Дело ***(1)/2010 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 сентября 2010 г. г. Пугачев Саратовской области Пугачевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Воробьева С.А., при секретаре Кайб О.И., с участием заместителя Пугачевского межрайонного прокурора Интулова А.С., представителя ответчика администрации Клинцовского муниципального образования Будылина В.М., представителя третьего лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Чаева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пугачевского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц к администрации Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании бездействий незаконными, У С Т А Н О В И Л : Пугачевский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц - жителей Пугачевского муниципального района к администрации Клинцовского муниципального образования о признании незаконным бездействия по обеспечению питьевой водой соответствующей санитарным правилам и устранении допущенных нарушений. В обоснование иска указал, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация водоснабжения населения отнесена к вопросам местного значения поселения. В соответствии со ст.2,19 Федерального закона от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы местного самоуправления должны обеспечивать соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Питьевая вода должна быть безопасно в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Однако, ответчиком не приняты меры по организации на его территории водоснабжения населения в соответствии с санитарными правилами и нормами. Так, не разработаны: санитарно-эпидемиологическое заключение; проект организации зон санитарной охраны, не огорожены, не обустроены и не спланированы для отвода поверхностного стока зоны источников водоснабжения, расположенные в с.Клинцовка, с.Жестянка, с.Любицкое, с.Бобровка, с.Бобров-Гай, п.Янтарный Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района. Вода населению подается без обеззараживания и очистки. Вода, подающаяся населению, не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01. Данные обстоятельства, по мнению прокурора, ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в муниципальном образовании. В судебном заседании прокурор Интулов А.С. иск поддержал. Представитель ответчика глава администрации Клинцовского муниципального образования Будылин В.М. подтвердил, что указанные прокурором нарушения санитарных норм и правил имеют место на территории Клинцовского муниципального образования. В 2006 г. от администрации Саратовской области по программе «Чистая вода» в администрацию Клинцовского МО поступили установки доочистки воды, которые были безвозмездно переданы в Отдел образования для школ и детских садов округа. Вода из систем очистки может использоваться жителями сел. В бюджете Клинцовского МО денежных средств на осуществление мероприятий по обеспечению населения питьевой водой не имеется. Представитель третьего лица территориального отдела в Пугачевском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Чаев В.А. иск прокурора поддержал. Показал, что в школах и детских садах Клинцовского МО действительно имеются системы доочистки воды, однако указанные системы расположены в пищеблоках школ и детских садов. Находится посторонним лицам в пищеблоках, а так же при отсутствии санитарных справок о состоянии здоровья запрещено, что не позволяет ими пользоваться всеми жителями села. Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В силу ч. 1,2 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Согласно ст. 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В качестве санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ст. 32 названного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг осуществляют производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. В соответствии с п.1.4 санитарных правил и нормативов «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2002 г. зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта (п.1.6 указанных правил). Согласно п.3.2.1.1 Правил территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. В соответствии с п.п.8 п.6 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного приказом Роспотребнадзора 19.07.2007 г. №224 санитарно-эпидемиологическое заключение выдается на деятельность, связанную с использованием водных объектов в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация водоснабжения населения. В силу пункта 4 ст. 3 Устава Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро -, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом л.д.41-46). Таким образом, администрация Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области несет обязанность по организации снабжения населения питьевой водой, качество которой должно соответствовать санитарным нормам. Пунктами 3.1, 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Из акта проверки от 14.09.2010 г. проведенной Пугачевской межрайонной прокуратурой с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Пугачевском районе, протоколов лабораторных и микробиологических исследований судом установлено, что водоснабжение сел Клинцовка, Жестянка, Любицкое, Янтарный, Бобровка, Бобров-Гай Пугачевского муниципального района осуществляется из поверхностных источников: пруд Вязовский-Новый, река Б.Чалыкла, Жестянка. В указанных селах проживает более 1800 человек. На источники водопользования: не разработана программа производственного контроля; производственный контроль посредством проведения лабораторных исследований воды на микробиологические и санитарно-химические показатели не производится; отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность, связанную с эксплуатацией централизованных систем питьевого водоснабжения; зона санитарной охраны 1-го пояса не огорожена, не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, отмечается наличие сорной растительности; отсутствует проект организации зоны санитарной охраны; вода подается населению без обеззараживания и очистки. Во всех указанных селах вода по санитарно-химическим и микробиологическим показателям не соответствует требованиям ГОСТ 2761-84, СанПиН 2.1.5.980-00, СанПиН 2.1.4.1074-01 л.д.6-40). Сведений о том, что поставляемая вода по качеству соответствует установленным санитарным правилам, администрацией муниципального образования не представлено. Отсутствие документов подтверждающих качественность поставляемой населению питьевой воды свидетельствует, что администрация Клинцовского муниципального образования заблаговременно не осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение защиты населения от чрезвычайных ситуаций, возникновение которых возможно в связи с подачей населению питьевой воды, не отвечающей требованиям санитарных норм и правил. Не принятием мер организации обеспечения качественной питьевой водой жителей Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района в соответствии с санитарными нормами и правилами, нарушаются права неопределенного круга лиц на бесперебойную подачу питьевой воды в объемах, и качестве необходимых потребителю, создается угроза безопасности жизни и здоровью людей. Доводы представителя ответчика Будылина В.М. об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на организацию подачи питьевой воды в соответствии с санитарными нормами суд находит необоснованными. Действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органа местного самоуправления с наличием финансовой возможности. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п.1 п.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая изложенное, отсутствие в бюджете Клинцовского муниципального образования денежных средств на организацию водоснабжения в соответствии с санитарными правилами не освобождает от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции. В соответствии со ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В связи с этим требование прокурора о признании бездействия незаконным и возложении на администрацию Клинцовского муниципального образования обязанности по организации обеспечения качественной питьевой водой жителей муниципального образования суд находит подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Пугачевского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту неопределенного круга лиц к администрации Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании бездействий незаконными удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по организации водоснабжения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами. Обязать администрацию Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области разработать санитарно-эпидемиологическое заключение, проект организации зон санитарной охраны, огородить, обустроить и спланировать для отвода поверхностного стока зоны источников водоснабжения, расположенных в с.Клинцовка, с.Жестянка, с.Любицкое, с.Бобровка, с.Бобров-Гай, п.Янтарном Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья