Решение по гражданскому делу № 2-565(1)/2011



Дело №2-565(1)/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 сентября 2011 г.                                                                                                 г. Пугачев                         

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Шумейкина А.П.

при секретаре Кайб О.И.

с участием заявителя Звягинцева В.А.,

представителя Совета муниципального образования г. Пугачева Саратовской области Давыдова Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Звягинцева Владимира Александровича об оспаривании бездействий Совета муниципального образования г. Пугачева,       

У С Т А Н О В И Л:

В заявлении Звягинцев В.А. указывает, что являясь депутатом Совета муниципального образования г. Пугачева, обратился в Совет муниципального образования г. Пугачева от своего имени и от имени жителей *** и прилегающих к нему кварталов: на север до ***, на восток до ***, с письменным заявлением о назначении на 04.09.2011 г. собрания граждан жителей *** и прилегающих к нему кварталов: на север до ***, на восток до ул. ***. На собрании предполагалось заслушать отчет главы администрации МО г. Пугачева о проделанной работе.

На заседании Совета муниципального образования г. Пугачева проходившего 23 августа 2011 г. было оглашено поданное населением заявление о назначении собрания, однако решение о назначении собрания Советом муниципального образования г. Пугачева принято не было.

Со ссылкой на положения ч. 1 абз. 3 ч. 2 ст. 29 закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абз. 3 ч. 2 ст. 12. Устава муниципального образования г. Пугачева, обязывающих, по мнению заявителя назначить собрание населения, Звягинцев В.А. просил признать незаконным бездействие Совета муниципального образования г. Пугачева Саратовской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению граждан о назначении на 04.09.2011 г. собрания граждан жителей *** и прилегающих к нему кварталов: на север до ***, на восток до ***.

В судебном заседании Звягинцев В.А. заявление поддержал об обстоятельствах пояснил, как изложено. Пояснил, что отсутствие на момент рассмотрения заявления о проведении собрания «Положения о порядке проведения собраний граждан и конференций (собраний делегатов) на территории муниципального образования ***», не освобождает Совет от принятия решения по поданному заявлению.       

Исполняющий обязанности главы муниципального образования г. Пугачева Давыдов Ю.В. заявление Звягинцева В.А. считал не обоснованным. Указал, что на заседании 23.08.2011 г. Совет муниципального образования г. Пугачева не имел возможности принять решение о назначении собрания по причине отсутствия муниципального правового акта регламентирующего порядок проведения собраний граждан. На указанном заседании Советом муниципального образования *** было принято решение об утверждении «Положения о порядке проведения собраний граждан и конференций (собраний делегатов) на территории муниципального образования г. Пугачева Саратовской области», вступившим в силу 25.08.2011 г., после чего появилась возможность принятия решения по проведению собрания. Звягинцев В.А. имел время и возможность после принятия «Положения о порядке проведения собраний граждан и конференций (собраний делегатов) на территории муниципального образования г. Пугачева Саратовской области» обратиться за разъяснениями о порядке проведения собрания, по поданному заявлению, этого им сделано не было. Решения об отказе в проведении собрания Советом не принималось.

Выслушав стороны исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным бездействия Совета муниципального образования г. Пугачева Саратовской области.

На основании пояснений Звягинцева В.А., исполняющего обязанности главы муниципального образования г. Пугачева судом установлено, что 8.08.2011 г. инициативная группа населения г. Пугачева, в числе которых входит Звягинцев В.А. обратилась в Совет муниципального образования г. Пугачева с письменным заявлением о назначении на 04.09.2011 г. на 18 часов собрания граждан жителей *** и прилегающих к нему кварталов: на север до ***, на восток до ***, для заслушивания отчета главы муниципального образования г. Пугачева о проделанной работе. Просили местом проведения собрания определить придомовую территорию *** ***, решение о назначении собрания опубликовать не позднее чем за 5 дней до даты его проведения.

Данное заявление было рассмотрено 23.08.2011 г. на заседании Совета муниципального образования г. Пугачева, было принято решение: «Провести собрание жителей в *** г. Пугачева в соответствие с положением о порядке проведения собраний граждан и конференций (собраний делегатов) на территории муниципального образования г. Пугачева Саратовской области».

На основании пояснений представителя Совета муниципального образования г. Пугачева Саратовской области, судом установлено, что на заседании Совета муниципального образования г. Пугачева Саратовской области, 23.08.2011 г. было утверждено «Положение о порядке проведения собраний граждан и конференций (собраний делегатов) на территории муниципального образования г. Пугачева Саратовской области». Данное положение было опубликовано в информационном бюллетене муниципального образования г. Пугачева от 24.08.2011 г. № 6. Согласно «Положения о порядке проведения собраний граждан и конференций (собраний делегатов) на территории муниципального образования г. Пугачева Саратовской области» раздел 2 «Порядок организации собрания» 2.1.10 Собрание проводимое по инициативе населения назначается Советом муниципального образования г. Пугачева. 2.1.11.Инициатором проведения собрания может быть инициативная группа жителей в количестве не менее 10 человек. 2.10.12. При проведении собрания инициативная группа не позднее чем в двух недельный срок до проведения собрания уведомляет Совет муниципального образования г. Пугачева. В письменном уведомлении о проведении собрания указывается дата время им место проведения собрания, жители, которые участвуют в собрании, адреса предполагаемое количество участников собрания, выносимые на собрание вопросы, персональный состав инициативной группы.

В судебном заседании исполняющим обязанности главы муниципального образования г. Пугачева Давыдовым Ю.В. указывалось на невозможность принятия решения на заседании Совета проводимом 23.08.2011 г. по заявлению населения о назначении собрания, по причине отсутствия нормативного акта регламентирующего порядок проведения собраний населения.

По мнению суда, отсутствие в муниципальном образовании нормативного акта регламентирующего порядок проведения собраний населения, не может служить основанием к освобождению представительного органа муниципального образования от обязанности по рассмотрению вопроса по заявлению населения о назначении собрания граждан.

В силу положений части 2 статьи 1 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Статья 3 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 29 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Таким образом, собрания граждан части территории муниципального образования являются непосредственной формой осуществления народом своей власти, формой прямого волеизъявления населения по решению вопросов местного значения.

Частью 2 ст. 29 Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 12 Устава муниципального образования г. Пугачева назначение собрания граждан, проводимого по инициативе населения осуществляется правовым актом Совета.

Анализируя указанные нормативные акты, суд приходит к выводу, что представительный орган муниципального образования для обеспечения прав граждан на непосредственное осуществление своей власти, обязан предусмотреть в уставе муниципального образования порядок назначения и проведения собрания граждан проводимых по инициативе населения, и должен принимать решения о назначении собрания в порядке определенном уставом или иным нормативным актом местного самоуправления.

На основании указанного суд соглашается с мнением Звягинцева В.А., что отсутствие на момент рассмотрения заявления о проведении собрания «Положения о порядке проведения собраний граждан и конференций (собраний делегатов) на территории муниципального образования г. Пугачева Саратовской области», не освобождает Совет от обязанности принять решение по поданному заявлению населения о проведении собрания.        

То обстоятельство, что в решении Совета муниципального образования г. Пугачева, по вопросу о назначении собрания указывалось: «Провести собрание жителей в *** г. Пугачева», не может свидетельствовать о решении представительным органом местного самоуправления вопроса о назначении собрания, поскольку не определено место, время проведения собрания, содержится ссылка на нормативный акт, не вступивший в законную силу на день рассмотрения заявления граждан о проведении собрания. По вступлению в законную силу «Положения о порядке проведения собраний граждан и конференций (собраний делегатов) на территории муниципального образования г. Пугачева Саратовской области» имеющееся в представительном органе местного самоуправлении заявление граждан о назначении собрания населения, повторно не рассматривалось, какое либо решение по поданному населением заявлению, не принималось.

Таким образом, суд приходит к выводу, что имеет место бездействие Совета муниципального образования г. Пугачева, фактически уклонившегося от принятия решения по вопросу назначения собрания по инициативе населения, что привело к нарушению прав граждан на непосредственное осуществление населением муниципального образования, своей власти.

В силу сказанного заявление Звягинцева В.А. о признания незаконным бездействия Совета муниципального образования г. Пугачева суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 - 198 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Звягинцева Владимира Александровича об оспаривании бездействий Совета муниципального образования г. Пугачева, удовлетворить.     

Признать незаконным бездействие Совета муниципального образования г. Пугачева Саратовской области, выразившееся в непринятии решения по заявлению граждан о назначении на 04.09.2011 г. собрания граждан жителей *** и прилегающих к нему кварталов: на север до ***, на восток до ***.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья