудняет своевременное устранение нарушений правил пожарной безопасности, и предприятием приняты все возможные меры для устранения допущенных нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, а именно: заключены договоры с централизованным подрядчиком ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологий» на капитальный ремонт и техническое обслуживание охранно-пожарной сигнализации и автоматического пожаротушения с составлением календарного плана работ, заключены договоры с подрядчиками на разработку и изготовление планов эвакуации, разработаны планы и осуществляются мероприятия по устранению нарушений требований пожарной сигнализации, которые будут реализованы в полном объеме в период лета 2011 года. Уточнили, что лишь одно из пяти указанных в протоколе общежитий имеет деревянную конструкцию. Просили не применять наказание, связанное с приостановлением деятельности предприятия. В обоснование своих доводов представители ОАО «РЖД» приобщили : - заверенные копии плана мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности объектов ОАО «РЖД»: общежитий <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, и <адрес>, которыми намечены мероприятия на объектах, сроки их выполнения и ответственные лица. - заверенные копии договора № от ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО «Отраслевой центр внедрения новой техники и технологии», и дополнительное соглашение № к нему от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым до ДД.ММ.ГГГГ подрядчик обязуется, в том числе осуществить капитальный ремонт и обслуживание охранно-пожарной сигнализации и систем автоматического пожаротушения объектов филиала Свердловской железной дороги ОАО «РЖД». - заверенные копии договора № от ДД.ММ.ГГГГ, и приложения к нему, согласно которым подрядчик обязуется изготовить планы эвакуации для оснащения общежитий структурного предприятия Сургутская дистанция гражданских сооружений. - копии свидетельств о государственной регистрации права на объекты недвижимости, подтверждающие право собственности ОАО «РЖД» на общежития, указанные в протоколе об административном правонарушении. - копии технических паспорта на здания общежитий, указанных в протоколе об административном правонарушении. Представитель отдела надзорной деятельности по МО <адрес> Гарбузов В.В. в судебном заседании пояснил, что в период после выявленных нарушений при эксплуатации общежитий реальных мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности ОАО «РЖД» не предпринималось, добровольные противопожарные дружины не функционируют. Для устранения выявленных надзором нарушений правил пожарной безопасности в общежитии необходимо применить приостановление деятельности предприятия, как наиболее действенную меру наказания. Суд, заслушав объяснения представителя ООО «РЖД», объяснение представителя надзорного органа, изучив материалы дела и приобщенные в ходе судебного заседания документы, считает, что вина ООО «Российские железные дороги» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ подтверждается исследованными в ходе судебного заседания доказательствами и оцененными судом в их совокупности. Судом установлено, что юридическое лицо ООО «Российские железные дороги» являясь лицом ответственным по обеспечению выполнений требований норм и правил пожарной безопасности, за пожарную безопасность зданий и сооружений на объектах филиалов ООО «РЖД», допустило вышеуказанные нарушения требований по соблюдению правил и норм пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03), утверждённых Приказом министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, за регистрационным № и введённых в действие ДД.ММ.ГГГГ. Данный факт подтверждается протоколом об административном правонарушении (л.д.7-10), определением об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу (л.д.5), протоколами осмотра принадлежащего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (л.д.7-14,12-17, 18-23, 24-27, 28-33, 34-39), объяснением представителя Васин В.А. ( л.д. 42-43). Также в материалах дела имеются копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица (л.д. 45), свидетельства о постановки на учет в налоговом органе юридического лица (л.д.46), постановления Правительства РФ о создании ОАО «РЖД», устава ОАО «РЖД», ведомственных инструкций и приказов о мерах пожарной безопасности для общежитий, доверенностей, правоустанавливающих документов. В соответствии со ст.2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Суд считает, что действия ООО «Российские железные дороги», в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, как нарушение требование пожарной безопасности, установленных стандартам, нормами и правилами, при отсутствии признаков правонарушений, предусмотренных ст. 8.32 и ст.11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях – квалифицированы правильно. Разрешая заявленные в судебном заседании представителями ОАО «РЖД» пояснения о капитальном исполнении 4-х из пяти зданий общежитий, снижающих степень опасности возникновения пожара и его последствий, суд принимает признает необоснованным вменение юридическому лицу излишних признаков административного правонарушения – опасности возникновения пожара в деревянных зданиях <адрес>, «<адрес>, <адрес>, не влияющих на квалификацию деяния, но подлежащих учету при определении степени общественной опасности правонарушения и меры наказания. В соответствии со ст.3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица. При назначении наказания за совершение административного правонарушения судом учитывается характер совершенного им правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей не установлено. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются совершение правонарушения впервые, признание вины. В соответствии с положениями ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае возникновения угрозы жизни или здоровью людей. Учитывая в совокупности все исследованные судом доказательства и принимая во внимание принятие зависящих от юридического лица значительных мер по устранению допущенных нарушений, в результате которых непосредственная опасность возникновения пожара, причинение вреда здоровью людей сведена к минимуму, материальное положение юридического лица, суд считает возможным, в целях достижения целей наказания, применить предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в максимальном размере. Руководствуясь ч.1 ст.20.4, ст. 29. 9 КоАП РФ судья, ПОСТАНОВИЛ: Общество с ограниченной ответственностью «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей. Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: Получатель: УФК по ЯНАО (ГУ МЧС РФ по ЯНАО), ИНН <данные изъяты>, Банк получателя: р/с <данные изъяты> в РКЦ Салехард, КПП <данные изъяты>, БИК <данные изъяты>, КБК <данные изъяты>, Код ОКАТО <данные изъяты>. Постановление может быть обжаловано и опротестовано в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Пуровский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа. Судья Владимиров Е.В.