Дело №2-639(1)/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 22 ноября 2011 г. г. Пугачев Пугачевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Шумейкина А.П., при секретаре Никулиной Н.Н., с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Безводинского И. А., представителя администрации муниципального образования *** Кинсфатер А.В., У С Т А Н О В И Л: Пугачевский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования *** о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по надлежащему освещению улиц *** от ***. В обоснование заявления указал, что прокуратурой *** была проведена проверка безопасности дорожного движения на участках автомобильных дорог по от ***. При обследовании участков данных автомобильных дорог было установлено, что полностью отсутствует наружное освещение в ночное время суток. В заявлении указывается, что в соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.95 г. основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии с п.4, ст.6 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п. 4.6. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим, допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч. Согласно п.5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация освещения улиц в соответствии с требованиями п. 20 ст. 3 «Устава муниципального образования ***» является вопросом местного значения муниципального образования ***. В соответствии со ст. 3.2 Устава администрация муниципального образования *** наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно п.21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по организации освещения улиц *** возлагается на администрацию муниципального образования ***. Прокурор указывает, что бездействие администрации муниципального образования *** по исполнению требований законодательства Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поставило под угрозу жизнь и здоровье не только участников дорожного движения, но и пешеходов, нарушая их право на безопасные условия движения по дорогам. На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования *** по организации освещения *** в ночное время суток. Обязать администрацию МО *** в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать освещение ***. В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора Безводинский И.А. иск поддержал. Пояснил, что на момент проверки приборы уличного освещение по улицам указанным в исковом заявлении, работали не в полном количестве. По *** из 17 имеющихся светильников не работали 7, на *** из 16 имеющихся светильников не работали 9, на *** из 39 имеющихся светильников не работали 19. Представитель ответчика администрации муниципального образования *** Кинсфатер А.В. не оспаривала, факта ненадлежащего освещения по улицам указанным в исковом заявлении, указала, что это связано с недостаточностью финансирования. Иск в части признания незаконным бездействия администрации считала не обоснованным, так как проводились работы по восстановлению освещения по улицам указанным в исковом заявлении в апреле и сентября 2011 г., что подтверждается актами приемки выполненных работ составленных МУП «Дорожное специализированное хозяйство ***» Полагала не достаточным срок 4 мес. для организации освещения, так как для проведения работ необходимо бюджетное финансирование, которое может быть открыто только после утверждения бюджета на 2012 год. Представитель третьего лица МУП «Дорожное специализированное хозяйство» в суд не явился, стороны не возражали рассматривать дело в отсутствие представителя указанного лица. С учетом позиции сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица МУП «Дорожное специализированное хозяйство». Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.3 Федерального закона Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.95 г. основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В силу п.4, ст.6 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В пункте 4.6. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» указывается, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч. Согласно п.5,21 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация освещения улиц в соответствии с требованиями п. 20 ст. 3 «Устава муниципального образования ***» является вопросом местного значения муниципального образования ***. В соответствии со ст. 3.2 Устава администрация муниципального образования *** наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. На основании пояснений сторон, представленных прокурором, актов осмотра участков дорог указанных в заявлении прокурора, судом установлено, что на момент осмотра 18 ноября 2011 г. по *** из 17 имеющихся светильников не работали 7, на *** из 16 имеющихся светильников не работали 9, на *** из 39 имеющихся светильников не работали 19. Таким образом, доля действующих светильников по всем участкам дорог составила менее 95%. Сказанное свидетельствует, что администрация муниципального образования *** не осуществляет необходимых мер по надлежащему освещению улиц указанных в исковом заявлении, чем нарушены права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Не принятие администрацией в должном объеме мер по надлежащему освещению улицы влияет на безопасность дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. В соответствии со ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с этим требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации по организации освещения улиц и возложении на администрацию муниципального образования *** обязанности по организации освещения по ***, суд находит подлежащим удовлетворению. Суд не считает, что довод представителя администрации, проведенных работах по восстановлению уличного освещения, может послужит основанием к выводу об отсутствии бездействия администрации по организации освещения улиц. Как установлено в судебном заседании по улицам указанным в исковом заявлении доля не работающих светильников превышает 95%, что указывает на не исполнение администрацией обязанности по организации освещения улиц. Суд соглашается с мнением прокурора, что срок 4 месяца достаточный для восстановления работы существующих светильников. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Судья