Решение по гражданскому делу №2-447(1)/2011 от 29.08.2011г.



Дело №2-447(1)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2011 г.                                                           г. Пугачев

Пугачевский районный суд (1) Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Воробьева С.А.,

при секретаре Дюкаревой И.В.,

с участием ответчика Мамедова Э.К.,

представителя ответчика адвоката Кайб И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску военного прокурора Самарского гарнизона в защиту интересов федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «*** (военного института) к Мамедову Эльнуру Камрановичу о взыскании средств, затраченных на обучение

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Самарского гарнизона в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к Мамедову Э.К, о взыскании в пользу Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков (военного института) филиала федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «***) средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку Мамедова Э.К. в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

В иске указывается, что приказом начальника Сызранского военного авиационного института № 458 от 28.07.2007 года Мамедов Э.К. зачислен на обучение в *** (военный институт) на первый курс обучения на должность курсанта. Контракт о прохождении военной службы в *** (военном институте) заключен с Мамедовым Э.К. 31.10.2008 г. года. Согласно условий контракта Мамедов Э.К. должен исполнять обязанности военной службы на срок обучения и 5 лет после окончания учебного заведения. Приказом начальника военного института №181 от 28.09.2009 года Мамедов Э.К. отчислен из учебного заведения в связи с невыполнением им условий контракта (по теоретической неуспеваемости). Указывая, что в соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Мамедов Э.К., как отчисленный из военного образовательного учреждения высшего профессионального образования по теоретической неуспеваемости, обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его специальную подготовку, прокурор в защиту интересов Российской Федерации, со ссылкой, что филиал ***, входит в состав Министерства обороны РФ и является получателем бюджетных средств, которые установленным порядком расходует на цели, соответствующие условиям их получения, просил вынести решение о взыскании с ответчика в пользу филиала *** средств федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в период обучения в военном учебном заведении. Срок обучения ответчика составил 2 года 1 месяц, сумма подлежащих возмещению средств, затраченных на обучение ответчика за указанный период, составила 391 250 руб. исходя из годовой стоимости обучения одного курсанта в филиале *** 187 800 руб.

К участию в деле привлечено федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «*** (военного института).

В судебное заседание военный прокурор и представитель федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «*** (военного института), не явились. О дне судебного заседания извещены. Военным прокурором Самарского гарнизона, начальником филиала *** и начальником ***» поданы заявления о рассмотрении дела в их отсутствии, заявленные исковые требования поддерживают.

Ответчик Мамедов Э.К. с иском военного прокурора не согласился, указав, что условия заключенного с ним контракта не предусматривают возмещение затрат на обучение в случае отчисления из учебного заведения по теоретической неуспеваемости.

Представитель ответчика адвокат Кайб И.В. считал иск не подлежащим удовлетворению. Указал, что в силу положения второго абзаца п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и п.5 ст.4 Положения о прохождении военной службы, утвержденного Указа Президента РФ от 16.09.1999 г. №1237, условие о возможности взыскания с гражданина средств затраченных на его обучение, в обязательном порядке должно быть включено в контракт о прохождении военной службы. Заключенный с Мамедовым Э.К. контракт о прохождении им военной службы такого указания не содержит, поэтому заявленное прокурором требование не обосновано.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным п.п. «д», «е» и «з» п. 1, п.п. «в» и «д» п. 2 ст. 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.

При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.

Согласно выписки из приказа начальника *** института № 458 от 28 июля 2007 г., Мамедов Э.К. с 01 августа 2007 г. зачислен на первый курс в Сызранское высшее военное училище летчиков (военный институт), назначен на должность курсанта, присвоено воинское звание «рядовой» по специальности «Применение подразделений армейской авиации» (л.д.10).

31 октября 2008 г. с Мамедовым Э.К. заключен контракт о прохождении военной службы на время обучения в *** и 5 лет военной службы после его окончания (л.д.11).

Ученым советом ***) было принято решение об отчислении курсанта 2 курса Мамедова Э.К. по теоретической неуспеваемости. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из протокола № 4 заседания ученого совета от 23 сентября 2009 года (л.д.12).

Приказом начальника *** (военного института) № 181 от 28 сентября 2009 года Мамедов Э.К. отчислен из училища по теоретической неуспеваемости, что подтверждается выпиской из вышеуказанного приказа (л.д.13).

С учетом вышеизложенного и положений п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о взыскании с Мамедова Э.К. средств федерального бюджета, затраченных на его военную и специальную подготовку, подлежат удовлетворению.

Доводы ответчика и его представителя об отсутствии в заключенном контракте о прохождении военной службы условий о возмещении средств затраченных на обучение в случае отчисления из учебного заведения как основание для отказа в иске, основаны не верном толковании материального закона.

На момент зачисления Мамедова Э.К. в военное образовательное учреждение и заключение с ним контракта о прохождении военной службы пункт 7 статьи 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» указывал, что отчисление курсантов из военных образовательных учреждений профессионального образования за неуспеваемость является основанием для возмещения отчисленными средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку. Таким образом, названные положения закона имеют прямое действие и подлежат применению не смотря на отсутствие такой ответственности в заключаемом с военнослужащим контракте.

Возможности освобождения граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования по указанным в п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» основаниям от обязанности по возмещению средств, затраченных на их военную или специальную подготовку, федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или иными нормативными актами, не предусмотрено.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 года № 402 «Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования», вступившим в силу с 1 июля 2007 года, утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования и Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

Методика определяет порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования (далее - военно-учебные заведения) за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт о прохождении военной службы (далее - контракт). Устанавливает, что в состав указанных расходов затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации, включаются расходы: на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки (далее - стоимость износа основных средств); на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований (далее - стоимость расхода материальных запасов); на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.

Согласно методике период, на который определяются расходы, составляет 1 финансовый год. Размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы.

Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 1 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта.

В силу п. 7 Методики граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств.

Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт устанавливается - в размере, рассчитанном по формуле: ТЗ = ФЗ x (ПЛО + ПМО / 12),

где: ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. рублей; ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год; ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении; ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения).

Приказом Министра обороны РФ от 8.08.2008 года № 434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 25 июня 2007 года № 402» утверждены Методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и Статс-секретарю - заместителю Министра обороны РФ до 30.09.2008 года поручено организовать разработку рекомендаций должностным лицам органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ по организации исчисления и обеспечению возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны РФ, и утвердить их.

Согласно п. 22 Методики расчета стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается военно-учебным заведением для каждой военной специальности и (или) специализации (группы военных специальностей и специализаций), по которым осуществляется подготовка в военно-учебном заведении, подписывается начальником вуза и ежегодно до 1 июля утверждается руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения.

Как следует из материалов дела, расчет фиксированных значений сумм, подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемые в 2008 году в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков (военном институте) утвержден главнокомандующим воздушно-воздушными силами, размер фиксированного значения указанной суммы по специальности: «применение подразделений армейской авиации» составляет 187,8 тыс.руб. (л.д.15).

Согласно материалов дела, срок обучения Мамедова Э.К. в учебном заведении составил полных 2 года 1 месяц.

Таким образом, затраты на военную и специальную подготовку Мамедова Э.К., исходя из расчета фиксированных значений суммы (для контрактов, заключенных в 2008 г.) составляют 391 250 руб. (187,8 тыс. руб. х 2+1/12 мес.). Расчет затрат на военную и специальную подготовку ответчика произведен верно, спора о порядке расчета не имеется.

Военным прокурором Самарского гарнизона заявлено требование о взыскании с Мамедова Э.К. средств, затраченных на обучение, в размере 391 250 руб. Начальник ***» иск военного прокурора о взыскании с Мамедова Э.К. средств затраченных на обучение поддерживает в полном объеме.

Учитывая изложенное, а так же, что ответчиком не представлено суду доказательств возмещения средств федерального бюджета, затраченных на его специальную подготовку, требования прокурора подлежат удовлетворению, со взысканием с ответчика расходов на обучение в размере 391 250 руб.

Поскольку Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества, то защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности, в том числе денежных средств, затраченных на обучение военнослужащих Вооруженных сил РФ.

В силу п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ст. 11 того же закона воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктом 1 ст. 26 закона определено, что реализация мероприятий в области обороны в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

Федеральное государственное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «*** (военного института) входит в состав Министерства обороны РФ и является получателем бюджетных средств, которые установленным порядком расходует на цели, соответствующие условиям их получения. Взыскание с ответчика средств, затраченных на его военную и специальную подготовку следует произвести в пользу федерального государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования *** (военного института).

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 7 112,5 руб.

В соответствии с п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов.

На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Иск военного прокурора Самарского гарнизона удовлетворить.

Взыскать с Мамедова Эльнура Камрановича в пользу государственного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования *** (военного института) средства затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 391 250 рублей.

Взыскать с Мамедова Эльнура Камрановича государственную пошлину в доход бюджета Пугачевского муниципального района Саратовской области в размере 7 112 рублей 50 коп.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.

Судья