Решение по иску прокурора Самарского гарнизона в защиту интересов федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «***» к Макарову Алексею Александровичу о взыскании средств, затраченных на обучени



Дело №2-238(1)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 мая 2011 г.                                                           г. Пугачев

Пугачевский районный суд (1) Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Воробьева С.А.,

при секретаре Кайб О.И.,

с участием представителя ответчика Павлова Б.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Самарского гарнизона в защиту интересов федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «***» Министерства обороны Российской Федерации» в лице филиала Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (военного института) к Макарову Алексею Александровичу о взыскании средств, затраченных на обучение

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Самарского гарнизона в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Макарову А.А, о взыскании в пользу Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (военного института) филиала федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «***» Министерства обороны Российской Федерации» (далее филиал ***») средств федерального бюджета, затраченных на подготовку Макарова А.А, в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

В иске указывается, что приказом начальника Сызранского военного авиационного института № 458 от 28.07.2007 года Макаров А.А, зачислен на обучение в Сызранское *** на первый курс обучения на должность курсанта. Контракт о прохождении военной службы в *** заключен Макаровым А.А. 31.12.2008 г. года. Согласно условий контракта Макаров А.А. должен исполнять обязанности военной службы на срок обучения и 5 лет после окончания учебного заведения. Приказом начальника военный института №61 от 5 апреля 2010 года Макаров А.А, отчислен из учебного заведения в связи с невыполнением им условий контракта (по теоретической неуспеваемости). Указывая, что в соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Макаров А.А, как отчисленный из филиала *** по теоретической неуспеваемости, обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его специальную подготовку, прокурор в защиту интересов Российской Федерации, ссылаясь, что филиал *** г.Сызрань-правопреемник ***), входит в состав Министерства обороны РФ и является получателем бюджетных средств, которые установленным порядком расходует на цели, соответствующие условиям их получения, просил вынести решение о взыскании с ответчика в пользу филиала *** средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку в период обучения в военно-учебном заведении. Срок обучения ответчика составил 2 года 8 месяцев, сумма подлежащих возмещению средств, затраченных на обучение ответчика за указанный период, составила 476 587 руб. исходя из годовой стоимости обучения одного курсанта в филиале *** 178 720 руб.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле привлечено федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «***» Министерства обороны Российской Федерации», в лице филиала *** (военного института).

В судебное заседание военный прокурор и представитель федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования ***» Министерства обороны Российской Федерации» в лице филиала ***), не явились. О дне судебного заседания извещены. Военным прокурором Самарского гарнизона и начальником филиала *** поданы заявления о рассмотрении дела в их отсутствии прокурора и представителя федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «***» Министерства обороны Российской Федерации» в лице филиала ***. В своем заявлении № 223 от 29.04.2011 г (л.д.204-208) начальник филиала ***, действуя на основании доверенности от федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «***» Министерства обороны Российской Федерации» просил удовлетворить иск военного прокурора о взыскании с Макарова А.А. в пользу филиала *** средств затраченных на обучение в полном объеме в соответствие с требованиями, изложенными в исковом заявлении.

Ответчик Макаров А.А., надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, с участием представителя Павлова Б.М.

С учетом изложенного, мнения представителя ответчика не возражавшего рассмотреть дело в отсутствии истца, ответчика и прокурора, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель Макарова А.А. адвокат Павлов Б.М. считал иск не подлежащим удовлетворению. Указал, что в силу положения второго абзаца п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п.5 ст.4 Положения о прохождении военной службы, утвержденного Указа Президента РФ от 16.09.1999 г. №1237, условие о возможности взыскания с гражданина средств затраченных на его обучение, в обязательном порядке должно быть включено в контракт о прохождении военной службы. Заключенный с Макаровым А.А. контракт о прохождении им военной службы такого указания не содержит, поэтому заявленное прокурором требование не обосновано. Макаров А.А. за время обучения в училище 2 раза находился в летнем и 3 раза в зимнем отпуске, соответственно затраты на обучение за указанный период взысканию с ответчика не подлежат. Из представленных материалов дела видно, что расчет фиксированного значения суммы произведен начальником Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков, что противоречит постановлению Правительства РФ от 25.06.2007 года № 402, в котором указано, что фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, рассчитывается федеральным органом исполнительной власти. Кроме того, из общей суммы затрат на обучение не исключено удержание единовременного пособия в размере 5 392,18 руб., указанного в приказе начальника училища №61 от 05.04.2010 г.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным п.п. «д», «е» и «з» п. 1, п.п. «в» и «д» п. 2 ст. 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

Согласно выписки из приказа начальника Сызранского военного авиационного института № 458 от 28 июля 2007 г., Макаров А.А. с 01 августа 2007 г. зачислен на первый курс в ***, назначен на должность курсанта, присвоено воинское звание «рядовой» по специальности «Применение подразделений армейской авиации» (л.д.11).

31 декабря 2008 г. с Макаровым А.А. заключен контракт о прохождении военной службы на время обучения в *** и 5 лет военной службы после его окончания (л.д.12).

Из п. 2 указанного контракта следует, что Макаров А.А, добровольно дает обязательство в период прохождения военной службы добросовестно исполнять всеобщие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации.

Ученым советом *** было принято решение об отчислении курсанта 4 курса Макарова А.А, по теоретической неуспеваемости. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из протокола № 16 заседания ученого совета от 02 апреля 2010 года (л.д.13).

Приказом начальника *** № 61 от 05 апреля 2010 года Макаров А.А. отчислен из училища в связи с несоблюдением условий контракта со стороны военнослужащего (по неуспеваемости), что подтверждается выпиской из вышеуказанного приказа (л.д.14).

С учетом вышеизложенного и положений п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о взыскании с Макарова А.А. средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика об отсутствии в заключенном контракте о прохождении военной службы условий о возмещении средств затраченных на обучение в случае отчисления из учебного заведения как основание для отказа в иске, основаны не верном толковании материального закона.

На момент зачисления Макарова А.А. в военное образовательное учреждение и заключение с ним контракта о прохождении военной службы п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» указывал, что отчисление курсантов из военных образовательных учреждений профессионального образования за неуспеваемость является основанием для возмещения отчисленными средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку. Таким образом, названные положения закона имеют прямое действие и подлежат применению не смотря на отсутствие такой ответственности в заключаемом с военнослужащим контракте.

Возможности освобождения граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по указанным в п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основаниям от обязанности по возмещению средств, затраченных на их военную или специальную подготовку, федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или иными нормативными актами, не предусмотрено.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 года № 402 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования», вступившим в силу с 1 июля 2007 года, утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования и Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Методика определяет порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования (далее - военно-учебные заведения) за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы (далее - контракт). Устанавливает, что в состав указанных расходов затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации, включаются расходы: на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки (далее - стоимость износа основных средств); на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований (далее - стоимость расхода материальных запасов); на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.

Согласно методике период, на который определяются расходы, составляет 1 финансовый год. Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы.

Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта.

В силу п. 7 Методики граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.

Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт устанавливается - в размере, рассчитанном по формуле: ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО / 12),

где: ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. рублей; ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год; ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении; ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).

Приказом Министра обороны РФ от 8.08.2008 года № 434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 25 июня 2007 года № 402» утверждены Методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и Статс-секретарю - заместителю Министра обороны РФ до 30.09.2008 года поручено организовать разработку рекомендаций должностным лицам органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ по организации исчисления и обеспечению возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны РФ, и утвердить их.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 года № 402 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования», вступившим в силу с 1 июля 2007 года, утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования и Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Согласно п. 22 Методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается военно-учебным заведением для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций), по которым осуществляется подготовка в военно-учебном заведении, подписывается начальником вуза и ежегодно до 1 июля утверждается руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения.

Как следует из материалов дела, расчет фиксированных значений сумм, подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемые в 2008 году в *** утвержден главнокомандующим воздушно-воздушными силами, размер фиксированного значения указанной суммы по специальности: «применение подразделений армейской авиации» составляет 187,8 тыс.руб. (л.д.133).

Таким образом, доводы представителя ответчика о ненадлежащем лице, уполномоченном рассчитывать размер фиксированного значения являются необоснованными.

Согласно материалов дела, срок обучения Макарова А.А. в учебном заведении составил полных 2 года 8 месяцев.

Таким образом, затраты на военную и специальную подготовку Макарова А.А., исходя из расчета фиксированных значений суммы (для контрактов, заключенных в 2008 г.) составляют 500,8 руб. (187,8 тыс. руб. х 2+8/12 мес.).

Согласно части 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям.

Военным прокурором Самарского гарнизона заявлено требование о взыскании с Макарова А.А. средств, затраченных на обучение, в размере 476 587 руб. Начальник филиала ***, действуя на основании доверенности от федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «***» Министерства обороны Российской Федерации» просил удовлетворить иск военного прокурора о взыскании с Макарова А.А. средств затраченных на обучение в полном объеме в соответствие с требованиями, изложенными в исковом заявлении.

Учитывая изложенное, а так же, что ответчиком не представлено суду доказательств возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его специальную подготовку, требования прокурора подлежат удовлетворению, со взысканием с ответчика расходов на обучение в размере 476 587 руб.

Доводы представителя ответчика об исключении из общей задолженности периодов нахождения Макарова А.А. в отпуске суд находит необоснованными, поскольку в соответствии с п.5 методики, утвержденной постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 года №402 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования» период, на который определяются расходы средств, затраченных на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования составляет 1 финансовый год и не предусматривает исчисление расходов затраченных на обучение исходя из фактического количества дней обучения.

Доводы представителя ответчика об исключении из общей суммы расходов на обучение единовременного пособия в размере 5392,18 руб., удержанных при расторжении контракта являются необоснованными, поскольку указанное удержание не включено в размер взыскиваемых средств, затраченных на обучение Макарова А.А.

Поскольку Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества, то защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности, в том числе денежных средств, затраченных на обучение военнослужащих Вооруженных сил РФ.

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ст. 11 того же закона воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 26 закона определено, что реализация мероприятий в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «*** Министерства обороны Российской Федерации» в лице филиала *** и является получателем бюджетных средств, которые установленным порядком расходует на цели, соответствующие условиям их получения. Взыскать с ответчика средств, затраченных на его военную и специальную подготовку следует произвести в пользу федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «***

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 7 965,87 руб.

В соответствии с п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск военного прокурора Самарского гарнизона удовлетворить.

Взыскать с Макарова Алексея Александровича в пользу государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «***» в лице филиала ***) средства затраченные на его обучение в размере 476 587 рублей.

Взыскать с Макарова Алексея Александровича государственную пошлину в доход бюджета Пугачевского муниципального района Саратовской области в размере 7 965 рублей 87 коп.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.

Судья