Дело № 2-590(1)2010 г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 20 декабря 2010 г. г. Пугачев Пугачевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Викторовой И.В. при секретаре Соловьевой Е.В. с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Безводинского И.А., представителя ответчика Б.В.М., представителя третьего лица Д.Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя Пугачевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и об устранении нарушений требований пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л: Заместитель Пугачевского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации *** муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении противопожарного законодательства и об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения поселения. В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории *** муниципального образования Пугачевского муниципального района установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) ответчиком не приняты меры к обеспечению на его территории первичных мер пожарной безопасности. Условия для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в различных формах на территории *** муниципального образования не созданы. У водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели. Источники наружного противопожарного водоснабжения не обеспечены наружным освещением в темное время суток. Входящие в состав муниципального образования сельские населенные пункты не обеспечены переносными пожарными мотопомпами. Не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара, не определен порядок вызова пожарной охраны. Не все населенные пункты обеспечены наружным противопожарным водоснабжением с расходом воды не менее 10 л/с. Не произведен ремонт пожарных гидрантов наружного противопожарного водоснабжения. Помещения администрации не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, на эвакуационных путях и выходах отсутствуют стандартные знаки пожарной безопасности. По результатам проверки прокурором было внесено представление об устранении указанных нарушений. Однако, ответчик не предпринял действенных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, что, по мнению прокурора, может повлечь значительный экономический ущерб и человеческие жертвы. В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора Безводинский И.А. требования частично изменил. Просил признать незаконным бездействие администрации *** муниципального образования в устранении нарушений требований пожарной безопасности. Просил обязать ответчикасоздать на территории муниципального образования добровольную пожарную охрану;создать условия для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в различных формах, а именно разработать и утвердить целевую программу обеспечения первичных мер пожарной безопасности, утвердить перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан; установить у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; обеспечить источники наружного противопожарного водоснабжения, наружным освещением в темное время суток; установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре; обеспечить все входящие в состав муниципального образования сельские населенные пункты переносными пожарными помпами для целей тушения; закрепить за каждой мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку; определить порядок вызова пожарной охраны на территории всех населенных пунктов муниципального образования; обеспечить все населенные пункты наружным противопожарным водоснабжением с расходом воды не менее 10 л/с; оборудовать помещения администрации автоматической пожарной сигнализацией. Представитель ответчика глава администрации *** муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области Б.В.М. иск признал частично. Пояснил, что администрацией проводились мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. В целях устранения выявленных в ходе проверки нарушений созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, решением Совета *** МО от *** ** введено в действие Положение о порядке создания подразделений добровольной пожарной охраны. Решением Совета *** МО от *** ** утверждены правила первичных мер пожарной безопасности, а также перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря. Определен порядок обеспечения связи, система оповещения о пожаре. Постановлением главы администрации от *** ** определен порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров. Утверждено Положение о порядке проведения противопожарной пропаганды. Изготовлены указатели для установки у водоемов и по направлению движения к ним. В местах установки пожарных гидрантов имеется освещение, а для забора воды с открытых водоемов используются световые приборы пожарных машин. Для обеспечения наружным противопожарным водоснабжением с расходом воды не менее 10 л/с необходима реконструкция систем водоснабжения, что в настоящее время невозможно из-за отсутствия денежных средств в бюджете муниципального образования. По этой же причине не приобретены мотопомпы. Представитель третьего лица отделения государственного пожарного надзора по *** УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области Д.Д.А. иск поддержал. Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска. В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон) первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами. Согласно ст. 5 названного Закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В силу ст. 6 названного Закона пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона. Согласно п. 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. В соответствии с п.114 ППБ-01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны. Согласно п.31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты с количеством участков не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством участков от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством участков свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп. В соответствии с п. 107 ППБ 01-03 за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара. В силу п. 106 ППБ 01-03 пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии. Порядок привлечения техники для тушения пожаров определяется расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления. Согласно п. 89 ППБ 01-03 сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. Стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов запрещается. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. При отключении участков водопроводной сети и гидрантов или уменьшении давления в сети ниже требуемого необходимо извещать об этом подразделение пожарной охраны. Электродвигатели пожарных насосов должны быть обеспечены бесперебойным питанием. Судом установлено, что *** муниципальное образование имеет статус сельского поселения в составе Пугачевского муниципального района. В его состав входят населенные пункты: с. ***, с. ***, пос. ***, д.***, с. ***, с. ***, с. ***. Из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 24.11.2010 г., справки отделения ГПН по Пугачевскому району от *** **, акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ***, предписания ** по устранению нарушений требований пожарной безопасности от *** следует, что на территории муниципального образования не создана добровольная пожарная охрана. Не обеспечены условия для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в различных формах, а именно не разработаны и не утверждены целевая программа обеспечения первичных мер пожарной безопасности, перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан. У водоемов, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели. Источники наружного противопожарного водоснабжения не обеспечены наружным освещением в темное время суток. Входящие в состав муниципального образования сельские населенные пункты не обеспечены переносными пожарными помпами для целей тушения. Не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, не определен порядок вызова пожарной охраны на территории всех населенных пунктов муниципального образования. Не все села обеспечены наружным противопожарным водоснабжением с расходом воды не менее 10 л/с. Не произведен ремонт пожарных гидрантов. Помещения администрации не оборудованы противопожарной сигнализацией, на эвакуационных путях и выходах отсутствуют стандартные знаки пожарной безопасности (л.д.11,12). Вместе с тем, судом установлено, что ответчиком созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, решением Совета *** МО от *** ** введено в действие Положение о порядке создания подразделений добровольной пожарной охраны. Решением Совета *** МО от *** ** утверждены правила первичных мер пожарной безопасности, а также перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря. Определен порядок обеспечения связи, система оповещения о пожаре. Постановлением главы администрации от *** ** определен порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров. Утверждено Положение о порядке проведения противопожарной пропаганды. Ответчик не оспаривал, что в нарушение противопожарного законодательства не разработана и не утверждена целевая программа обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Населенные пункты, входящие в территорию *** МО не обеспечены пожарными помпами. Не установлены соответствующие указатели у водоемов, а также по направлению движения к ним. Источники наружного противопожарного водоснабжения не обеспечены наружным освещением в темное время суток. Не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре. Не все села обеспечены наружным противопожарным водоснабжением с расходом воды не менее 10 л/с. Помещения администрации не оборудованы противопожарной сигнализацией. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация *** муниципального образования Пугачевского муниципального района не в полной мере выполняет требования законодательства о пожарной безопасности, что в случае чрезвычайной ситуации может повлечь значительный экономический ущерб и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей. Вместе с тем, суд считает, что требование о возложении на ответчика обязанности по созданию добровольной пожарной охраны заявлено необоснованно, поскольку Федеральный закон от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» возлагает на органы местного самоуправления создание условий для организации пожарной охраны, что ответчиком исполняется. В соответствии со ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре. По правилам ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом обстоятельств дела, суд считает необходимым обязать ответчика устранить нарушения противопожарного законодательства до 01 июня 2011 года. Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск заместителя Пугачевского межрайонного прокурора удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие администрации *** муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в нарушении противопожарного законодательства. Обязать администрацию *** муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области в срок до 01 июня 2011 года: разработать и утвердить целевую программу обеспечения первичных мер пожарной безопасности *** муниципального образования; установить у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; обеспечить источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные на территории муниципального образования, наружным освещением в темное время суток; обеспечить все входящие в состав муниципального образования сельские населенные пункты переносными пожарными помпами для целей тушения; закрепить за каждой мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку; установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре; обеспечить все населенные пункты наружным противопожарным водоснабжением с расходом воды не менее 10 л/с; оборудовать помещения администрации автоматической пожарной сигнализацией. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Судья