Дело №2-393(1)/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 июля 2011 г. г.Пугачев Пугачевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Шумейкина А.П., при секретаре Кайб О.И.., с участием прокурора Батова Е.П., представителя ответчика директора общества с ограниченной ответственностью «***» Медведева Г.А., третьего лица администрации Пугачевского муниципального района Павловой О.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пугачевского межрайонного прокурора, к обществу с ограниченной ответственностью «***» в защиту интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений природоохранного законодательства У С Т А Н О В И Л: Пугачевский межрайонный прокурор в иске указывает, что общество с ограниченной ответственностью «***» (далее «***») на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 28 ноября № ОТ-51-000778(64), выданной Федеральной службой но экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляет деятельность по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению твердых бытовых отходов. Размещение твердых бытовых отходов ООО «***» производится на полигоне площадью 500 000 кв. м., земельный участок, находящийся в собственности администрации Пугачевского муниципального района ООО «***» представлен на основании договора аренды № 29\11 от 11.01.2011 г. сроком до 31.12.2011 г. Согласно п. 5.2.7 договора аренды, в обязанность арендатора, которым является ООО «***» входит соблюдение при использовании участка требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, и иных правил и нормативов. Арендатор также обязан не нарушать права других землепользователей, а также не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки па арендуемом земельном участке и прилегающих к ним территориях, выполнять работы но благоустройству территории. В иске указывается, что в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 11 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанностью юридического лица является выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, также обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг Нормами ст.ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, храпению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В нарушение ст. 22 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» «***» не проводится радиационный контроль в местах централизованного храпения и захоронения отходов производства и потребления. В нарушение СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» не проводится: послойное захоронение с последующей трамбовкой и засыпкой, дезинфекция транспорта при выезде с территории свалки, отсутствует ограждение или обвалка свалки полигона, отсутствуют контрольные скважины, осуществляется складирование ТБО за пределами рабочей карты на территории санитарно-защитной зоны, производится сжигание ТБО па территории свалки, не проводится производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО, а -также за состоянием грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы. Указывая, что неисполнение требований экологического законодательства в области обращения с отходам производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, прокурор просил обязать ООО «***» устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: провести радиационный контроль в местах централизованного храпения и захоронения отходов производства и потребления; производить послойное захоронение с последующей трамбовкой и засыпкой твердых бытовых отходов; постоянно проводить дезинфекцию транспорта при выезде с территории свалки, возвести ограждение или обваловку свалки, сделать контрольные скважины, не производить складирование твердых бытовых отходов за пределами рабочей карты па территории санитарно-защитной зоны, не производить сжигание ТБО па территории свалки, произвести производственный контроль за эксплуатацией полигона твердых бытовых отходов, а также за состоянием грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы. В судебном заседании прокурор Батов Е.П. иск уточнил. Пояснил, что после обращения в суд было установлено, что на территории полигона имеются контрольные скважины, в связи с чем иск в этой части он не поддерживает. В части возложения на ответчика обязанности по ограждению полигона ТБО, просит обязать ответчика принять меры к ограждению полигона ТБО. В остальной части иск поддержал как указано в исковом заявлении. Ответчик директор ООО «***» Медведев Г.А. уточненный иск прокурора считал подлежащим удовлетворению. Указал, что по недостаткам указанным в заявлении прокурора ведется работа по их устранению. Представитель администрации пугачевского муниципального района Павлова О.А. уточненный иск прокурора считала подлежащим удовлетворению. Выслушав стороны исследовав материалы дела суд приходит к выводу об обоснованности заявленного прокурором иска. Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «***» на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 28 ноября № ОТ-51-000778(64), выданной Федеральной службой но экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляет деятельность по сбору использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению твердых бытовых отходов. Размещение твердых бытовых отходов ООО «***» производится на полигоне площадью 500 000 кв. м.. Земельный участок, по адресу Саратовская обл. г. Пугачев кадастровый № 64:46:010417:1 с целевым назначением для размещения твердых бытовых отходов жизнедеятельности человека, находящийся в собственности администрации Пугачевского муниципального района предоставлен ООО «***» на основании договора аренды № 29\11 от 11.01.2011 г. сроком до 31.12.2011 г. Согласно п. 5.2.7 договора аренды, в обязанность арендатора, которым является ООО «***» входит соблюдение при использовании участка требований экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных, и иных правил и нормативов. Арендатор также обязан не нарушать права других землепользователей, а также не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки па арендуемом земельном участке и прилегающих к ним территориях, выполнять работы но благоустройству территории. Согласно пояснений сторон, акту проверки полигона твердых бытовых отходов от 15 июня 2011 г. составленного работниками прокуратуры совместно с специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области ООО «***» как владельцем полигона ТБО не проводится радиационный контроль в местах централизованного храпения и захоронения отходов производства и потребления, не проводится послойное захоронение с последующей трамбовкой и засыпкой, дезинфекция транспорта при выезде с территории свалки, отсутствует ограждение и обвалка свалки полигона, осуществляется складирование ТБО за пределами рабочей карты на территории санитарно-защитной зоны, производится сжигание ТБО па территории свалки, не проводится производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО, а -также за состоянием грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы. В силу ст. 11 Федерального закона № 52 от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанностью юридического лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью является выполнение требований санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, храпению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль. Санитарные правила 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» устанавливают, что: п. 3.9.для полигонов, принимающих менее 120 тысяч м3 ТБО в год, рекомендуется траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО; п. 5.1 Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО; п. 4.3. По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов; п. 4.4. По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания: п. 5.1. Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО; п. 5.6. Один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона; п. 5.7. На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО. Раздел 6.Правил обязывает осуществлять производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО Судом установлено, что в нарушение названных нормативных актов ООО «***» не проводится послойное захоронение с последующей трамбовкой и засыпкой ТБО, не проводится дезинфекция транспорта при выезде с территории свалки, отсутствует ограждение или обвалка свалки полигона, скважины, осуществляется складирование ТБО за пределами рабочей карты на территории санитарно-защитной зоны, производится сжигание ТБО па территории свалки, не проводится производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО, а -также за состоянием грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, не проводится радиационный контроль в местах централизованного храпения и захоронения отходов производства и потребления. В силу изложенного требование прокурора суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Иск Пугачевского межрайонного прокурора, к обществу с ограниченной ответственностью «***» в защиту интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений природоохранного законодательства, удовлетворить. Обязать общество с ограниченной ответственностью «***» в устранение нарушений природоохранного законодательства на полигоне твердых бытовых отходов на земельном участке, по адресу Саратовская обл. г. Пугачев кадастровый № 64:46:010417:1 проводить послойное захоронение с последующей трамбовкой и засыпкой ТБО, проводить дезинфекцию транспорта при выезде с территории полигона, принять меры к устройству ограждения или обвалки полигона, не осуществлять складирование ТБО за пределами рабочей карты на территории санитарно-защитной зоны, не производить сжигание ТБО па территории полигона, проводить производственный контроль за эксплуатацией полигона ТБО, за состоянием грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, проводить радиационный контроль. Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение 10 дней в Саратовский областной суд. Судья