Дело №2-366(1)/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 июля 2011 г. г. Пугачев Пугачевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Шумейкина А.П., при секретаре Никулиной Н.Н., с участием прокурора Батова Е.П., представителя администрации муниципального образования г. Пугачева Саратовской области Кинсфатер А.В., представителя администрации Пугачевского муниципального района Павловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пугачевского межрайонного прокурора в защиту интересов Горбуновой Людмилы Леонидовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Т.И.И., Т.Э.И. к администрации муниципального образования г. Пугачева Пугачевского муниципального района о признании незаконным бездействия по непринятию своевременных мер по отселению, возложении обязанности произвести изъятие жилого помещения путем выкупа жилого помещения У С Т А Н О В И Л: В обоснование иска прокурор указал, что истец с детьми является собственником и проживает в ***. Согласно акта технического обследования жилого дома, по указанному адресу ** от 13.11.2002 составленного межведомственной комиссией созданной распоряжением главы объединенного муниципального образования Пугачевского района, в фундаменте жилого дома имеются просадки, на стенах сквозные трещины на всю высоту здания, выпадение камней в узлах, выпучивание участков стен. В межэтажных перекрытиях обнаружены глубокие трещины, штукатурка отслоилась и местами обрушилась, дверные и оконные коробки перекошены, полы покрыты гнилью. В акте указывается, что устранение дефектов экономически не целесообразно. По заключению комиссии жилой *** не пригоден для проживания. Жители названного дома в том числе и Горбунова Л.Л. неоднократно обращались в органы местного самоуправления для решения вопроса об отселении, отселение произведено не было в связи с отсутствием денежных средств. Отселение до настоящего времени не произведено. В январе 2011 г. в доме произошел пожар, в результате которого было повреждено жилое помещение Горбуновой Л.Л. Состояние дома, который в любое время может рухнуть создает реальную угрозу жизни и здоровью истцов, которым могут быть причинены необратимые тяжкие последствия в виде или гибели или травмирования. Прокурор указывает, что в соответствии со статьями 3,14,32, Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями содержащимися в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 г. «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» администрация муниципального образования города Пугачева обязана принять меры к расселению жителей *** путем выкупа их жилого помещения. Т.И.И. в суд не явился, о дне судебного заседания извещался через Горбунову Л.Л. По слова Горбуновой Л.Л. о дне судебного заседания Т.И.И. извещен, почему он не явился в суд ей не известно. С учетом мнения сторон, не возражавших рассматривать дело в отсутствие Т.И.И.ИМ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названного лица. В судебном заседании прокурор Батов Е.П. исковые требования уточнил, в части возложении на администрацию муниципального образования обязанности произвести изъятие жилого помещения путем выкупа жилого помещения. Просил обязать администрацию выплатить Горбуновой Л.Л. рыночную стоимость жилого помещения Горбуновой Л.Л., а принадлежащую Горбуновой Л.Л. квартиру принять в муниципальную собственность. Рыночную стоимость жилого помещения Горбуновой Л.Л. и денежную сумму подлежащую выплате Горбуновой Л.Л. за изымаемую квартиру, по его мнению возможно определить в ходе исполнительного производства. Пояснил, в силу положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания дома аварийным не требуется процедуры предварительного уведомления собственника жилого помещения об изъятии жилого помещения для государственных или муниципальных нужд. Администрация муниципального образования г. Пугачева после признания дома аварийным, с момента образования данного органа власти муниципального образования, была обязана принять меры в расселению жителей ***, в том числе Горбуновой Л.Л. путем выкупа жилых помещений или предоставления жилого помещения по договору социального найма. Данные действия администрацией совершены не были. Горбунова Л.Л. является собственником жилого помещения на основании договора приватизации заключенного в отношении жилого помещения признанного аварийным, что является незаконным, однако договор приватизации никем не оспаривается, поэтому прокуратура считает, что вопрос в отношении Горбуновой Л.Л. в связи с признанием аварийным дома в котором она проживает, должен решаться исходя из того, что она является собственником жилого помещения. Истец Горбунова Л.Л. в своих интересах и интересах несовершеннолетних Т.И.И. Т.Э.И. согласилась с уточнением иска прокурором, пояснила, что администрацией муниципального образования г. Пугачева в мае 2011 г. ей предлагалась квартира по договору социального найма. От квартиры она отказалась, так как жилое помещение требовало ремонта, средств на ремонт она не имела. Администрацией муниципального образования *** включался в программу переселения из ветхого жилья. Для участия в программе было необходимо согласие всех жителей проживающих в доме, из 11 семей проживающих в доме, от одной семьи последовал отказ от переселения, поэтому дом был исключен из программы переселения их ветхого жилья. Т.Э.И. поддержала вступление Горбуновой Л.Л. Представитель ответчика администрации муниципального образования *** Кинсфатер А.В. иск не признала. Пояснила, что *** аварийным был признан в 2002 г., Администрация муниципального образования г. Пугачева образована в 2006 г. и не является органом принявшим решение о признании дома не пригодным для проживания или правопреемником органа образовавшего комиссии решением которой дом был признан не пригодным для проживания. В силу положений ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о сносе признанного аварийным дома должен принять орган принявший решение о признании дома аварийным. Таким органом администрация муниципального образования г. Пугачева не является, решения о признании дома аварийным, решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и решения об изъятии у собственников жилых помещений, администрацией муниципального образования г. Пугачева не принималось. Соблюдение данной процедура является обязательным условием, без соблюдении которой не возможно проведение выкупа у собственников их жилых помещений в признанном аварийном доме. На протяжении 2006г. - 2009 г. в соответствие с положениями закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального образования г. Пугачева полномочия по обеспечению жильем граждан переселяемых из аварийного жилья передавала администрации Пугачевского муниципального района, поэтому администрация муниципального образования г. Пугачева не была обязана решать вопрос в отношении Горбуновой Л.Л. в связи с признанием аварийным дома в котором она проживает. На 2010 г, 2011 г. полномочия по решения вопросов по ветхому и аварийному жилью администрации Пугачевского муниципального района не передавались, при администрации муниципального образования г. Пугачева создана комиссия по признанию домов аварийными, решениями названной комиссии были признаны не пригодными для проживания дома в частности по адресу 1 микрорайон 38, ***. Горбуновой Л.Л. предлагалась для проживания квартира, от которой она отказалась, также Горбунова Л.Л. не стала участником муниципальной программы по переселению их ветхого и аварийного жилья. Поэтому она считает, что администрация муниципального образования г. Пугачева не бездействовала в отношении Горбуновой Л.Л. в связи с признанием аварийным дома в котором проживает Горбунова Л.Л. Представитель третьего лица администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области Павлова О.А. иск в части возложении обязанности на администрацию муниципального образования г. Пугачева произвести изъятие жилого помещения путем выкупа жилого помещения считала подлежащим удовлетворению. Пояснила, что несмотря на передачу в 2006 - 2009 г. некоторых полномочий в части решения жилищных вопросов граждан администрации Пугачевского муниципального района, полномочия по переселению граждан их ветхого и аварийного жилья оставались за администрацией муниципального образования г. Пугачева. Такая обязанность у администрации муниципального образования г. Пугачева имеется и на 2011 год. Выслушав стороны, прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного прокурором иска. На основании пояснений сторон, акта (л.д.15) от 13 ноября 2002 г. междуведомственной комиссии назначенной распоряжением администрации объединенного муниципального образования Пугачевского района от 21 июня 2000 г. № 466 - р, установлено, что жилой *** признан не пригодным для проживания. В акте указывается, что в фундаменте жилого дома имеются просадки, на стенах сквозные трещины на всю высоту здания, выпадение камней в узлах, выпучивание участков стен. В межэтажных перекрытиях обнаружены глубокие трещины, штукатурка отслоилась и местами обрушилась, дверные и оконные коробки перекошены, полы покрыты гнилью. Устранение дефектов экономически не целесообразно. Распоряжением главы объединенного муниципального образования Пугачевского района № 1276 - р от 27.11.2002 г. «Об утверждении актов междуведомственной комиссии о признании жилых домов не пригодными для проживания» был утвержден акт от 13 ноября 2002 г. междуведомственной комиссии о признании жилого дома *** не пригодным для проживания.(л.д.16-19) Согласно свидетельств о государственной регистрации права ***, от 4 августа 2009 г. выданных Управлением федеральной регистрационной службы по Саратовской области Т.И.И., Т.Э.И. Горбунова Л.Л. (в то время Меркулова) являются собственниками по 1\3 доли каждый ***. (л.д.25,27,26). Согласно указанных свидетельств, основание возникновения прав граждан на указанное жилое помещение послужил договор на передачу квартиры в собственность граждан от 15.07.2009 г. В силу ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (пункты 1,3,5,8,10). В соответствии с п.6 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства относится к вопросам местного значения поселения. Таким образом, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, в силу вышеуказанных положений закона возложена на орган местного самоуправления поселения, в данном случае на администрацию муниципального образования г. Пугачева. В силу этого для администрации г. Пугачева как для органа, на который в настоящее время законом возложена обязанность по обеспечению жилой площадью граждан в связи с признанием аварийными жилых помещений, является обязательным решение междуведомственной комиссии администрации объединенного муниципального образования Пугачевского района от 13 ноября 2002 г. образованной распоряжением администрации объединенного муниципального образования Пугачевского района от 21 июня 2000 г. № 466 - р. и распоряжение главы объединенного муниципального образования Пугачевского района № 1276 - р от 27.11.2002 г. «Об утверждении актов междуведомственной комиссии о признании жилых домов не пригодными для проживания» которым был утвержден акт от 13 ноября 2002 г. междуведомственной комиссии о признании жилого *** не пригодным для проживания. В ходе судебного заседания установлено, что истцы по настоящее время проживают в помещении в находящемся в доме, признанным не пригодным для проживания и подлежащим сносу. Порядок решения жилищных вопросов в отношении собственников жилых помещений в связи с признанием дома в котором находится жилое помещение не пригодным для проживания регламентирован в частности ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно названной статье жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3,5 - 9 настоящей статьи. Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника. В подпункте г) пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъясняется, что соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ). Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения; Согласно разъяснений содержащихся в п. 22 указанного Постановления, судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года (утвержден постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2009 года), отмечено, что решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции. В силу положения ст. ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Судом установлено, что истцы являются собственниками *** в связи с чем признание дома в котором располагается их жилое помещение аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является в первую очередь основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме, требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. На основании пояснений сторон судом установлено, что администрация муниципального образования не предъявляла требования истцам о сносе или реконструкции дома в разумный срок, не принимала решения об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд, не принимала решения об изъятии жилых помещений в ***. Таким образом предварительная процедура предшествующая выкупу жилого помещения в доме признанном не пригодным для проживания, соблюдена не была, без чего не возможно решение вопроса о принудительном выкупе администрацией принадлежащего истцам жилого помещения. Мнение прокурора, что в случае признания дома аварийным не требуется соблюдение вышеуказанной процедуры, суд считает не верным толкованием материального закона. Согласно вышеуказанных разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации в случае признания дома аварийным не подлежат применению лишь положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения. Сказанное является основанием к выводу о необоснованности заявленного прокурором в интересах граждан иска в части возложения на администрацию муниципального образования г. Пугачева обязанности произвести изъятие жилого помещения истцов путем выкупа жилого помещения. На основании пояснений сторон, судом установлено, что администрацией муниципального образования г. Пугачева истцам для постоянного проживания предлагалось жилое помещения, Горбунова Л.Л. отказалась от предложенного жилого помещения, Таким образом, администрацией муниципального образования г. Пугачева принимались меры по обеспечению жилищных прав истцов, по их отселению из жилого дома признанного непригодным для проживания, поэтому иск в этой части также является не обоснованным и удовлетворению не подлежит. Руководствуясь ст.ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Иск Пугачевского межрайонного прокурора в защиту интересов Горбуновой Людмилы Леонидовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Т.И.И., Т.Э.И. к администрации муниципального образования г. Пугачева Пугачевского муниципального района о признании незаконным бездействия по непринятию своевременных мер по отселению, возложении обязанности произвести изъятие жилого помещения путем выкупа жилого помещения, оставить без удовлетворения за необоснованностью. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья