Решение о признании бездействия незаконным



Дело ***(1)/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2010 г. г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Воробьева С.А.,

при секретаре Кайб О.И.,

с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Батова Е.П., представителя ответчика и третьего лица Музюкина В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пугачевского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц к отделу военного комиссариата Саратовской области по г.Пугачеву, Пугачевскому, Ивантеевскому и Краснопартизанскому района о признании бездействий незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

Пугачевский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к отделу военного комиссариата Саратовской области по г.Пугачеву, Пугачевскому, Ивантеевскому и Краснопартизанскому района о признании незаконным бездействия, выразившегося в не устранении нарушений правил санитарной и пожарной безопасности. В обосновании иска указал, что в ходе проверки исполнения в призывном пункте отдела военного комиссариата Саратовской области по г.Пугачеву, Пугачевскому, Ивантеевскому и Краснопартизанскому районам (далее призывной пункт) законодательства о санитарной и пожарной безопасности установлено, что в нарушение требований ст.5-6,51,134 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.40,51,53,57,60 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), ст.25,37 Федерального закона «О пожарной безопасности» в помещении призывного пункта отсутствует: автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией при пожаре. Деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, электролампы не заключены в защитные плафоны. На путях эвакуации имеется горючая отделка, отсутствуют сведения об уровне пожарной безопасности на линолеум в общем коридоре. На окнах установлены глухие металлические решетки, в помещении не вывешен план эвакуации людей при пожаре, пути эвакуации, эвакуационные выходы, не обозначены знаками пожарной безопасности места расположения первичных пожарных средств, не произведен замер сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования. Ответственным лицом за противопожарное состояние не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума. В нарушении ст.24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.7.1 СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров» кабинеты для проведения медицинского освидетельствования призывников хирургом, ЛОР-врачом, невропатологом, психиатром и стоматологом не соответствуют нормативам по площади, кабинеты ЛОР-врача и невролога не имеют естественного освещения.

Ответственным за противопожарное состояние, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в помещении призывного пункта является начальник отдела военного комиссариата по г.Пугачеву, Пугачевскому, Ивантеевскому и Краснопартизанскому районам, который в силу обязанностей и закона должен устранять допущенные нарушения.

По мнению прокурора, указанные нарушения требований санитарной и пожарной безопасности влияют на возможность возникновения эпидемии, пожара опасность процесса вынужденной эвакуации людей, на возможность тушения пожара, чем создается непосредственная угроза жизни и здоровью людей. Считает, что бездействие начальника отдела военного комиссариата выразившееся в нарушении требований санитарной и пожарной безопасности и непринятии мер к их устранению, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту их жизни, здоровья и имущества.

На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие начальника отдела военного комиссариата по г.Пугачеву, Пугачевскому, Ивантеевскому и Краснопартизанскому районам выразившееся в неустранении нарушений правил санитарной и противопожарной безопасности, и обязать его устранить допущенные нарушения.

В судебном заседании прокурор Батов Е.П. заявление уточнил и указал, что требование в части возложения на начальника отдела военного комиссариата обязанности демонтировать на окнах призывного пункта глухие металлические решетки или оборудовать окна запирающимися решетками, заключить электролампы в защитные плафоны, вывесить план эвакуации, эвакуационные выходы, обозначить знаками пожарной безопасности места расположения первичных средств пожаротушения, а так же признания незаконным бездействие начальника отдела военного комиссариата в части непринятия мер к надлежащему соблюдению в помещении призывного пункта пожарных норм и правил он не поддерживает, так как названные нарушения устранены. Поскольку законом на начальника отдела военного комиссариата не возложена обязанность по соблюдению в помещении призывного пункта санитарных правил, требование в части возложения на начальника отдела военного комиссариата обязанности по приведению в соответствии с нормативами по площади кабинеты для проведения медицинского освидетельствования призывников хирургом, ЛОР-врачом, невропатологом, психиатром и стоматологом, приведении в соответствии с нормативами освещения в кабинетах приема ЛОР-врача и невролога, и в связи с этим признания не законным бездействия по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил не поддерживает. В остальной части иск поддержал.

Представитель ответчика и третьего лица в одном лице Музюкин В.И. с учетом частичного устранения нарушений пожарных норм и правил в помещении призывного пункта, с иском в остальной части согласен. Указал, что руководство деятельностью призывного пункта, а так же ответственность по соблюдению пожарных норм и правил возложена на начальника отдела военного комиссариата по г.Пугачеву, Пугачевскому, Ивантеевскому и Краснопартизанскому районам. Указанные в иске нарушения имеются, о чем в известность поставлен военный комиссариат Саратовской области, составлены сметные расчеты, однако денежных средств до настоящего времени не выделено.

Выслушав прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Из пояснений представителя ответчика и третьего лица Музюкина В.И. судом установлено, что призывной пункт предназначен для организации призыва и отправки призывных ресурсов, а так же проведения медицинского освидетельствования призывников. Учреждение является местом массового пребывания людей.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

На основании пояснений прокурора Батова Е.П., представителя ответчика и третьего лица Музюкина В.И., акта проверки от 27 июля 2010 г. составленного старшим помощником Пугачевского межрайонного прокурора Батовым Е.П. и старшим инженером отделения ГПН по Пугачевскому району А.Р.Ф. судом установлено, что деревянные конструкции чердачного помещения призывного пункта не обработаны огнезащитным составом. В помещении призывного пункта отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а так же система оповещения и управления эвакуацией при пожаре. Потолок и перегородки, отделяющие служебные помещения от общего коридора изготовлены из дерева, перегородки оклеены обоями, тем самым на путях эвакуации имеется горючая отделка. На полу общего коридора постелен горючий материал (линолеум), сведений об уровне пожарной опасности отделочных материалов не имеется. Ответственным лицом не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума, не произведен замер сопротивления изоляции силового и осветительного электрооборудования.

Статьей 34 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

В соответствии со ст.25 указанного закона обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Пунктом 36 Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №313 предусмотрено, что нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться. Обработанные (пропитанные) в соответствии с требованиями нормативных документов деревянные конструкции и ткани по истечении сроков действия обработки (пропитки) и в случае потери огнезащитных свойств составов должны обрабатываться (пропитываться) повторно.

В соответствии с п.53 указанных Правил, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков.

Согласно ч.6 ст.134 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», при применении декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости следует учитывать класс материала, указанный в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону.

Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» НПБ 110-03, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 г. №315 установлены требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.

Согласно п.5.1 табл.2 п.15 Норма пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружения» (НПБ-104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 г. №323, в учреждениях органов управления и других административных зданиях необходим 2 и 3 тип системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах.

Судом установлено, что в здании призывного пункта по адресу: Саратовская область, г.Пугачев, ул.... д.20/2 деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом. В помещении призывного пункта отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а так же система оповещения и управления эвакуацией при пожаре. Потолок и перегородки, отделяющие служебные помещения от общего коридора изготовлены из дерева, перегородки оклеены обоями, тем самым на путях эвакуации имеется горючая отделка. На полу общего коридора постелен горючий материал (линолеум), сведений об уровне пожарной опасности отделочных материалов не имеется. Ответственным лицом не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума, не произведен замер сопротивления изоляции силового и осветительного электрооборудования.

Согласно ст. 37, 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

На основании свидетельства о государственной регистрации права 64 АБ *** от 28.12.2007 г., выписки из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.09.2010 г. нежилое здание (призывной пункт) Пугачевского муниципального района находится в оперативном управлении у военного комиссариата г.Пугачева, Пугачевского и Ивантеевского районов Саратовской области.

В соответствии со ст. 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Согласно ст.131 ГК право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В соответствии с приказом военного комиссара Саратовской области №292 от 05.10.2009 г. военный комиссариат г.Пугачева, Пугачевского и Ивантеевского районов Саратовской области реорганизован в отдел военного комиссариата Саратовской области по г.Пугачеву, Пугачевскому, Ивантеевскому и Краснопартизанскому районам Саратовской области. Этим же приказом установлено провести совместную инвентаризацию имущества и финансовых средств, подготовить и представить в военный комиссариат передаточные акты, которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам.

Согласно справки военного комиссариата Саратовской области №1951 от 02.09.2010 г. здание призывного пункта Пугачевского района в соответствии с Директивой Министра обороны РФ №Д-79 от 29.08.2009 г. передано военному комиссариату Саратовской области, которое в настоящее время подготавливает документы по передаче призывного пункта в свое оперативное управление.

Доказательств, подтверждающих прекращение государственной регистрации оперативного управления призывного пункта военным комиссариатом г.Пугачева, Пугачевского и Ивантеевского района и государственную регистрацию оперативного управления призывным пунктом военным комиссариатом Саратовской области не представлено, а поэтому призывной пункт является помещением до настоящего времени закрепленным на отделом военного комиссариата по г.Пугачеву, Пугачевскому, Ивантеевскому и Краснопартизанскому районам.

В силу п.п.20 п.11 Положения об отделе военного комиссариата Саратовской области по г.Пугачеву, Пугачевскому, Ивантеевскому и Краснопартизанскому районам, утвержденного 07.12.2009 г. военным комиссаром Саратовской области, начальник отдела военного комиссариата обязан обеспечивать выполнение требований противопожарной безопасности, содержание и правильную эксплуатацию зданий, помещений и территорий, закрепленной за отделом военного комиссариата. Указанные обязанности начальника отдела военного комиссариата соответствуют п.п.22 п.16 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 г. №1132.

Из вышеперечисленных нормативных актов следует, что начальник отдела военного комиссариата в силу своих полномочий обязан соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности в помещении призывного пункта.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности заявленного прокурором требования.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Пугачевского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать начальника отдела военного комиссариата Саратовской области по г.Пугачеву, Пугачевскому, Ивантеевскому и Краснопартизанскому районам устранить нарушения правил и норм пожарной безопасности в помещение призывного пункта расположенного по адресу: Саратовская область, г.Пугачев, ул.... д.20/2, а именно: оборудовать помещение призывного пункта автоматической сигнализацией и системой оповещения, управления эвакуацией при пожаре; деревянные конструкции чердачного помещения призывного пункта обработать огнезащитным составом; демонтировать деревянные перегородки, отделяющие служебные помещения от общего коридора, горючий материал (линолеум) на полу общего коридора, потолок на путях эвакуации в общем коридоре или принять меры к монтажу указанных частей негорючими материалами; провести замер сопротивления изоляции силового и осветительного оборудования; пройти обучение, либо организовать обучение ответственного лица за противопожарное состояние призывного пункта по программе пожарно-технического минимума.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления окончательной форме в Саратовский областной суд.

Судья