Решение по иску конецформыначалоформыПугачевского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования *** о признании незаконным бездействия администрации МО*** по организации освещения по ***



№2-545(1)/2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

8 декабря 2010 г.                                                           г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Шумейкина А.П.,

при секретаре Никулиной Н.Н.,

с участием прокурора Безводинского И. А.,

представителя администрации муниципального образования *** К.А.В., представителя муниципального унитарного предприятия «***» Ц.А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пугачевского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования *** о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования *** по организации освещения улиц *** и возложении обязанности по организации освещения по ***

У С Т А Н О В И Л:

Пугачевский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования *** (далее Администрации) о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по надлежащему освещению ***. В обоснование заявления указал, что прокуратурой *** была проведена проверка безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги по *** от *** до ***.. При обследовании участка данной автомобильной дороги было установлено, что полностью отсутствует наружное освещение в ночное время суток.

В заявлении указывается, что в соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.95 г. основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии с п.4, ст.6 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

       Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 4.6. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим, допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч.

         Согласно п.5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Организация освещения улиц в соответствии с требованиями п. 20 ст. 3 «Устава муниципального образования ***» является вопросом местного значения муниципального образования ***. В соответствии со ст. 3.2 Устава администрация муниципального образования *** наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно п.21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по организации освещения улиц *** возлагается на администрацию МО ***.

         Прокурор указывает, что бездействие администрации муниципального образования *** по исполнению требований законодательства Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поставило под угрозу жизнь и здоровье не только участников дорожного движения, но и пешеходов, нарушая их право на безопасные условия движения по дорогам.

       На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие администрации МО *** по организации освещения *** от *** до *** в ночное время суток. Обязать администрацию МО *** в течении 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать освещение по *** от *** до ***.

До судебного заседания прокурором иск был уточнен, в части времени организации освещения. Прокурор просил обязать администрацию муниципального образования ***, организовать освещение по *** от *** до ***, в течении 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании прокурор Безводинский И.А. отказался от заявления в части признания незаконным бездействия администрации выразившееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению освещения. Причиной отказа послужило то, что в период с 1.11.2010 по 8.12.2010 г. МУП «***», муниципальной организацией по обслуживанию дорог города, были выполнены работы по восстановлению регулировочных щитов, и произведена частичная замена лам в светильниках уличного освещения. В остальной части иск поддержал. Пояснил, что на момент проверки освещение по улице указанной в исковом заявлении отсутствовало полностью.

Представитель ответчика администрации муниципального образования *** К.А.В.не оспаривала, факта ненадлежащего освещения по улице указанной в исковом заявлении, указала, что это связано с недостаточностью финансирования. В настоящее время составляется проект бюджета на 2011 год, в котором на организацию освещения заложено около 1 миллиона руб. Для проведения работ по надлежащему освещению путепровода по ***, составлена смета, так как на этом участке дороги отсутствуют опоры уличного освещения. В связи с этим полагала недостаточным срок 12 мес. для организации освещения по ***.

Представитель третьего лица Ц.А.А. поддержал представителя администрации. Пояснил, что к сказанному ему добавить нечего.

Выслушав прокурора, представителей администрации, третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.95 г. основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В силу п.4, ст.6 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В пункте 4.6. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» указывается, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч.

         Согласно п.5,21 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

         Организация освещения улиц в соответствии с требованиями п. 20 ст. 3 «Устава муниципального образования ***» является вопросом местного значения муниципального образования ***. В соответствии со ст. 3.2 Устава администрация муниципального образования *** наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

На основании пояснений сторон, представленного представителем администрации акта осмотра участка дороги указанного в заявлении прокурора, судом установлено, что на участке дороги всего установлено 62 светильника, из которых действующих 14. Доля действующих светильников составила 27%. На участке дороги от *** до *** освещение отсутствует в виду отсутствия фонарной линии.

Сказанное свидетельствует, что администрация муниципального образования *** не осуществляет необходимых мер по надлежащему освещению улицы указанной в исковом заявлении, чем нарушены права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Не принятие администрацией в должном объеме мер по надлежащему освещению улицы влияет на безопасность дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.

В соответствии со ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В связи с этим требование прокурора о возложении на администрацию муниципального образования *** обязанности по организации освещения по ***, суд находит подлежащим удовлетворению.

Суд соглашается с мнением прокурора, что срок 12 месяцев достаточный для восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц. Каких либо доказательств невозможности производства работ по надлежащему освещению улицы, представителями администрации и третьего лица не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Пугачевского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования *** о возложении обязанности по организации освещения по *** от *** до ***, удовлетворить.Обязать администрацию муниципального образования *** в течении 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать освещение *** от *** до ***

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья