Дело№2-429(1)/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 июля 2011 г. г. Пугачев Пугачевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Шумейкина А.П.., при секретаре Кайб О.И., с участием Пугачевского межрайонного прокурора Воеводина Андрея Владимировича, представителя Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области главы образования Вилкова Геннадия Алексеевича, У С Т А Н О В И Л: Пугачевский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области (далее Администрация) выразившегося в непринятии мер по надлежащему обеспечению населения муниципального образования питьевой водой, соответствующей санитарным правилам. В обоснование заявления указал, что в состав Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области входят населенные пункты: пос. Смелость, пос. Краснореченский. В нарушение Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ответчиком не приняты меры по организации на его территории водоснабжения населения в соответствии с санитарными правилами и нормами. Прокурор указывает, что водоснабжение населения осуществляется из подземных источников: пос. Смелость из 2-х колодцев, в пос. Краснореченский из 1 колодца. Источники водоснабжения в черте населенных пунктов представляют собой шахтные колодцы для получения воды из первого безнапорного водоносного пласта. Оголовки колодцев имеют крышки, предназначенные для защиты шахт от засорения, имеется общественные ведра для подъема воды. По результатам лабораторных исследований протокол № 1789 от 08.07.2011 г. и протокол № 1789 от 11.07.20011 г. составленных филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Пугачевском районе» вода в колодцах п. Смелость по санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по жесткости, мутности и требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по микробиологическим показателям (ОМЧ, ОКБ., ТКБ). Согласно этим же протоколам вода из колодца в пос. Краснореченский не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по жесткости, мутности нитратам хлоридам и требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по микробиологическим показателям (ОМЧ, ОКБ., ТКБ). На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие администрации выразившееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению населения Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области питьевой водой, соответствующей санитарным правилам, и обязать администрацию устранить указанные нарушения закона и организовать надлежащее обеспечение качественной питьевой водой жителей Давыдовского муниципального образования. В судебном заседании прокурор Воеводин А.В. заявление поддержал в полном объеме, об обстоятельствах дела пояснил, как изложено выше. Представитель Давыдовского муниципального образования заявление считал подлежащим удовлетворению. Выслушав прокурора, представителя администрации, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу ч. 1,2 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Согласно ст. 19 указанного закона питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. В качестве санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий ст. 32 названного закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг осуществляют производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг. Кроме этого в соответствии с.п.п. 8 п. 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения также относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны. Положениями пункта «г» части 2 ст. 11 названного закона определено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования согласно ст. 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", является расходным обязательством муниципального образования. Статьей 28 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей других противоправных действиях несут, в том числе гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ. Пунктами 3.1, 3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Пунктом 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация водоснабжения населения. Таким образом, администрация Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области несет обязанность по организации снабжения населения питьевой водой, качество которой должно соответствовать санитарным нормам и несет ответственность за качество поставляемой населению питьевой воды. На основании пояснений прокурора, представителя Давыдовского муниципального образования, материалов дела, судом установлено, что водоснабжение населения осуществляется из подземных источников: пос. Смелость из 2-х колодцев, в пос. Краснореченский из 1 колодца. Источники водоснабжения находятся в черте населенных пунктов, представляют собой шахтные колодцы для получения воды из первого безнапорного водоносного пласта. Оголовки колодцев имеют крышки, предназначенные для защиты шахт от засорения, имеются общественные ведра для подъема воды. По результатам лабораторных исследований протокол № 1789 от 08.07.2011 г. и протокол № 1789 от 11.07.20011 г. составленных филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Пугачевском районе» вода в колодцах п. Смелость по санитарно - химическим показателям не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по жесткости, мутности и требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по микробиологическим показателям (ОМЧ, ОКБ., ТКБ). Согласно этим же протоколам вода из колодца в пос. Краснореченский не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по жесткости, мутности нитратам хлоридам и требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» по микробиологическим показателям (ОМЧ, ОКБ., ТКБ). Сведений о том, что поставляемая вода по качеству соответствует установленным санитарным правилам, администрацией муниципального образования не представлено. Отсутствие документов подтверждающих качественность поставляемой населению питьевой воды свидетельствует, что администрация Давыдовского муниципального образования заблаговременно не осуществляет мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, по защите населения от чрезвычайных ситуаций, возникновение которых возможно в связи с подачей населению питьевой воды, не отвечающей требованиям санитарных норм и правил. Не принятием мер организации обеспечения качественной питьевой водой жителей пос. Смелость и пос. Краснореченкий Пугачевского района Саратовской области в соответствии с санитарными нормами и правилами, нарушаются права неопределенного круга лиц на бесперебойную подачу питьевой воды в объемах, и качестве необходимых потребителю, создается угроза безопасности жизни и здоровью людей. В соответствии со ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с этим требование прокурора о возложении на администрацию Давыдовского муниципального образования обязанности по организации обеспечения качественной питьевой водой жителей пос. Смелость, Краснореченский Пугачевского района Саратовской области, суд находит подлежащим удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Заявление Пугачевского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия администрации по водоснабжению населения, удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области выразившееся в непринятии мер по организации обеспечения качественной питьевой водой населения поселка Смелость и поселка Краснореченкий Пугачевского района Саратовской области. Обязать администрации Давыдовского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области организовать обеспечение качественной питьевой водой жителей поселков Смелость и Краснореченский Пугачевского района Саратовской области. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья