Дело №2-271(1)/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 мая 2011 г. г.Пугачев Пугачевский районный суд (1) Саратовской области в составе : председательствующего судьи Воробьева С.А., при секретаре Кайб О.И., с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Безводинского И.А., представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования г.Пугачева Кинсфатер А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление заместителя Пугачевского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействий администрации муниципального образования г.Пугачева Саратовской области в части организации сбора и вывоза бытовых отходов, У С Т А Н О В И Л : Пугачевский межрайонный прокурор обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц (жителей муниципального образования г.Пугачева Саратовской области) о признании незаконным бездействий администрации муниципального образования г.Пугачева в части организации сбора и вывоза бытовых отходов, а так же возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона, организовать сбор и вывоз бытовых отходов с территории муниципального образования. В обосновании заявления указал, что в соответствии с п.п.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. В соответствии с п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Согласно п.1.1.,1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Однако, администрацией муниципального образования г.Пугачева не приняты меры по организации на его территории сбора и вывозу бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарными правилами и нормами, а именно: в 30 метрах от жилого дома №6 по ул.Гоголя г.Пугачева, вдоль оврага образована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, размером 30х15 м. Указывая, что бездействие администрации МО г.Пугачева ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, создает опасность причинения вреда окружающей среде прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО г.Пугачева в части организации сбора и вывоза бытовых отходов, возложить обязанность устранить допущенные нарушения закона, организовать сбор и вывоз бытовых отходов с территории муниципального образования. В судебном заседании прокурор Безводинский И.А. заявление поддержал. Представитель администрации муниципального образования г.Пугачева Кинсфатер А.В. не согласилась с иском в части наличия бездействия администрации по организации сбора и вывоза мусора, однако в подтверждение возражений какие-либо доказательства не представила, подтвердила наличие несанкционированной свалки в указанном в заявлении месте. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно п.п.18 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения. Аналогичное положение закреплено в п.п.17 п.1 ст.3 Устава муниципального образования г.Пугачева. В соответствии со ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам. Статьей 22 указанного законно установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п.1 ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Исходя из п.1.1.,1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Из актов проверки от 28 апреля 2011 г., проведенной Пугачевской межрайонной прокуратурой совместно с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Пугачевском районе, а так же акта от 17 мая 2011 г. следует, что в 30 метрах от многоквартирного ***, вдоль оврага образована несанкционированные свалки, размером 30х10 м., которая завалена твердыми бытовыми отходами, разбросаны целлофановые пакеты, пластиковые и стеклянные бутылки, консервные банки, бумага, ветки от деревьев и прочий бытовой мусор. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательств исполнения обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования г.Пугачева администрацией МО г.Пугачева не представлено, а поэтому возражения представителя заинтересованного лица об отсутствии бездействий администрации являются необоснованными. Не принятием мер организации сбора и вывоза мусора с территории муниципального образования г.Пугачева в соответствии с санитарными нормами и правилами нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучение населения. В соответствии со ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. В связи с этим требование прокурора о признании бездействия незаконным и возложении на администрацию муниципального образования г.Пугачева обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора суд находит подлежащим удовлетворению. Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. С учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения допущенного нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучение населения, суд считает необходимым установить срок устранения нарушений 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Пугачевского межрайонного прокурора удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования г.Пугачева Саратовской области, выразившееся в непринятии мер по организации сбора и вывоза мусора. Обязать администрацию муниципального образования г.Пугачева Саратовской области в течение 14 дней со дня вступления решения суда в законную силу организовать в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, находящегося в 30 метрах от ***, вдоль оврага. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд. Судья