Решение по гражданскому делу №2-454(1)/2011 от 22.08.2011 г.



Дело №2-454(1)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 августа 2011 г.                              г.Пугачев

Пугачевский районный суд (1) Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Воробьева С.А.,

при секретаре Кайб О.И.,

с участием Пугачевского межрайонного прокурора Безводинского И.А.,

представителя администрации Краснореченского муниципального образования Зотова Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Пугачевского межрайонного прокурора, обратившегося в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Краснореченского муниципального образования о признании бездействий незаконными и возложении обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества,

У С Т А Н О В И Л :

Пугачевский межрайонный прокурор обратился с заявлением в интересах неопределенного круга лиц (жителей п.Тургеневский Пугачевского района Саратовской области) к администрации Краснореченского муниципального образования о признании бездействий незаконными выразившихся в непринятии мер к постановки бесхозяйной системы водоснабжения п.Тургеневский Пугачевского района на учет и признания за ним права муниципальной собственности, а так же возложении обязанности провести инвентаризацию, поставить на соответствующий учет, признать право муниципальной собственности на систему водоснабжения и передать в эксплуатацию соответствующим компаниям с оформлением всех необходимых документов. В обосновании заявления указал, что в соответствии с ч.1 ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии с ч.4 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в полномочия органов местного самоуправления поселения входит организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В соответствии с п. п. 8 п. 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с п. п. 7 п. 1 статьи 15 этого же федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Согласно ч.3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Таким образом, действия администрации Краснореченского муниципального образования должны быть направлены на принятия мер по созданию благоприятных условий для бесперебойного снабжения населения муниципального образования коммунальными услугами, в том числе и услугами по водоснабжению и недопущения наступления неблагоприятных последствий. В ходе проведенной проверки установлено, что система водоснабжения п.Тургеневский Пугачевского района является бесхозяйной, т.е. не имеет собственника или законного владельца. Указанное обстоятельство может привести к стихийному выходу ее из строя, в результате чего жители п.Тургеневский Пугачевского района будут лишены водоснабжения, что породит предпосылки к нагнетанию социальной напряженности. Бездействие администрации Краснореченского муниципального образования Пугачевского района Саратовской области связанное с отсутствием деятельности направленной на принятие вышеуказанных объекта коммунальной инфраструктуры и передаче в управление специализированной организации является не допустимым и создает реальную возможность наступления негативных последствий, вызванных прекращением водоснабжения граждан в п.Тургеневский Пугачевского района.

В судебном заседании прокурор Безводинский И.А. иск, в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к признанию права муниципальной собственности на систему водоснабжения, а так же возложении на администрацию Краснореченского муниципального образования обязанности признать право муниципальной собственности на систему водоснабжения п.Тургеневский и затем передать в эксплуатацию соответствующим компаниям с оформлением всех необходимых документов, не поддержал в связи с их преждевременным заявлением. В остальной части иск поддержал и просил признать незаконным бездействие администрации Краснореченского муниципального образования Пугачевского района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер к постановки бесхозяйственной системы водоснабжения п.Тургеневский Пугачевского района на учет. Возложить на администрацию Краснореченского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области обязанность произвести инвентаризацию бесхозяйной системы водоснабжения п.Тургеневский Пугачевского района и обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии системы водоснабжения на учет как бесхозяйное недвижимое имущество.

Представитель администрации Краснореченского муниципального образования Зотова Ю.Г. с иском прокурора согласен, для проведения инвентаризации бесхозяйной системы водоснабжения просил предоставить срок 1 месяц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно справки администрации Краснореченского муниципального образования, водопровод, расположенный в п.Тургеневский Пугачевского района в Пугачевском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в собственности не зарегистрирован.(л.д.5)

Из акта приема-передачи социально-значимых объектов от 31 декабря 2008 года, видно, что поселковый водопровод п.Тургеневский, буровые скважины, колодцы водопроводные, электролиния на водозабор, водонапорные башни переданы главе Краснореченского муниципального образования.(л.д.6-7)

Из решения Пугачевского районного суда Саратовской области от 7 июня 2010 года, следует, что на администрацию Краснореченского муниципального образования возложена обязанность обеспечить жителей п.Тургеневский питьевой водой в соответствии с санитарными нормами и правилами.(л.д.8-9)

В судебном заседании достоверно установлено и не оспаривалось сторонами, что система водоснабжения, расположенная в п.Тургеневский Пугачевского района является бесхозяйной, ее собственник либо эксплуатирующая организация не определены.

В соответствии с ч.4 п.1 ст.14 статьи Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.4 ч.1 ст.3 гл.1 Устава Краснореченского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области в полномочия органов местного самоуправления поселения входит организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ и п.8 ч.1 ст.3 гл.1 Устава Краснореченского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения

Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной выше правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать.

Объект водоснабжения расположен на территории п.Тургеневский Краснореченского муниципального образования, следовательно, бездействие администрации по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии систем водоснабжения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, вытекающих из п.3 ст.225 ГК РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к обоснованному выводу о том, что отсутствие собственника систем водоснабжения с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данной системы на учет.

Согласно п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

Невыполнение действий по постановке системы водоснабжения на учет как бесхозяйной препятствует дальнейшему определению ее балансовой принадлежности и надлежащему содержанию, нарушаются права неопределённого круга лиц (населения п.Тургеневский) на бесперебойное водоснабжение, создается угроза наступления неблагоприятных последствий, вызванных прекращением водоснабжения.

Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором требования.

В соответствии со ст. 204 ГПК РФ суд считает необходимым определить срок исполнения решения 1 месяц со дня вступления настоящего решения в законную силу, учитывая обстоятельства дела, объём и финансирование работ, которые необходимо провести, считая данный срок разумным и оправданным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Пугачевского межрайонного прокурора, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Краснореченского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйственной системы водоснабжения п.Тургеневский Пугачевского района Саратовской области.

Обязать администрацию Краснореченского муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести инвентаризацию бесхозяйной системы водоснабжения п.Тургеневский Пугачевского района Саратовской области и обратиться в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о принятии системы водоснабжения на учет как бесхозяйное недвижимое имущество.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.

Судья