***(1)/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 19 августа 2010 г. г. Пугачев Пугачевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Шумейкина А.П., при секретаре Никулиной Н.Н., с участием прокурора Шульги Игоря Анатольевича, представителя администрации муниципального образования г. Пугачева Саратовской области Кинсфатер Анастасии Витальевны У С Т А Н О В И Л: Пугачевский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования г. Пугачева Саратовской области (далее Администрации) о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по надлежащему обеспечению населения питьевой водой, соответствующей санитарным правилам. В обоснование заявления указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения и о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам домов № 2, 4 по ул. ..., г. Пугачева, Саратовской области установлено, что Администрация ненадлежащим образом обеспечивает население муниципального образования г. Пугачева питьевой водой, соответствующей санитарным правилам. В нарушение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» на момент проверки домов №2, №4 по ул. ..., г. Пугачева, Саратовской области установлено, что водоснабжение в квартирах вышеуказанных домов отсутствует, для жителей указанных организовано привозное водоснабжение 1 раз в сутки в вечернее время. Согласно заключению эксперта проба воды из водопроводного крана по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. ..., д. 4,кв.2 не соответствует санитарным правилам. По мнению прокурора, указанными нарушениями санитарных правил создается угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц. На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации выразившееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению населения муниципального образования г. Пугачева Саратовской области питьевой водой, соответствующей санитарным правилам, и обязать Администрацию устранить указанные нарушения закона и организовать обеспечение качественной питьевой водой жителей домов № 2, №4, по ул. ..., г. Пугачева, Саратовской области. В судебном заседании прокурор Шульга И.А. отказался от заявления в части признания незаконным бездействия Администрации выразившееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению населения муниципального образования г. Пугачева Саратовской области водой. Причиной отказа послужило то, что 09 августа 2010 г. между администрацией муниципального образования г. Пугачева и ГУП СО «Облводоресур» заключен муниципальный контракт на реконструкцию водовода к жилым домам № 2 и №4 по ул. ... в г. Пугачеве Саратовской области. В остальной части заявление поддержал. Пояснил, что дома №2, №4 по ул. ..., г.Пугачева, Саратовской области двухэтажные, многоквартирные, на три подъезда, построены по типовому проекту. Оснащены всеми видами санитарно - технического благоустройства: холодное водоснабжение и централизованное канализование от городского коллектора. Указал, что не качественность поставляемой воды подтверждается заключением эксперта от 5.07.2010 г. За данное нарушение директор Пугачевского филиала государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс» привлечен к административной ответственности. Данный факт подтверждает неисполнение администрацией муниципального образования г. Пугачева обязанности по организацию водоснабжения населения качественной питьевой водой. Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Пугачева Кинсфатер А.В. заявление считала не подлежащим удовлетворению. Указала, что согласно закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязанность по подаче воды отвечающей санитарным требованиям несет поставщик и владелец сетей. В данном случае Пугачевский филиал государственного унитарного предприятия Саратовской области «Облводоресурс». Администрация не вправе вмешиваться в оперативно- хозяйственную деятельность предприятия. Гражданам указанных в заявлении прокурора домов, питьевая вода подвозится автоцистернами. Документов, подтверждающих качество воды не имеется. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ч. 1,2 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Согласно ст. 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В качестве санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ст. 32 названного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг осуществляют производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены: бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, бесперебойное отведение из жилого помещения бытовых стоков. Таким образом, государственное унитарное предприятие Саратовской области «Облводоресурс» в лице Пугачевского филиала как исполнитель услуг по снабжению населения питьевой водой самостоятельно несет ответственность за качество поставляемой населению питьевой воды. Суд считает, что из сказанного не следует вывод об освобождении органов местного самоуправления от обязанности по организации снабжения населения питьевой водой, качество которой соответствует санитарным нормам. Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения. Из сказанного следует обязанность органов местного самоуправления по организации обеспечения населения бесперебойной подачи в жилые помещения питьевой воды надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Кроме этого в соответствии с.п.п. 8 п. 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения также относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Положениями пункта «г» части 2 ст. 11 названного закона определено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования согласно ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", является расходным обязательством муниципального образования. Статьей 28 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей других противоправных действиях несут, в том числе гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ. Пунктами 3.1, 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. На основании пояснений прокурора судом установлено, что дома №2, №4 по ул. Строителей, г.Пугачева, Саратовской области двухэтажные, многоквартирные, на три подъезда, построены по типовому проекту. Оснащены всеми видами санитарно - технического благоустройства: холодное водоснабжение и централизованное канализование от городского коллектора. Из заключения эксперта №149 от 05 июля 2010 г. следует, что проба воды из водопроводного крана по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. ..., д.4,кв.2 по микробиологическим и санитарно - химическим показателям не соответствует СанПиН 2.***-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» л.д. 12). Согласно акту проверки жилых домов по адресу: Саратовская область, г. Пугачев, ул. ..., д. №2, д. № 4 от 27 июля 2010 г., судом установлено, что на момент проведения обследования, водоснабжение в указанных домах отсутствует. Из акта обследования жилых домов №2, №4 по ул. ..., г. Пугачева, Саратовской области от 18 августа 2010 г., следует, что на момент проведения проверки в квартирах №2, №4, №5, д. 4, по ул. ..., г. Пугачева, Саратовской области вода подавалась средним напором. Со слов жителя кв.1, д. 2, по ул. ..., г. Пугачева, Саратовской области С.Р.Ф. вода отсутствовала 17 августа 2010 г. с 17 час. Сведений о том, что поставляемая вода по качеству соответствует установленным санитарным правилам, администрацией муниципального образования не представлено. Отсутствие документов подтверждающих качественность поставляемой населению питьевой воды свидетельствует, что администрация муниципального образования г. Пугачева заблаговременно не осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, по защите населения от чрезвычайных ситуаций, возникновение которых возможно в связи с подачей населению питьевой воды, не отвечающей требованиям санитарных норм и правил. Не принятием мер организации обеспечения качественной питьевой водой жителей домов № 2, №4 по ул. ..., г. Пугачева, Саратовской области в соответствии с санитарными нормами и правилами, нарушаются права неопределенного круга лиц на бесперебойную подачу питьевой воды в объемах, и качестве необходимых потребителю, создается угроза безопасности жизни и здоровью людей. В соответствии со ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с этим требование прокурора о возложении на администрацию муниципального образования ... обязанности по организации обеспечения качественной питьевой водой жителей домов ***, ***, по ..., ..., ..., суд находит подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление Пугачевского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г. Пугачева Саратовской области о возложении на администрацию муниципального образования г. Пугачева обязанности по организации обеспечения качественной питьевой водой, удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования г. Пугачева Саратовской области организовать обеспечение качественной питьевой водой жителей домов № 2, №4, по ул. ..., г. Пугачева, Саратовской области. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья