Решение по гражданскому делу №2-365(1)/2011 от 26.07.2011г.



Дело № 2-365(1)2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 г.                   г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Викторовой И.В.

при секретаре Соловьевой Е.В.

с участием истца Торлоповой Е.Н.,

представителя истца Кузнецова А.В.,

представителей ответчиков Павловой О.А., Кинсфатер А.В.,

представителя третьего лица Дементьевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Торлоповой Елены Николаевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.С.А. к администрации Пугачевского муниципального района Саратовской области, муниципальному учреждению «Служба единого балансодержателя» о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л :

Торлопова Е.Н. в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына Т.С.А. обратилась в суд с иском о признании права общей долевой собственности за ней и сыном в порядке приватизации на однокомнатную квартиру, общей площадью 26,2 кв. м, жилой - 15,3 кв. м, расположенную по адресу: ***. В обоснование иска указала, что на основании постановления главы объединенного муниципального образования Пугачевского района Саратовской области от 18 октября 2002 года № 219 ей было предоставлено спорное жилое помещение, в которое она вселилась в качестве нанимателя, что подтверждается договором социального найма от 17 января 2008 года. В качестве наймодателя в договоре социального найма указано МУ «СЕБ». В 2011 году она обращалась в администрацию Пугачевского муниципального района и МУ «СЕБ» по вопросу приватизации квартиры, но ей было отказано в принятии заявления и документов в связи с тем, что спорная квартира не значится в муниципальной собственности. Получив подтверждение, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорная квартира зарегистрирована как собственность Российской Федерации, обратилась с запросом в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Саратовской области, откуда получила ответ, что квартира не значится в реестре федерального имущества по Саратовской области. Истец указала, что ее права и права несовершеннолетнего сына, предусмотренные Федеральным законом "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", нарушены, просила суд о признании за ней и сыном права собственности на квартиру.

Представитель истца Кузнецов А.В. требования истца поддержал в полном объеме, просил об их удовлетворении на основании Федерального закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Представитель ответчика администрации Пугачевского муниципального района Павлова О.А., действующая на основании доверенности №12 от 30.05.2011 г., иск не признала по тем основаниям, что спорная квартира не является собственностью

муниципального района.

Представитель ответчика администрации муниципального образования г. Пугачева Кинсфатер А.В., действующая на основании доверенности от 02.03.2011 г., иск признала. Пояснила, что на основании договора от 16 августа 2005 года администрация объединенного муниципального образования Пугачевского района передала спорную квартиру в оперативное управление МУ «СЕБ». После обращения истца о передаче ей квартиры в собственность в порядке приватизации было установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности Российской Федерации на указанную квартиру. После чего спорная квартира была списана с баланса МУ «СЕБ». Принимая во внимание, что по действующему закону выморочное недвижимое имущество относится к муниципальной собственности, не возражала против передачи квартиры в собственность истцов.

Представитель ответчика муниципального бюджетного учреждения «Служба единого балансодержателя» в суд не явился, извещен надлежащим образом, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя Управления. В письменном отзыве на исковое заявление сообщил, что подтвердить свое согласие на приватизацию спорной квартиры Управление не может, поскольку данной квартиры нет в реестре федерального имущества и Управлением не принималось решение о предоставлении данного имущества Торлоповой Е.Н.

Представитель третьего лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №6 по Саратовской области Дементьева Н.С. не имела возражений против иска.

Выслушав стороны, их представителей, представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

Согласно п. 2 ст. 1151 ГК РФ, в редакции, действующей на дату выдачи свидетельства о праве на наследство по закону Российской Федерации на спорную квартиру, выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.

Федеральным законом от 29.11.2007 N 281-ФЗ в пункт 2 указанной статьи внесены изменения, согласно которым выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по

закону в собственность Российской Федерации.

При этом статьей 2 указанного Федерального закона установлено, что выморочное имущество в виде расположенного на территории Российской Федерации жилого помещения, если свидетельство о праве на наследство на данное жилое помещение не выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, переходит в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования, в котором данное жилое помещение расположено, а если оно расположено в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, - в собственность такого субъекта Российской Федерации. Данное жилое помещение включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

В соответствии с п. 3 ст. 1151 ГК РФ, в редакции, действующей на дату выдачи свидетельства о праве на наследство по закону Российской Федерации на спорную квартиру, порядок наследования и учета выморочного имущества, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

Как усматривается из материалов дела, квартира, расположенная по адресу: *** являлась выморочным имуществом и перешла в порядке наследования Российской Федерации, о чем было выдано свидетельство о праве на наследство по закону 28 июля 2005 г. Межрайонной ИМНС России №6 по Саратовской области (л.д. 31).

Право собственности Российской Федерации было зарегистрировано на основании указанного свидетельства о праве на наследство по закону (л.д. 26).

В 2001 году Межрайонной ИФНС России №6 свидетельство о праве на наследство по закону и свидетельство о государственной регистрации права были направлены в администрацию объединенного муниципального образования Пугачевского района с просьбой принять указанную квартиру в муниципальную собственность (л.д.31,80).

Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ч. 11 ст. 154) было установлено, что передача имущества из федеральной собственности и из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность осуществляется в следующем порядке.

Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Федерации или муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством РФ. Решения о передаче имущества из собственности субъектов Федерации в муниципальную собственность принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными решениями утверждаются перечни передаваемых государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику в соответствии со ст. 300 ГК РФ, а также иного имущества.

Названные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из государственной в муниципальную собственность, устанавливается Правительством РФ.

Муниципальное образование, в собственность которого передано имущество, несет бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, возникает с даты, устанавливаемой решениями, указанными в ч. 11 ст. 154 этого Федерального закона.

Таким образом, к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с ч. 11 ст. 154 указанного Федерального закона, нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Из материалов дела видно, что фактически спорная квартира была передана в распоряжение ОМО Пугачевского района в 2001 году, бремя содержания спорной квартиры Российская Федерация не несла и правами собственника не пользовалась.

Торлопова Е.Н. состояла в списке очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий в центральной районной больнице г. Пугачева. По решению администрации и профсоюзного комитета ЦРБ от 09.09.2002 г., утвержденному общественной комиссией по жилищным вопросам при администрации объединенного муниципального образования Пугачевского района 27.09.2002 г. ей была предоставлена однокомнатная квартира по указанному адресу (л.д.40,41,79).

Судом установлено, что в соответствии с договором от 16 августа 2005 года администрация ОМО Пугачевского района, наделенная полномочиями осуществлять права собственника муниципального имущества, передала муниципальному учреждению «Служба единого балансодержателя» в оперативное управление имущество, в том числе спорную квартиру (л.д.65-69). В 2008 году МУ «СЕБ» с находящимся в оперативном управлении имуществом было передано в муниципальную собственность муниципального образования г. Пугачева, что подтверждается актом от 21.01.2008 г.(л.д.81).

Согласно выписки из домовой книги с июня 2003 года в спорной квартире зарегистрированы истец и ее сын Т.С.А., 2003 года рождения (л.д.10).

17 января 2008 года МУ «СЕБ» заключило с Торлоповой Е.Н. договор социального найма жилого помещения (л.д.11-14).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее Закона), граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст.6 названного закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

В соответствии с прилагаемыми документами Торлопова Е.Н. и Т.С.А. права на приватизацию жилой площади не реализовали.

Так как договор социального найма спорного жилого помещения никем не оспорен, является юридически действительным, то проживающие в данном помещении граждане имеют право на приватизацию квартиры на условиях и в порядке, предусмотренном Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах исковые требования Торлоповой Е.Н. о признании за ней и Т.С.А. права общей долевой собственности на спорную квартиру в порядке приватизации подлежат удовлетворению

То обстоятельство, что Российская Федерация является собственником спорной квартиры, по мнению суда, не препятствует, в силу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переходу этого права к истцам в порядке приватизации.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Торлоповой Елены Николаевны в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Т.С.А. о признании права общей долевой собственности на квартиру в порядке приватизации удовлетворить.

Признать право общей долевой собственности Торлоповой Елены Николаевны и Т.С.А. каждого на 1/2 долю однокомнатной квартиры общей площадью 26,2 кв.м, расположенную по адресу: ***

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья