***(1)/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 23 сентября 2010 г. г. Пугачев Пугачевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Шумейкина А.П.., при секретаре Никулиной Н.Н., с участием прокурора Садовникова Ивана Владимировича, представителя администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области Линькова Николая Петровича, У С Т А Н О В И Л: Пугачевский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области (далее администрация) выразившегося в непринятии мер по надлежащему обеспечению населения Старопорубежского муниципального образования питьевой водой, соответствующей санитарным правилам. В обоснование заявления указал, что в состав Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области входят населенные пункты: с. Камелик, пос. Орошаемый, пос. Степной. В нарушение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ответчиком не приняты меры по организации на его территории водоснабжения населения в соответствии с санитарными правилами и нормами. Прокурор указывает, что водоснабжение населения с. Камелик осуществляется из поверхностного источника р. Большой Иргиз. Вода из источника подается населению без обеззараживания и очистки. На подаче в разводящую сеть вода по санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по мутности. Водоснабжение населения пос. Орошаемый осуществляется из поверхностного источника реки Большой Иргиз. Вода подается населению без обеззараживания и очистки. На подаче в разводящую сеть вода по санитарно - химическим и микробиологическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по цветности мутности, содержанию марганца, микробиологическим показателям. Водоснабжение в пос. Степном осуществляется из подземного источника артезианская скважина, вода населению подается без обеззараживания и очистки. Вода из источника по санитарно - химическим показателям (содержанию хлоридов, марганца, аммиака, по общей жесткости) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Также в нарушение требований санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения» на источнике в с.Камелик не ограждена зона санитарной охраны 1 - го пояса, заросла сорной растительностью, в пос. Орошаемом не выделена не ограждена не обустроена, в пос. Степном залита водой в связи с неисправностью скважины, на территории санитарной зоны установлена емкость для водопоя скота. Проекты организации зон санитарной охраны отсутствуют. В нарушение Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей от 21.11.2005 г. №776 «О санитарно - эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации» не составлялось санитарно - эпидемиологическое заключение на деятельность, связанную с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения. На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие администрации выразившееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению населения Старопорубежкского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области питьевой водой, соответствующей санитарным правилам, и обязать администрацию устранить указанные нарушения закона и организовать надлежащее обеспечение качественной питьевой водой жителей Старопорубежского муниципального образования, в том числе разработать санитарно - эпидемиологическое заключение на источники водоснабжения, расположенные с. Камелик, пос. Орошаемом, пос.Степной Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, разработать программу производственного контроля качества воды разработать проект организации зон санитарной охраны и огородить, указанные зоны на источниках водоснабжения. В судебном заседании прокурор Садовников И.В. заявление поддержал в полном объеме, об обстоятельствах дела пояснил, как изложено выше. Представитель администрации заявление считал подлежащим удовлетворению. Выслушав прокурора, представителя администрации, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ч. 1,2 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Согласно ст. 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В качестве санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ст. 32 названного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг осуществляют производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Кроме этого в соответствии с.п.п. 8 п. 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения также относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Положениями пункта «г» части 2 ст. 11 названного закона определено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования согласно ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", является расходным обязательством муниципального образования. Статьей 28 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей других противоправных действиях несут, в том числе гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ. Пунктами 3.1, 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация водоснабжения населения. В силу пункта 4 ст. 3 Устава Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро -, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом л.д.6-10). Таким образом, администрация несет обязанность по организации снабжения населения питьевой водой, качество которой соответствует санитарным нормам и ответственность за качество поставляемой населению питьевой воды. На основании пояснений прокурора, представителя администрации, протокола лабораторных исследований от 9.09.2010 г. № 3614 с приложениямил.д.24,12,20) судом установлено, что водоснабжение населения с. Камелик осуществляется из поверхностного источника р. Большой Иргиз. Вода из источника подается населению без обеззараживания и очистки. На подаче в разводящую сеть вода по санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по мутности. Водоснабжение населения пос. Орошаемый осуществляется из поверхностного источника реки Большой Иргиз. Вода подается населению без обеззараживания и очистки. Согласно протоколу лабораторных исследований от 9.09.2010 г. № 3615 с приложениямил.д.25,13,22) а подаче в разводящую сеть вода по санитарно - химическим и микробиологическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по цветности мутности, содержанию марганца, микробиологическим показателям. Водоснабжение в пос. Степном осуществляется из подземного источника артезианская скважина вода населению подается без обеззараживания и очистки. Согласно протоколу лабораторных исследований от 9.09.2010 г.№ 3613 с приложениямил.д.23,17,18) Вода из источника по санитарно - химическим показателям (содержанию хлоридов, марганца, аммиака, по общей жесткости) не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения». Также в нарушение требований санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого водоснабжения» на источниках в пос. Орошаемом не выделена, не ограждена, не обустроена, в пос. Степном залита водой в связи с неисправностью скважины, на территории санитарной зоны установлена емкость для водопоя скота. Проекты организации зон санитарной охраны отсутствуют. В нарушение Приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 июля 2007 г. N 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок" (с изменениями и дополнениями) не составлялось санитарно - эпидемиологическое заключение на объекты централизованных систем питьевого водоснабжения. Сведений о том, что поставляемая вода по качеству соответствует установленным санитарным правилам, администрацией муниципального образования не представлено. Отсутствие документов подтверждающих качественность поставляемой населению питьевой воды и документов о соблюдении санитарных правил при эксплуатации источников водоснабжения свидетельствует, что администрация заблаговременно не осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, по защите населения от чрезвычайных ситуаций, возникновение которых возможно в связи с подачей населению питьевой воды, не отвечающей требованиям санитарных норм и правил. Не принятием мер организации обеспечения качественной питьевой водой жителей села Камелик, поселков Орошаемый, Степной Пугачевского района Саратовской области в соответствии с санитарными нормами и правилами, нарушаются права неопределенного круга лиц на бесперебойную подачу питьевой воды в объемах, и качестве необходимых потребителю, создается угроза безопасности жизни и здоровью людей. В соответствии со ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с этим требование прокурора о возложении на администрацию Заволжского муниципального образования обязанности по организации обеспечения качественной питьевой водой жителей сел Варваровка, Каменка, Березово, Саратовской области, суд находит подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление Пугачевского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия администрации по водоснабжению населения, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области выразившееся в непринятии мер по организации обеспечения качественной питьевой водой населения села Камелик, поселка Орошаемый, поселка Степной Пугачевского района Саратовской области. Обязать администрации Старопорубежского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области организовать обеспечение качественной питьевой водой жителей села Камелик, поселка Степной, поселка Орошаемый Пугачевского района Саратовской области, в том числе разработать санитарно-эпидемиологическое заключение на источники водоснабжения села Камелик, поселка Степной, поселка Орошаемый Пугачевского района Саратовской области, проводить производственный контроль качества воды, разработать проект организации зон санитарной охраны и огородить санитарные зоны на источниках водоснабжения поселка Степной, поселка Орошаемый Пугачевского района Саратовской области. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья