Дело № 2-660(1)/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 7 декабря 2011 г. г.Пугачев Пугачевский районный суд (1) Саратовской области в составе: председательствующего судьи Шумейкина А.П., при секретаре Никулиной Н.Н., с участием истца Масычева Павла Александровича, представителя ответчика Чуприна Михаила Геннадьевича, представителя администрации ** муниципального района Павловой Ольги Александровны, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Масычева Павла Александровича к федеральному казенному учреждению ** УФСИН России по Саратовской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, возложении на жилищно-бытовую комиссию обязанности по включению в состав участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата, У С Т А Н О В И Л: Масычев П.А. обратился в суд с иском к ФКУ ИК ** УФСИН России по Саратовской области о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ** от 22.08.2011 г. об отказе в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении на жилищно-бытовую комиссию обязанности по включению в состав участников подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата в 2012 г., в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". В обоснование иска указал, что проходил службу в уголовно-исполнительной системе с 4.04.2000 года по 9 августа 2011 г., приказом ** л\с от ФКУ ИК ** УФСИН России по Саратовской области уволен по сокращению штатов. Указывает, что 26 июля 2011 г. решением администрации ** муниципального района принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В августе 2011 г. с целью реализации права на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе" обратился в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК ** УФСИН России по Саратовской области с заявлением о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в числе участников подпрограммы. Решением жилищно-бытовой комиссии от 22.08.2011 г. ему отказано в принятии на учет и включении в состав участников подпрограммы, по мотиву отсутствия у жилищно-бытовой комиссии после марта 2005 г., полномочий на ведение списков граждан нуждающихся в получении жилья и ведения списков участков подпрограммы для граждан не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФКУ ИК ** УФСИН России по Саратовской области. Данное решение Масычев П.А. считает незаконным, указывая, что основания к отказу в признании гражданина участником подпрограммы определены Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", в п. 22 которого указывается, что основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета. Масычев П.А. так же указывает, что согласно п. 19 Постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением документов. Реализуя данное право он обратился в жилищно-бытовую комиссию ФКУ ИК ** УФСИН России по Саратовской области, которая не обосновано отказала во включении его в список участников подпрограммы. В судебном заседании Масычев П.А. иск поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении. Представитель ФКУ ИК ** УФСИН России по Саратовской области Чуприн М.Г. иск считал не обоснованным. Пояснил, что жилищно-бытовая комиссия ФКУ ИК ** УФСИН России по Саратовской области ведет учет только тех граждан нуждающихся в жилом помещении, которые состояли на учете в жилищно-бытовой комиссии до 1 марта 2005 г. Вопросы участия граждан в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», жилищно-бытовая комиссия ФКУ ИК- **, решает также только в отношении граждан которые приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г. Масычев П.А. не был принят на учет нуждающихся в получении жилья ФКУ ИК- **, поэтому жилищно-бытовая комиссия не правомочна принимать решение о включении его в список участников подпрограммы. Органом полномочным рассматривать заявление Масычева П.А. о его включении в список участников подпрограммы, является орган, в котором Масычев П.А. состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения. Не оспаривал, что Масычев П.А. как уволенный со службы по сокращению штатов и нуждающийся в улучшении жилищных условий имеет право на получение государственного жилищного сертификата. Представитель УФСИН России по Саратовской области в суд не явился, о дне судебного заседания названное лицо извещено. С учетом мнения сторон, полагавших возможным рассматривать дело в отсутствие представителя УФСИН России по Саратовской области, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя указанного лица. Представитель администрации ** муниципального района Павлова О.А. заявление Масычева П.А. полагала подлежащим удовлетворению. Указала, что решением администрации ** муниципального района Масычев П.А. признан малоимущим и по эти основаниям поставлен на учет нуждающихся в получении жилья. Согласно представленным документам Масычев П.А. со своей семьей - 3 человека., не имеет жилья, проживает в квартире общей площадью 44,4 кв. м. принадлежащей на праве собственности его матери, которая также проживает в указанной квартире. Администрация ** муниципального района, не ведет список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе", так как такие списки ведет УФСИН. Выслушав стороны исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно статье 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Часть 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В силу изложенных положений законов суд полагает обоснованным отказ жилищно-бытовой комиссии ИК -** в удовлетворении заявления Масычева П.А. в части постановки его на учет в ИК - ** в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Указ Президента РФ от 28 июня 1999 года ** устанавливает, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильём увольняемым со службы сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, а так же членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов. В целях реализации данного указа Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года ** утверждена Федеральная целевая программой «Жилище на 2002 - 2010 годы». В настоящее время действуют Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (ред. от 12.07.2011) (далее Правила). В соответствии п.2 данных Правил государственный жилищный сертификат (далее - сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата). Согласно п.п.«а» п.5 Правил право на участие в подпрограмме признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В п. 6 Правил указывается, что в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы). В соответствии с п.19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением соответствующих документов. На основании пояснений сторон, материалов дела судом установлено, что Масычев П.А. являлся сотрудником уголовно-исполнительной системы, проходил службу в должности младшего инспектора 1 категории изолированного участка общего режима в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония ** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области». Приказом начальника федерального казенного учреждения «Исправительная колония ** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области» **-к от 9 августа 2011 г. Масычев П.А. уволен со службы по п. «е» части 1 ст. 58 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» по сокращению штатов, с 10.08.2011 г.. Согласно приказу выслуга лет Масычева П.А. в календарном исчислении составила 15 лет 3 мес. 7 дней(л.д.7,9). Из извещения администрации ** муниципального района от 27.07.2011г.(л.д.8), пояснений представителя администрации ** муниципального района следует, что постановлением администрации ** муниципального района ** от 26 июля 2011 г. Масычев П.А. с составом семьи 3 человека принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как малоимущий, субсидию на приобретение или строительства жилья, не получал. Согласно справке администрации муниципального образования *** от 11.07.2011 г. ** представленной представителем администрации ** муниципального района, Масычев П.А. проживает в квартире по адресу *** общей площадью 44,4 кв.м. принадлежащей М.Л.А. В указанной квартире проживают Масычев П.А., его жена М.О.В., дочь ** и М.О.В., М.Е.П., мать **., М.Л.А. Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии федерального казенного учреждения ИК -** от 22.08.2011 г. ** Масычев П.А., 18.08.2011 г. обратился с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы «Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 г., указывая на то, что уволен по п. «е» ст. 58 «Положения о службе». Жилищно-бытовая комиссия ИК - ** приняла решение в удовлетворении просьбы Масычева П.А. отказать. В обоснование указала, что после 01.03.2005г. ФКУ ИК -** утратило возможность принятия сотрудников на жилищный учет, поскольку в соответствии с п. 3 ст.52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только органом местного самоуправления. Поскольку Масычев П.А. не состоит на учете в ФКУ ИК - **, оснований для включения в список кандидатов на участие в программе «Жилище» не усмотрели. Суд, проанализировав вышеприведенные нормы права, основания к отказу изложенные в протоколе жилищно-бытовой комиссии, пришел к выводу о том, что данная позиция жилищно-бытовой комиссия ФБУ ИК - ** является ошибочной и основана на неверном толковании закона. Так, согласно п.п.«а» п.18 Правил выдачу сертификатов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). В силу п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, заявление (рапорт) об участии в подпрограмме подают в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат). Согласно п. 6 Правил условием участие в подпрограмме на получение социальной выплаты, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание (далее - граждане - участники подпрограммы). В данном случае Масычев П.А. как сотрудник уволенный из уголовно-исполнительной системы по сокращению штатов отвечает требованиям п. 5 Правил и изъявил желание на участие в подпрограмме. Согласно положения «О жилищно-бытовой комиссии федерального бюджетного учреждения «Исправительная колония ** Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области», к полномочиям жилищно-бытовой комиссии относятся вопросы по получению гражданами государственных жилищных сертификатов. Из указанных правовых норм следует, что с заявлением об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» истец мог обращаться по своему выбору либо в орган исполнительной власти либо в федеральную службу исполнения наказаний. Доказательств, что имеются основания для отказа в признании Масычева П.А. участником подпрограммы перечисленные в п. 22 Постановления Правительства Российской Федерации N 153 от 21.03.2006 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и п. 10. Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе» утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 4 июня 2007 г. N 287, суду не представленною. При таких обстоятельствах суд считает незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ИК -** об отказе Масычеву П.А. во включении в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы» На основании пояснений сторон, вышеперечисленных материалов дела, суд приходит к выводу, что имеются основания для включения Масычева П.А. в указанную подпрограмму, в связи с чем следует обязать жилищно-бытовую комиссию ИК - ** и УФСИН России по Саратовской области включить его в число участников данной подпрограммы. Утверждение представителя ИК -** о том, что Масычев П.А. должен обращаться с заявлением о включении его в число участников подпрограммы в орган местного самоуправления, поскольку состоял там, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд находит основанным на ошибочном толковании закона. Вместе с тем суд приходит к выводу, что Масычев П.А. не может быть включен в список участников подпрограммы на 2012 г. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (ред. от 12.07.2011) п. 24, предусматривают, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Аналогичное указание о порядке формирования списков граждан, участников подпрограммы содержится в п. 13 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" в уголовно-исполнительной системе» утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 4 июня 2007 г. N 287, согласно которому, для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в учреждение или орган УИС, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году согласно приложению N 2 к настоящей Инструкции. Таким образом, включение Масычева П.А. в список граждан, изъявивших желание получить сертификат возможно только на 2013 г., поскольку формирование списка граждан желающих получить сертификат в 2012 г. окончилось в июле 2011 г. к тому же основания для включения Масычева П.А, в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, возникли только после увольнения Масычева П.А. со службы по основаниям дающим право на получение сертификата, в августе 2011 г. после окончания срока формирования списков на 2012 год. На основании изложенного руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, суд Р Е Ш И Л: иск Масычева Павла Александровича к федеральному казенному учреждению ИК-** УФСИН России по Саратовской области удовлетворить частично. Признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии, федерального казенного учреждения ИК-** УФСИН России по Саратовской области ** от 22.08.2001 г. по отказу включения Масычева П.А. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы". Обязать жилищно-бытовую комиссию федерального казенного учреждения ИК-** и УФСИН России по Саратовской области включить Масычева Павла Александровича в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" и сводный список граждан получателей сертификатов по УФСИН России по Саратовской области, на 2013 год. В остальной части иск Масычева П.А. оставить без удовлетворения за необоснованностью. Судья