Решение по иску Пугачевского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации***МО Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и об устранении нарушений требований пожарной безопасности



Дело № 2-587(1)2010 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 декабря 2010 г.                               г. Пугачев

Пугачевский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Викторовой И.В.

при секретаре Соловьевой Е.В.

с участием помощника Пугачевского межрайонного прокурора Садовникова И.В.,

представителя ответчика К.В.А.,

представителя третьего лица Д.Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя Пугачевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации *** муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным и об устранении нарушений требований пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель Пугачевского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации *** муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия администрации *** муниципального образования, выразившегося в нарушении противопожарного законодательства и об устранении нарушений требований пожарной безопасности. В обоснование иска указал, что Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения отнесено к вопросам местного значения поселения. В ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории *** муниципального образования Пугачевского муниципального района установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) ответчиком не приняты меры к обеспечению на его территории первичных мер пожарной безопасности, а именно: не создана добровольная пожарная охрана; не созданы условия для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в различных формах; не проводится в полном объеме работа по созданию в целях пожаротушения условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и прилегающих к ним территориях; естественные водоисточники в *** не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12x12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели; отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, не определен порядок вызова пожарной охраны на территории всех населенных пунктов *** муниципального образования; не проводится работа по оснащению территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; неудовлетворительно осуществляется противопожарная пропаганда; не проводится работа по включению мероприятий по пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий, входящих в состав *** муниципального образования; сельские населенные пункты не обеспечены переносными пожарными помпами для целей тушения; источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные на территории муниципального образования, не обеспечены наружным освещением в темное время суток. По результатам проверки прокурором было внесено представление об устранении указанных нарушений. Однако, ответчик не предпринял действенных мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, что, по мнению прокурора, может повлечь значительный экономический ущерб и человеческие жертвы.

В судебном заседании помощник Пугачевского межрайонного прокурора Садовников И.В. требования частично изменил. Просил признать незаконным бездействие администрации *** муниципального образования в устранении нарушений требований пожарной безопасности. Просил обязать ответчикасоздать на территории муниципального образования добровольную пожарную охрану;создать условия для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в различных формах, а именно разработать и утвердить целевую программу обеспечения первичных мер пожарной безопасности, утвердить перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан; создать в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и прилегающих к ним территориях;в *** оборудовать естественные водоисточники подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели;установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре;определить порядок вызова пожарной охраны на территории всех населенных пунктов *** муниципального образования; разработать и утвердить план работы *** муниципального образования по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на 2011год; обеспечить все входящие в состав *** МО сельские населенные пункты переносными пожарными помпами для целей тушения; обеспечить источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные наружным освещением в темное время суток; закрепить за каждой мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку.

Представитель ответчика глава администрации *** муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области К.В.А. иск признал частично. Пояснил, что во исполнение представления прокурора утверждено Положение о добровольной пожарной охране, перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности граждан. Частично установлены указатели у водоемов и по направлению движения к ним, а также средства звуковой сигнализации при оповещении людей при пожаре. Определен порядок вызова пожарной охраны на территории всех населенных пунктов. Разработан и утвержден план работы администрации *** МО по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на 2011 год. В остальной части иск признал.

Представитель третьего лица отделения государственного пожарного надзора по Пугачевскому району УГПН Главного управления МЧС России по Саратовской области Д.Д.А. иск поддержал.

Выслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении иска.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон) первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Согласно ст. 5 названного Закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

В силу ст. 6 названного Закона пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 11 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 г. N 313, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению;обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны.

В соответствии с п.114 ППБ-01-03 на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Согласно п.31 ППБ 01-03 сельские населенные пункты с количеством участков не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством участков от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством участков свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

В соответствии с п. 107 ППБ 01-03 за каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара.

Судом установлено, что *** муниципальное образование имеет статус сельского поселения в составе Пугачевского муниципального района. В его состав входят: пос.***, пос. ***, пос. ***, пос. ***, с. ***, пос. ***.

Из акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 24.11.2010 г., справки отделения ГПН по Пугачевскому району от *** ** (л.д.11,12) следует, что на территории муниципального образования не создана добровольная пожарная охрана. Не обеспечены условия для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в различных формах, а именно не разработаны и не утверждены целевая программа обеспечения первичных мер пожарной безопасности, перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан. Не проводится в полном объеме работа по созданию в целях пожаротушения условий для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и прилегающих к ним территориях. В *** естественные водоисточники не оборудованы подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. У водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели. Не установлены средства звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, не определен порядок вызова пожарной охраны на территории всех населенных пунктов *** муниципального образования. Не проводится работа по оснащению территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем. Противопожарная пропаганда осуществляется на неудовлетворительном уровне. Не проводится работа по включению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории. Входящие в состав *** МО сельские населенные пункты не обеспечены переносными пожарными помпами для целей тушения. Источники наружного противопожарного водоснабжения не обеспечены наружным освещением в темное время суток (л.д.11,12).

Вместе с тем, судом установлено, что решением *** муниципального образования от *** ** был утвержден перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан. Решением Совета *** МО от *** утверждены правила обеспечения первичных мер пожарной безопасности. Утвержден порядок обеспечения связи, организации и принятия мер по оповещению населения и подразделений ГПС о пожаре. Разработан и утвержден план работы администрации *** МО по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на 2010-2011 г.г. Утверждено положение о добровольной пожарной охране.

Ответчик не оспаривал, что в нарушение противопожарного законодательства не созданы условия для забора воды в любое время из источников наружного водоснабжения, нет освещения, подъездных площадок (пирсов), в *** нет пирса с твердым покрытием размером 12х12м для установки пожарных автомобилей. Населенные пункты, входящие в территорию *** МО не обеспечены пожарными помпами.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрация *** муниципального образования Пугачевского муниципального района не в полной мере выполняет требования законодательства о пожарной безопасности, что в случае чрезвычайной ситуации может повлечь значительный экономический ущерб и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.

Вместе с тем, суд считает, что требование о возложении на ответчика обязанности по созданию добровольной пожарной охраны заявлено необоснованно, поскольку Федеральный закон от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» возлагает на органы местного самоуправления создание условий для организации пожарной охраны.

В соответствии со ст.ст.1,2,11 Гражданского кодекса РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск заместителя Пугачевского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации *** муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области, выразившееся в нарушении противопожарного законодательства.

         Обязать администрацию *** муниципального образования Пугачевского муниципального района Саратовской области в срок до 01 июня 2011 года: разработать и утвердить целевую программу обеспечения первичных мер пожарной безопасности *** муниципального образования; создать в целях пожаротушения условия для забора воды в любое время года из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах муниципального образования и прилегающих к ним территориях; оборудовать естественные водоисточники в *** подъездами с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами 12х12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; установить у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним соответствующие указатели; установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре; обеспечить все входящие в состав *** МО сельские населенные пункты переносными пожарными помпами для целей тушения; закрепить за каждой мотопомпой моториста, прошедшего специальную подготовку; обеспечить источники наружного противопожарного водоснабжения, расположенные на территории *** МО, наружным освещением в темное время суток.

         В остальной части иска отказать.

         Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья