Решение по гражданскому делу №2-672(1)/2011 от 09.12.2011г.



Дело №2-672(1)/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2011 г.          г.Пугачев

Пугачевский районный суд (1) Саратовской области в составе

председательствующего судьи Воробьева С.А.,

при секретаре Кайб О.И.,

с участием представителя истца Юрченко В.В.,

представителя ответчика администрации Пугачевского муниципального района Павловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Бордюг Виктора Ивановича к администрации Пугачевского муниципального района о признании сделки состоявшейся и признании права собственности на недвижимое имущество,

У С Т А Н О В И Л :

Бордюг В.И. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации Пугачевского муниципального района о признании состоявшейся сделки купли-продажи жилого дома с хозяйственными строениями, между ним и ФИО2 и признании права собственности на жилой дом с хозяйственными строениями, расположенными по адресу: ***, на земельном участке, площадью 1500 кв.м. В обоснование иска указал, что 13 октября 1998 г. между ним и ФИО2, интересы которой представлял по доверенности ФИО6 был заключен договор купли-продажи жилого дома с хозяйственными строениями по указанному выше адресу. Договор купли-продажи был составлен в письменной форме, удостоверен нотариусом г.Пугачева ФИО7, однако не был зарегистрирован в установленном законом порядке. Спорный дом расположен на земельном участке, площадью 0,15 га, предоставленном ФИО2 под выстроенным домом на основании постановления Преображенской сельской администрации №6 от 01.08.1995 г., право собственности на который было ею было зарегистрировано в установленном законом порядке. После продажи дома ФИО2 из него выбыла и снялась с регистрационного учета по месту жительства. 05 мая 2004 г. ФИО2 умерла. В настоящее время зарегистрировать сделку купли-продажи и переход права собственности на дом не представляется возможным в связи со смертью продавца. Поскольку договор купли-продажи по форме и содержанию соответствовал гражданскому законодательству, продавец обладал правом собственности на недвижимое имущество и имел право его отчуждать, претензий со стороны третьих лиц в отношении имущества не имелось и не имеется, сделка фактически состоялась и сторонами исполнена, просил признать за ним право собственности на жилой дом с хозяйственными строениями.

Истец Бордюг В.И. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель истца Юрченко В.В., действующая по доверенности от 25.11.2011 г. иск поддержала. Как на основание заявленных требований сослалась на исполнение сторонами сделки, отсутствия спора в отношении недвижимого имущества. Пояснила, что смерть продавца является единственным препятствием для регистрации перехода права собственности на дом.

Представитель ответчика администрации Преображенского муниципального образования Пугачевского муниципального района и привлеченная судом в качестве третьего лица ФИО8 в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом изложенного, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, представителя ответчика администрации Преображенского муниципального образования и третьего лица.

Представитель ответчика администрации Пугачевского муниципального района Павлова О.А. по заявленному иску возражений не имеет.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении иска.

Из материалов дела следует, что ФИО2 ранее являлась собственником жилого дома по адресу: *** полезной площадью 43,3 кв.м., в том числе жилой 26,6 кв.м. с надворными постройками и сооружениями, расположенного на земельном участке, площадью 1500 кв.м. Указанное обстоятельство подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав на недвижимое имущество от 30 июня 1998 г., 98/27 №000627, 98/27 №000626 (л.д.10,11).

На основании ст.425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

Согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

13 октября 1998 г. ФИО6, действующий за ФИО2 по доверенности, удостоверенной нотариусом ФИО10 с одной стороны (продавец) и Бордюг В.И. (покупатель) с другой стороны заключили письменный договор купли-продажи, удостоверенный нотариусом г.Пугачева ФИО7, по которому ФИО2 продала Бордюг В.И. жилой дом полезной площадью 43,3 кв.м., жилой 26,6 кв.м., с хозяйственными и бытовыми строениями по адресу: ***. Из п.4 договора следует, что денежные средства за продажу дома покупателем уплачены продавцу при подписании договора. Договора купли-продажи зарегистрирован в Преображенской администрации, в похозяйственной книге №1 лицевой счет №87 от 15.10.2998 г. (л.д.9).

ФИО2 умерла 05 мая 2004 г., что подтверждается свидетельством о смерти I-РУ №764801 от 13.05.2004 г. (л.д.6).

В связи со смертью продавца государственная регистрация сделки купли-продажи и перехода права собственности на недвижимое имущество к Бордюг В.И. от ФИО2 не может быть произведена.

Свидетели ФИО11 и ФИО12 показали, что проживают в с.Преображенка с 1991 г. Им известно, что в 1998 г. между ФИО2 и Бордюг В.И. состоялся договор купли продажи дома по адресу: ***. После продажи дома ФИО2 уехала проживать в г.Пугачев, а Бордюг В.И. вселился в приобретенный дом со своей семьей, в котором проживает по настоящее время.

Из вышеуказанного, судом установлено, что сторонами соблюдена форма сделки договора купли-продажи жилого дома, договор ими исполнен. Продавец ФИО2 снялась с регистрационного учета и выехала из дома, а истец Бордюг В.И. зарегистрировался в *** с 29.10.1998 г. Договор купли-продажи дома никем не оспорен. Вышеперечисленное позволяет прийти к выводу о том, что сделку купли-продажи жилого дома с хозяйственными строениями между ФИО2 и Бордюг В.И. следует признать состоявшейся.

Из технического и кадастрового паспортов на жилой дом следует, что он имеет общую площадь 51,6 кв.м., жилую площадь 26,6 кв.м. Расхождение общей площади с площадью, указанной в договоре купли-продажи обусловлено учетом площади холодной пристройки литер «а», площадь изменилась в связи с изменением инструкции подсчета площадей согласно постановления Правительства РФ от 13.10.1997 г. №1301 (л.д.13. 14-17).

В статье 218 ГК РФ установлены основания приобретения права собственности, которые в соответствии со ст.17 Федерального закона от 21.06.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» являются основаниями для государственной регистрации права на недвижимое имущество. К таким основаниям относятся, в том числе, гражданско-правовые договоры и иные сделки в отношении недвижимого имущества.

Согласно ст.16 Федерального закона от 21.06.1997 г. государственная регистрация проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.

Суд пришел к выводу, что при жизни ФИО2 не могло быть отказано в регистрации перехода права собственности на указанное недвижимое имущество к Бордюг В.И. на основании договора купли-продажи жилого дома с хозяйственными строениями, а поэтому за истцом следует признать право собственности на жилой дом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать состоявшимся 13 октября 1998 года между ФИО2 и Бордюг Виктором Ивановичем договор купли-продажи жилого дома с хозяйственными и бытовыми строениями и сооружениями, расположенными на участке земли, площадью 1500 кв.м. по адресу: ***.

Признать за Бордюг Виктором Ивановичем право собственности на жилой дом общей площадью 51,6 кв.м., в том числе жилой площадью 26,6 кв.м., с холодной пристройкой (литер Аа), с хозяйственными строениями: сарай (литер Б), веранда (литер б), сарай (литер Г), забор (литер З), уборная (литер У), расположенные по адресу: ***.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.

Судья