Решение о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии



Дело ***(1) 2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июля 2010 г. г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Викторовой И.В.

при секретаре Соловьевой Е.В.

с участием истца Андреевой Л.С.,

представитель истца Лопоухова В.Ю.,

представителей ответчика Орловой Е.М., Бабкиной Л.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, дело по иску Андреевой Любови Сергеевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Пугачевском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Андреева Л.С. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в Пугачевском районе Саратовской области (далее УПФР) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в трудовой стаж периодов работы машинистом конвейера на дробильном заводе Быстрореченского карьероуправления Ростовской области с 30 января 1989 года по 31 августа 2001 года и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 28 октября 2009 года. В обоснование иска указала, что в период с 30 января 1989 года по 31 августа 2001 года работала машинистом конвейера на дробильном заводе Быстрореченского карьероуправления (ОАО «Волгодон»), т.е. выполняла работу, предусмотренную разделом № 1 Списка № 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10. Однако, УПФР своим решением от 06 ноября 2009 года отказало ей в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по тем основаниям, что документально не подтверждена ее постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах по добыче полезных ископаемых в карьере. Считая отказ необоснованным, истец обратилась в суд с настоящим иском.

В судебном заседании истица Андреева Л.С. исковые требования поддержала и уточнила. Просила признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, засчитать в льготный стаж периоды работы на дробильном заводе Быстрореченского карьероуправления (ОАО «Волгодон») с 30 января 1989 года по 01 апреля 1990 года в должности машиниста конвейера, с 02 апреля 1990 года по 18 октября 1992 года в должности грохотовщицы, с 19 октября 1992 года по 20 февраля 1995 года в должности машиниста конвейера, с 21 февраля 1995 года по 31 августа 2001 года в должности грохотовщицы, и назначить трудовую пенсию по старости с 28 октября 2009 года. Пояснила, что дробильный завод входил в структуру горонодобывающего предприятия - Быстрореченского карьероуправления. Завод находился в полутора километрах от карьера, за пределами горного отвода. В процессе переработки камень дробился на фракции, полученный в результате щебень вывозился на реализацию. Работа на заводе являлась продолжением технологического процесса добычи полезного ископаемого. Она была занята на работе с вредными и опасными условиями труда.

Представитель истца Лопоухов В.Ю. иск поддержал. Считал, что поскольку истец занимала должности, поименованные в Списке, отказ в назначении ей досрочной пенсии является незаконным.

Представители УПФР в Пугачевском районе Орлова Е.М. и Бабкина Л.Ю. с иском не согласились по тем основаниям, что работники дробильных заводов могут пользоваться правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с разделом 1 Списка №2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, если эти заводы расположены на территории карьера, и эти работы являются продолжением горных работ. Дробильно-сортировочный завод перерабатывает горную массу на щебень. Процесс переработки не поименован в разделе 1 Списка №2, а значит, он должен являться составной частью технологического процесса горных работ по добыче полезных ископаемых. На предприятии, где работала истица, осуществлялось два отдельных вида производства - добыча известняка в карьере и переработка добытого известняка на дробильно-сортировочном заводе. Поскольку завод находился за пределами горного отвода, переработка известняка на нем не относится к горным работам. Индивидуальные сведения застрахованного лица Андреевой Л.С. сданы в УПФР без указания кода льгот, что также свидетельствует об отсутствии льготного стажа.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.

В соответствии с подп.2 п.1, п.2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В случае, если женщина проработала на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеет требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия ей назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года такой работы.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 «Открытые горные работы и работы на поверхности» раздела 1 «Горные работы» Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, а в отношении периодов работы до 01 января 1992 года также пунктом 1 «Открытые горные работы и работы на шахтной поверхности» раздела 1 «Горные работы» Списка №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, предусмотрено, что право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие, поименованные в указанном подразделе, занятые в карьерах на горных работах по добыче полезных ископаемых, перечисленных в этом разделе, в том числе машинисты конвейеров и грохотовщики.

В связи с этим, одним из условий досрочного назначения пенсии работникам дробильно-сортировочных заводов является их расположенность на территории карьера, и работы, производимые ими должны являться продолжением технологического процесса добычи полезного ископаемого.

Из материалов дела следует, что Андреева Л.С. на момент обращения в УПФР о назначении пенсии в соответствии с названным законом имела возраст 50 лет и 25 лет 05 месяцев 04 дня страхового стажа. Решением комиссии по пенсионным вопросам при УПФР в Пугачевском районе от 06 ноября 2010 года № 88 истице отказано в зачете в специальный стаж периодов работы с 30 января 1989 года по 01 апреля 1990 года, с 09 октября 1992 года по 20 февраля 1995 года в качестве машиниста конвейера, а также с 02 апреля 1990 года по 18 октября 1992 года, с 21 февраля 1995 года по 31 августа 2001 года в качестве грохотовщицы дробильного завода Быстрореченского карьероуправления (ОАО «Волгодон»), т.к. документально не подтверждена постоянная в течение полного рабочего дня занятость заявителя на работах по добыче полезных ископаемых в карьере л.д.6-8).

Факт работы Андреевой Л.С. с 30 января 1989 года по 31 августа 2001 года в качестве машиниста конвейера и грохотовщицы на дробильном заводе (фабрике) Быстрореченского карьероуправления, преобразованном впоследствии в ОАО «Волгодон», подтверждается записями в трудовой книжке истицы л.д.9-17), архивными выписками из приказов (л.д.26-30,32,35,37).

Согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Волгодон» ликвидировано в феврале 2008 года л.д.71-75).

Из Устава ОАО «Волгодон» в редакции 2002 года видно, что основным видом деятельности общества являлись добыча и переработка полезных ископаемых и их реализация, в частности, производство металлургического известняка, строительного щебня и других видов продукции л.д.76-78).

Сводный план горных работ ОАО «Волгодон», пополненный на 01 марта 2001 года, показывает, что дробильно-сортировочная фабрика ОАО «Волгодон» находилась за пределами горного отвода л.д.81-86).

Из пояснительной записки к проекту испрашиваемого горного отвода по карьеру №4, акта, удостоверяющего горный отвод от 15 ноября 1993 года № 347 установлено, что Быстрореченское карьероуправление (ОАО «Волгодон») занималось разработкой месторождения известняка открытым способом. После добычи известняк вывозился автосамосвалами БелАЗ на дробильно-сортировочный завод, расположенный за пределами горного отвода. Добытое полезное ископаемое перерабатывалось на дробильном заводе, выпускающем щебень фракции 20-40мм,5-20 мм, и фабрике мокрого обогащения - фракции 10-20мм и 3-10мм л.д.79,80). Следовательно, на предприятии осуществлялось два отдельных вида производства - добыча известняка в карьере и переработка добытого в карьере известняка на дробильно-сортировочном заводе.

В материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие, что переработка известняка являлась продолжением технологического процесса добычи известняка в карьере. Поэтому работа истца в спорный период в качестве машиниста конвейера и грохотовщицы не дает право на досрочную трудовую пенсию.

Из дела видно, что машинисты конвейеров и грохотовщики дробильно-сортировочного завода ОАО «Волгодон» были включены в Перечень льготных профессий и должностей в период с 1998 года по 2001 год (л.д.108-128).

Согласно п.2 ст.13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Однако, работодателем не подтвержден особый характер работы истца в спорный период. Представленные им в УПФР данные о стаже работника не содержали сведений об особых условия труда, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица Андреевой Л.С. л.д.46-48).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на заявителе лежит обязанность предоставить в орган Пенсионного фонда документы, подтверждающие право на получение пенсии, в том числе право на получение пенсии на льготных условиях. Однако, Андреевой Л.С. не представлены доказательства в подтверждение работы по добыче полезных ископаемых в карьере. Поэтому решение УПФ РФ в Пугачевском районе от 06 ноября 2009 года об отказе истице в назначении льготной пенсии по старости является законным и оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Андреевой Любови Сергеевне в удовлетворении иска к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Пугачевском районе Саратовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включении в трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья