№2-544(1)/2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 9 декабря 2010 г. г. Пугачев Пугачевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Шумейкина А.П., при секретаре Никулиной Н.Н., с участием прокурора Безводинского И. А., представителя администрации муниципального образования *** К.А.В., представителя муниципального унитарного предприятия «***» Ц.А.А. У С Т А Н О В И Л: Пугачевский межрайонный прокурор в защиту неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования *** о признании незаконным бездействия выразившегося в непринятии мер по надлежащему освещению ***. В обоснование заявления указал, что прокуратурой Пугачевского района была проведена проверка безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги по *** от *** до ***. При обследовании участка данной автомобильной дороги было установлено, что полностью отсутствует наружное освещение в ночное время суток. В заявлении указывается, что в соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.95 г. основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В соответствии с п.4, ст.6 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п. 4.6. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк, доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим, допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч. Согласно п.5 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация освещения улиц в соответствии с требованиями п. 20 ст. 3 «Устава муниципального образования ***» является вопросом местного значения муниципального образования ***. В соответствии со ст. 3.2 Устава администрация муниципального образования *** наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно п.21 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по организации освещения улиц *** возлагается на администрацию муниципального образования ***. Прокурор указывает, что бездействие администрации муниципального образования *** по исполнению требований законодательства Российской Федерации «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поставило под угрозу жизнь и здоровье не только участников дорожного движения, но и пешеходов, нарушая их право на безопасные условия движения по дорогам. На основании изложенного прокурор просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования *** по организации освещения *** от *** до *** в ночное время суток. Обязать администрацию МО *** в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать освещение по *** от *** до ***. В судебном заседании прокурор Безводинский И.А. отказался от заявления в части признания незаконным бездействия администрации выразившееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению освещения. Причиной отказа послужило то, что в период с 1.11.2010 по 8.12.2010 г. МУП «***», муниципальной организацией по обслуживанию дорог города, были выполнены работы по восстановлению регулировочных щитов, и произведена частичная замена лам в светильниках уличного освещения. В остальной части иск поддержал. Пояснил, что на момент проверки освещение по улице указанной в исковом заявлении отсутствовало полностью. Представитель ответчика администрации муниципального образования *** К.А.В.не оспаривала, факта ненадлежащего освещения по улице указанной в исковом заявлении, указала, что это связано с недостаточностью финансирования. В связи с этим иск признала, полагала достаточным срок 4 мес. для организации освещения. Представитель третьего лица Ц.А.А. поддержал представителя администрации. Пояснил, что к сказанному ему добавить нечего. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.95 г. основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. В силу п.4, ст.6 вышеуказанного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В пункте 4.6. ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» указывается, что включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел/ч и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед/ч. Согласно п.5,21 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация освещения улиц, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация освещения улиц в соответствии с требованиями п. 20 ст. 3 «Устава муниципального образования ***» является вопросом местного значения муниципального образования ***. В соответствии со ст. 3.2 Устава администрация муниципального образования *** наделена полномочиями по решению вопросов местного значения. На основании пояснений сторон, представленного представителем администрации, акта осмотра участка дороги указанного в заявлении прокурора, судом установлено, что на участке дороги всего установлено 56 светильников, из которых действующих 21. Таким образом, доля действующих светильников менее 95%. В акте также указывается, что на участке дороги от *** до *** освещение отсутствует в виду отсутствия фонарной линии. Сказанное свидетельствует, что администрация муниципального образования *** не осуществляет необходимых мер по надлежащему освещению улицы указанной в исковом заявлении, чем нарушены права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения. Не принятие администрацией в должном объеме мер по надлежащему освещению улицы влияет на безопасность дорожного движения, создает угрозу жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении. В соответствии со ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. В связи с этим требование прокурора о возложении на администрацию муниципального образования *** обязанности по организации освещения по ***, суд находит подлежащим удовлетворению. Суд соглашается с мнением прокурора, что срок 4 месяца достаточный для восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц. Представителями администрации и третьего лица в судебном заседании заявлено о достаточности данного срока для производства работ по надлежащему освещению улицы. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья