Решение по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области об обязании организовать на



Дело № 2-181(1)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2011 года                                                                                              г. Пугачев

Пугачевский районный суд (1) Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Тенькаева А.Ю.,

при секретаре Дубовой Л.П.,

с участием прокурора Удякова А.Н.,

представителя ответчика - главы Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области Будылина В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саратовского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области об обязании организовать на территории муниципального образования сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о порядке осуществления такого сбора в соответствии с требованиями законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Саратовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд              с иском, в котором указал, что согласно подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона          от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ           «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ                      «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствие с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 8 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных постановлением Правительства РФ от       03.09.2010 г. № 681, на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 г.            № 786, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак, относятся к 1 классу опасности для окружающей среды.

Вместе с тем, администрацией Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области не приняты меры по обеспечению сбора отработанных ртутьсодержащих ламп организацией, имеющей соответствующую лицензию, о чем свидетельствует отсутствие соответствующего договора, нормативно-правовые акты в сфере организации сбора ртутьсодержащих ламп не принимались, не определены места по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп, население, юридические лица и индивидуальные предприниматели не проинформированы о порядке осуществления такого сбора.

Указанные обстоятельства, по мнению прокурора, ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающих на территории муниципального образовании, в связи с чем, прокурор просил обязать администрацию муниципального образования организовать на территории поселения сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических                 лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о порядке осуществления              такого сбора.

В судебном заседании прокурор Удяков А.Н. иск уточнил, указал, что в связи            с принятием Советом Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области решения от 04.02.2011 г. № 72                 «Об организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Клинцовского муниципального образования» и заключением договора на оказание услуг по приему отработанных ртутьсодержащих ламп на утилизацию от 25.02.2011 г., он поддерживает иск по вышеизложенным основаниям в части возложения на администрацию муниципального образования обязанности по определению мест сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информированию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о местах и порядке осуществления такого сбора.

Представитель ответчика - глава Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области Будылин В.М. уточненный иск прокурора признал, пояснил, что в ближайшее время все требования прокурора по организации на территории муниципального образования сбора отработанных ртутьсодержащих ламп будут выполнены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска прокурора по следующим основаниям:

В соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ                      «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствие с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 8 «Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде», утвержденных постановлением Правительства РФ от       03.09.2010 г. № 681, на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 г.            № 786, ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак, относятся к 1 классу опасности для окружающей среды.

Согласно пп. 1.1., 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).

04.02.2011 г. Советом Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области принято решение № 72 «Об организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Клинцовского муниципального образования», которым утверждено соответствующее положение по организации сбора и накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории муниципального образования. Данное решение доведено до сведения жителей поселения путем опубликования в «Клинцовском вестнике», выпуск № 2 от 09.02.2011 г.

25.02.2011 г. администрацией Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области заключен договор                 с ООО «Балакововторресурсы» на оказание услуг по приему отработанных ртутьсодержащих ламп на утилизацию.

Между тем, из содержания вышеуказанных муниципального правового акта и договора на оказание услуг, пояснений сторон, следует, что на территории Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области не определены места сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане не проинформированы о местах и порядке осуществления такого сбора.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей организации со стороны ответчика деятельности по сбору отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц, постоянно и временно пребывающих на территории данного муниципального образовании,            в связи с чем, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом обстоятельств дела и принципа разумности, мнения прокурора и представителя ответчика, суд считает необходимым обязать ответчика совершить соответствующие действия в течение 1-го месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Саратовского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.

Обязать администрацию Клинцовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области определить на территории муниципального образования места сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и проинформировать юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о местах и порядке осуществления такого сбора                 в течение 1-го месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение                10 дней со дня его принятия.

Судья