Апелляционное решение по гражданскому делу № 11-21(1)/2011



Дело№11-21(1)/2011 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      Р Е Ш Е Н И Е                  

21 октября 2011г.                                                                                                  г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Шумейкина А.П.,

при секретаре Никулиной Н.Н.,

с участием представителя ответчика Иванова В.В., специалиста С.Т.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Пугачеве дело по апелляционной жалобе государственного унитарного предприятия *** «***» на решение мирового судьи судебного участка № 3 Пугачевского района, Саратовской области Черемисина А.В. от 16 августа 2011 года вынесенного по иску государственного унитарного предприятия *** «***» к Леонтьевой Светлане Александровне о взыскании задолженности за водоснабжение

У С Т А Н О В И Л:

Названным решением мировой судья взыскал с Леонтьевой С.А. в пользу государственного унитарного предприятия *** «***» задолженность за водоснабжение и водоотведение в сумме 345,68 руб. и возврат уплаченной госпошлины в сумме 400 руб. и отказал государственному унитарному предприятию *** «***» в удовлетворении иска в остальной части.

В исковом заявлении государственное унитарное предприятие *** «***» в лице *** филиала указывала, что Леонтьева С.А. является абонентом государственного унитарного предприятия *** «***» в лице *** филиала и имеет задолженность за водоснабжение и водоотведение в сумме 1625,43 руб. В заявлении указывалось, что не своевременная и не полная оплата ответчиком производилась с апреля 2007 г., поэтому наравне с задолженностью за водопотребление и водоотведение Леонтьева С.А. обязана к уплате пени в сумме 216,6 руб. На основании этого государственное унитарное предприятие *** «***» в лице *** филиала, просило взыскать с Леонтьевой С.А. задолженность за водопотребление в сумме 1 625,43 руб. пени - 216,6 руб., возврат уплаченной госпошлины 400 руб.

Обосновывая решение о частичном удовлетворении заявленного иска, мировой судья установил наличие между сторонами договорных отношений по водоснабжению и водоотведению, по которым истец предоставляет услугу, а ответчик обязан производить оплату за предоставленную услугу, и что Леонтьева С.А. производит оплату не в полном объеме. Мировой судья посчитал, что у Леонтьевой С.А. имеется задолженность по оплате за водопотребление и водоотведение, вместе с тем пришел к выводу о не верном применении государственным унитарным предприятием *** «***» в лице *** филиала, тарифов за водопотребление и водоотведение при расчете задолженности Леонтьевой С.А. по оплате за услуги и как следствие не верном расчете размера задолженности. Мировой судья посчитал не обоснованным применение истцом при расчете задолженности тарифов установленных Министерством Строительства и жилищно-коммунального хозяйства ***, пришел к выводу, что ответчик должен оплачивать водоснабжение и водоотведение по тарифам установленным муниципальным образованием ***, на основании чего пришел к выводу о размере задолженности за водоснабжение и водоотведение в сумме 345,68 руб. Расчета определенной судом размера задолженности в деле не имеется.

В апелляционной жалобе государственное унитарное предприятие *** «***» считает, что мировой судья не верно пришел к выводу, о частичном удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывается. На основании ч.4 ст.4 ФЗ от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта РФ, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Положением о министерстве строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 14.05,2005 года №168-П, к основным функциям Министерства в сфере ЖКХ отнесено: государственное регулирование тарифов на водоснабжение и водоотведение с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в пределах компетенции; разработка региональных стандартов оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, предельных индексов изменения размера платы граждан за
жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за
коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований.

В силу этого Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, ГУП СО «***» даны разъяснения от 27.06.2007 года №2953, обязательные для применения при начислении платы за водоснабжение потребителям. В частности, разъяснялось, что принимая во внимание действующий порядок, возмещение выпадающих доходов от предоставления услуг населению, утвержденный постановлением Правительства от 08.08.2006 года №243-П, который предусматривает компенсацию убытков ресурсоснабжающей организации только в пределах установленных нормативов, при потреблении питьевой воды на одного человека в пределах нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению, оплата производиться по тарифам, установленным для населения. За объем воды, потребляемый сверх указанных нормативов, оплата производиться по экономически-обоснованным тарифам, установленным для организации коммунального комплекса уполномоченным регулирующим органом.

Постановлением Главы администрации муниципального образования *** ** от 14.11.2006 года были утверждены для населения муниципального образования *** с 1 января 2007 года нормативы потребления коммунальных услуг, согласно которым установлен норматив расхода потребителями воды - холодное водоснабжение без ванны в размере 3 куб.м в месяц. Из чего следует, что муниципалитет ограничил предоставление коммунальных услуг потребителям по льготным тарифам в пределах установленных норм. Превышение объема потребления установленных нормативов обусловлено использованием воды на хозяйственно - бытовые нужды, которые не относятся к коммунальным услугам (полив огородов и приусадебных участков, мойка автотранспорта и т.д.).

На основании этого государственное унитарное предприятие *** «***» считало, что органы местного самоуправления по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ определили тариф на услугу -водоснабжения для Истца в пределах нормы потребления указанной услуги. Сверх указанных нормативов, оплата должна производиться по экономически-обоснованным тарифам, установленным для организации коммунального комплекса уполномоченным регулирующим органом.

В жалобе государственное унитарное предприятие *** «***» просило изменить решение мирового судьи судебного участка №3 и принять новое решение, которым иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель государственного унитарного предприятие *** «***» иск и апелляционную жалобу поддержал по основаниям указанным в иске и апелляционной жалобе. Указал, что считает обоснованным начисление платы ответчику за водопотребление и водоотведение в размере 3 куб. м. по тарифам установленным органом местного самоуправления, а в размере превышающем установленную норму в 3 куб. м. на человека, по тарифам установленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области ГУП СО «***». Данный порядок начисления платы и определения размера задолженности применялся до октября 2010 г., когда Леонтьева С.А. сняла счетчик и стала платить за потребленную услугу по нормативу, за 3 куб. м. на человека.

Леонтьева С.А. в суд не явилась, дело просила рассмотреть в свое отсутствие.

С учетом мнения представителя истца, не возражавшего рассматривать дело в отсутствие Леонтьевой С.А., суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Леонтьевой С.А.

Выслушав сторону, исследовав материалы дела, представленный специалистом расчет задолженности Леонтьевой С.А. суд, суд приходит к выводу о необходимости изменения решения мирового судьи в части определения размера задолженности Леонтьевой С.А. подлежащей взысканию в пользу государственное унитарное предприятие *** «***».

Судом установлено, что Леонтьева С.А. является собственником и проживает в благоустроенной квартире по адресу: *** у нее имеется централизованное водоснабжение. В квартире до октября 2010 г. был установлен индивидуальный прибор учета водоснабжения.

В *** филиале государственного унитарного предприятие *** «***» на имя Леонтьевой С.А. открыт лицевой счет на водоснабжение и водоотведение, что свидетельствует о наличии между сторонами договорных отношений по водопотреблению и водоотведению. Во исполнение данного договора истец осуществляет водоснабжение и водоотведение, Леонтьева С.А. производила оплату за предоставленную услугу.

Начисление платы за водопотребление и водоотведения до октября 2001 *** филиалом государственного унитарного предприятие *** «***» исходя из количества фактически потребленного объема услуги согласно показаний индивидуального учета потребления, при этом объем потребленной услуги делился на две части. Первая часть в размере 3 м.куб. - норма потребления на одного человека установленная органом местного самоуправления ***, рассчитывалась по тарифам установленным органом местного самоуправления, оставшаяся часть по тарифам установленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, превышающим тариф установленный органом местного самоуправления. В связи с тем, что с октября 2010 г., Леонтьева С.А. перестала пользоваться прибором учета, плата за водопотребления и водоотведения стала начисляться по тарифам, установленным органом местного самоуправления.

В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу о необоснованности действий государственного унитарного предприятие *** «***» в лице *** филиала по применению тарифа установленного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, к части объема потребленной услуги, превышающей норму установленную органом местного самоуправления.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса,( в том числе плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение) рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.4 ФЗ от 30.12.2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ отнесены полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в частности установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального
комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным
органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок
для соответствующего субъекта РФ, с учетом утвержденных представительными
органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций
коммунального комплекса.

В силу положений п.7. ч. 2 ст. 5 ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы местного самоуправления устанавливают надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.

На основании материалов дела (лд.13-14) судом установлено, что Постановлением главы администрации муниципального образования *** ** от 14 ноября 2006 г. «О нормативах потребления коммунальных услуг на территории муниципального образования ***» для населения *** утверждены нормативы потребления коммунальных услуг на 2007 год. Согласно п. 6 Приложения к указанному постановлению, норма расхода воды для жилых помещений со степенью благоустройства жилого помещения, холодное водоснабжение без ванны, составляет 3 м. куб. мес. на человека.

Согласно решению Совета муниципального образования *** ** от 23.11.2007 г. «О тарифах на коммунальные услуги на территории муниципального образования *** на 2007 г.» на 2007 г. стоимость одного куб. м воды для водоснабжения составляла - 21,03 руб., для водоотведения - 17 руб.

На 2008 г. тарифы на указанные услуги были утверждены решением Совета муниципального образования *** ** от 27.11.2007 г. «О тарифах на коммунальные услуги на территории муниципального образования *** на 2008 г.» и составили водоснабжение - 24,18 руб. за куб. м., водоотведение - 19,55 руб. за куб. м. (л.д.16).

На 2009 г. тарифы на указанные услуги были утверждены Постановлением Главы администрации муниципального образования *** ** от 26.11.2008 г. «Об установлении тарифов на коммунальные услуги на территории муниципального образования *** на 2009 г.» и составили водоснабжение - 29,02 руб. за куб. м., водоотведение - 23,46 руб. за куб. м. (л.д.17).

На 2010 г. тарифы на указанные услуги были утверждены Постановлением администрации муниципального образования *** ** от 14.12.2009 г. « О внесении изменений и дополнений в постановление администрации муниципального образования *** от 23.11.2009 ** «О тарифах на коммунальные услуги на территории муниципального образования *** на 2010 г.» и составили водоснабжение - 20,6 руб. за куб. м., водоотведение - 7,93 руб. за куб. м. (л.д.18).

Из приложенных к апелляционной жалобе государственного унитарного предприятия *** «***» документов, документов имеющихся в материалах дела, следует, что на указанные периоды органом исполнительной власти *** также принимались решения об утверждении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

Так согласно распоряжения Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области от 4 апреля 2007 г. № 26 - р «О согласовании использования установленных тарифов на услуги водоснабжения и водоотведение филиалом ГУП «***» *** «***» на 2007 г.»(л.д.57) филиалу ГУП «***» *** «***» было согласовано использование тарифов на 2007 г.: водоснабжение - 14,45 руб. без НДС, (21,77 руб. с учетом НДС как было пояснено привлеченным специалистом и представителем истца), водоотведение - 15,76 руб.без НДС ( с учетом НДС 18,6 руб.)     

Распоряжением Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области от 19 ноября 2007 г. № 222 - р «Об установлении тарифа на услуги водоснабжения и водоотведение филиалу ГУП «***» «***» с 1.01.2008 г.»(л.д.58) филиалу ГУП «***» «***» были установлены тарифы на 2008 г.: водоснабжение - 21,12 руб. без НДС, (24,92 руб. с учетом НДС как было пояснено привлеченным специалистом и представителем истца), водоотведение - 18,05 руб.без НДС ( с учетом НДС - 21,3 руб.)     

Распоряжением Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области от 30 ноября 2009 г. № 461 - р «Об установлении тарифа на услуги водоснабжения и водоотведение и очистки сточных вод ГУП СО «***» с 1.01.2010 г. (л.д.59) ГУП СО «***» на 2010 г.были установлены тарифы: водоснабжение - 27,62 руб. без НДС, (32,59 руб. с учетом НДС как было пояснено привлеченным специалистом и представителем истца), водоотведение - 15,63 руб.без НДС ( с учетом НДС - 20,6 руб.)     

Обосновывая свою позицию представители истца также ссылались на письмо Министра строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области от 27 июня 2007 г. № 2953 адресованное генеральному директору ГУП СО «***». В названном письме разъяснялось, что при расчете нормативов на услуги водоснабжения учитываются все направления расходования воды (физиологические санитарно - гигиенические, хозяйственные нужды) в соответствующих объемах. Расходы за потребленную на указанные нужды воду, определяются исходя из принятых органами местного самоуправления тарифов для населения. Превышение фактического объема потребления установленных нормативов может быть обусловлено использованием воды на хозяйственно - бытовые нужды (полив огородов, и приусадебных участков) которые не относятся к коммунальным услугам. Указывалось, что поскольку действующий порядок возмещения выпадающих доходов от предоставления услуг населению предусматривает компенсацию убытков ресурсоснабжающей организации только в пределах установленных нормативов, при потреблении питьевой воды на одного человека в пределах нормативов потребления коммунальных услуг по водоснабжению плата производится по тарифам уставленным для населения, за объем воды потребленный сверх указанных нормативов, оплата производится по экономически обоснованным тарифам установленным для организации коммунального комплекса уполномоченным регулирующим органом. (л.д.21,40)

Из представленного расчета задолженности Леонтьевой С.А. произведенного *** филиалом государственного унитарного предприятие *** «***» (л.д.6- 9), судом установлено, что в период с апреля 2007 г. по октябрь 2010 г., когда заявленные Леонтьевой С.А. показания индивидуального прибора учета воды превышали 3 м. куб., стоимость объема потребленной услуги рассчитывалась по двум ставкам. К потребленной услуге в объеме 3 куб. м. применялся тариф установленный местной администрацией на 2007 г. водоснабжение - 21,03 руб.за куб.м., водоотведения - 17 руб. за куб.м., на 2008 г.водоснабжение - 24,18 руб. за куб. м., водоотведение - 19,55 руб. за куб. м., на 2009 г. водоснабжение - 29,02 руб. за куб. м., водоотведение - 23,46 руб. за куб. м., на 2010 г.водоснабжение - 20,6 руб. за куб. м., водоотведение - 7,93 руб. за куб. м. К потребленной услуге в объеме превышающем 3 куб. м. применялся тариф установленный Министерством строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области на 2007 г. водоснабжение - 21,77 руб., водоотведение - 18,6 руб., на 2008 г.: водоснабжение -24,92 руб. водоотведение - 21,3 руб., на 2010 г.водоснабжение - 32,59 руб., водоотведение -20,6 руб.. Таким образом к потребленной услуге в объеме превышающем 3 куб. м. применялся повышенный тариф.

Анализируя доводы истца о применении разных тарифов для объемов услуги до 3 м. куб. и свыше 3 куб. м. суд находит их не обоснованными.       

Как указывалось выше в силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Таким образом, размер платы за коммунальную услугу закон связывает с объемом потребленной услуги, определенного на основе показаний прибора учета. Нормативов потребления коммунальных услуг, применяется для определения объема потребленной услуги гражданами у которых отсутствует прибор учета.

Размер платы за коммунальные услуги, согласно этой же статье рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не зависит от объема коммунальной услуги.

В силу этого ссылку истца на письмо Министра строительства и жилищно - коммунального хозяйства Саратовской области от 27 июня 2007 г. № 2953, как на основание применения при расчете с населением двухставочного тарифа зависящего от объема потребленной услуги, суд считает не обоснованной, не подлежащей применению при определении размера оплаты за потребленную ответчиком услугу по водоснабжению и водоотведению.

Названное письмо по сути устанавливает новый порядок расчета с населением за услуги по водоснабжению и водоотведению ставя стоимость услуги в зависимость от объема потребленной услуги, и вступает в противоречие с положениями ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, полномочиями органов исполнительной власти субъектов РФ установленных №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». При этом согласно «Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса » утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 47 п. 6. Органы регулирования устанавливают одноставочный или двухставочный тариф на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод представляющий собой ставку платы за потребление холодной воды, водоотведение и очистку сточных вод из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды, 1 куб. метр отводимых сточных вод и 1 куб. метр очищенных сточных вод соответственно.

В силу изложенного мировой судья при определении размера платы за коммунальные услуги, обосновано исходил из тарифов установленных органом местного самоуправления применительно ко всему объему потребленной услуги.

По предложению суда апелляционной инстанции участвующим в деле специалистом, заместителем начальника абонентского отдела *** филиала государственного унитарного предприятия *** «***» С.Т.П., был произведен расчет платы Леонтевой С.А. за оспариваемый период с применением тарифов уставленных местным органом власти ко всему объему потребленной услуги. Согласно указанного расчета задолженность Леонтьевой С.А. за период апрель 2007 - июнь 2011 г. составила 64 руб. 32 коп.

В соответствии со ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно выписке из лицевого счета в отношении квартиры *** государственным унитарным предприятием *** «***» филиалом *** осуществляется водоснабжение и водоотведение через централизованную сеть.

В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.07.2010) состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе, холодное водоснабжение - круглосуточное потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки.

Поскольку установлено, что истец действительно оказывает ответчику коммунальную услугу, поставляет воду и осуществляет водоотведение, ответчик обязан производить оплату за потребленную услугу.

Обязанность по оплате коммунальной услуги ответчик в полном объеме не исполнял, согласно произведенного расчет платы Леонтьевой С.А. задолженность Леонтьевой С.А. на июнь 2011 г. составила - 64 руб. 32 коп.

В силу вышеизложенных положений закона данная сумма подлежит взысканию с Леонтьевой С.А. в пользу государственного унитарного предприятия *** «***».

Поскольку решением мирового судьи с ответчика взыскана задолженность за водоснабжение и водопотребление в сумме 365 рублей 48 копеек, решение в части размера взысканной задолженности подлежит изменению.

В остальной части решение мирового судьи апелляционной инстанции находит обоснованным и не подлежащим отмене либо изменению.

В силу изложенного руководствуясь статьями 328- 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

решение мирового судьи судебного участка № 3 Пугачевского района, Саратовской области Черемисина А.В. от 16 августа 2011 года вынесенного по иску государственного унитарного предприятия *** «***» к Леонтьевой Светлане Александровне о взыскании задолженности за водоснабжение изменить в части размера задолженности за водопотребление и водоотведение подлежащей взысканию с Леонтьевой С.А..

Взыскать с Леонтьевой Светланы Александровны в пользу государственного унитарного предприятия *** «***» задолженность за водоснабжение и водоотведение в сумме 64,32 руб. и возврат уплаченной госпошлины в сумме 400 руб.

В остальной части решение мирового судьи судебного участка № 3 Пугачевского района, Саратовской области Черемисина А.В. от 16 августа 2011 года вынесенное по иску государственного унитарного предприятия *** «***» к Леонтьевой Светлане Александровне о взыскании задолженности за водоснабжение оставить без изменения.

Апелляционное решение вступает в законную силу со дня его вынесения и обжалованию в кассационном порядке не подлежит.

Судья