Решение по иску природоохранного прокурора к администрации Преображенского МО в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности организовать на территории МО сбор опасных отходов



Дело № 2-176(1)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2011 г.                                                                                                  г. Пугачев

Пугачевский районный суд (1) Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Воробьева С.А.,

при секретаре Соловьевой Е.В.,

с участием прокурора Удякова А.Н.,

главы Преображенкского муниципального образования Пугачевского муниципального района Стариковой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности организовать на территории муниципального образования сбор опасных отходов

У С Т А Н О В И Л:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к администрации Преображенского муниципального образования о возложении на администрацию обязанности организовать на своей территории сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства. В обосновании иска указал, что в соответствии с п.п.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Пунктом 2 данного закона установлено, что на территориях муниципальных образований организацию деятельности в области обращения с отходами осуществляют органы местного самоуправления. Согласно статей 4, 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору использованию обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствие с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 8 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 3 сентября 2010 г. на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 786 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, относятся к 1 классу опасности для окружающей среды.

В нарушении указанных законов, администрацией Преображенского муниципального образования не приняты меры по обеспечению сбора отработанных ртутьсодержащих ламп организацией имеющей соответствующую лицензию, о чем свидетельствует отсутствие соответствующего договора, нормативно- правовые акты в сфере организации сбора ртутьсодержащих ламп не принимались, не определены места по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп, население, юридически лица, индивидуальные предприниматели не информированы о порядке осуществления сбора. Данные обстоятельства, по мнению прокурора, ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в муниципальном образовании, на основании чего прокурор просил обязать администрацию Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области организовать на территории муниципального образования сбор отработанных ртутьсодержащих лап и информирование юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей о порядке осуществления такого сбора.

В судебном заседании прокурор Удяков А.Н. иск уточнил и указал, что ответчиком частично устранены нарушения законодательства. Советом Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области изданы Решение № 92 от 28 марта 2011 г. «Об организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Преображенского муниципального образования», Постановление от 28 марта 2011 г. №10 «Об определении мест сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп по Преображенскому муниципальному образованию», 25 февраля 2011 г. заключен договор №324 с ООО «Балакововторресурсы» на оказание услуг по приему отработанных ртутьсодержащих ламп. Вместе с тем, фактически места для сбора отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Преображенского муниципального образования не определены, а сами места не оборудованы в соответствии с требованиями законодательства, о порядке сбора отработанных ламп население, юридические лица и индивидуальные предприниматели не информируются. В виду указанного, он поддерживает иск в части возложения на администрацию Преображенского муниципального образования обязанности по определению мест по сбору ртутьсодержащих отходов и информирования юридических, физических лица и индивидуальные предприниматели о порядке такого сбора.

Глава Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области Старикова Л.Н. с уточненным иском прокурора согласилась, пояснила, что места для сбора отработанных ртутьсодержащих ламп фактически не подготовлены для их приема, юридические, физические лица и индивидуальные предприниматели до настоящего времени не проинформированы о таких местах и порядке сбора.

Выслушав стороны исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска.

В соответствии с п.п.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно п.1,2 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статей 4,22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору использованию обезвреживанию, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствие с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 8 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде» утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 681 от 3 сентября 2010 г. на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 786 ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак, относятся к 1 классу опасности для окружающей среды.

Согласно п.1.1.,1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

Советом Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области 28 марта 2011 г. принято решение № 92 «Об организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Преображенского муниципального образования», которым утверждено «Положение по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Преображенского муниципального образования».

Постановлением администрации Преображенского муниципального образования от 28 марта 2011 г. №10 рекомендовано юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям самостоятельно обустроить места временного накопления ртутьсодержащих ламп, вести журнал учета их образования и движения, разработать и утвердить инструкцию по организации сбора и накоплении, назначить лиц, ответственных на обращение с указанными отходами. Для физических лиц определены места установки контейнеров для временного накопления ртутьсодержащих ламп в населенных пунктах на территории Преображенского МО.

Из пояснений представителя ответчика Стариковой Л.Н., договора №324, заключенного 25 февраля 2011 г. между администрацией Преображенского муниципального образования и ООО «Балакововторресурсы», имеющего лицензию по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов заключен договор по оказанию услуг по приему, хранению целых отработанных ртутьсодержащих ламп в контейнерах и отправке на утилизирующие предприятия.

На основании пояснений сторон, вышеуказанных нормативных актов судом установлено, что фактически места сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Преображенского муниципального образования названным решением не выделены, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели до настоящего времени не проинформированы о местах сбора ртутьсодержащих ламп и порядке их сбора.

Таким образом, имеет место ненадлежащая организация со стороны ответчика деятельности по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Преображенского муниципального образования, что является основанием к выводу об обоснованности заявленного иска.

Руководствуясь ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда определить на территории муниципального образования места сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, проинформировать юридических и физических лиц, а так же индивидуальных предпринимателей о порядке осуществления такого сбора.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течении 10 дней.

Судья