Дело № 5-39(1)/2010 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 16 декабря 2010 г. г. Пугачев Судья Пугачевского районного суда Саратовской области Шумейкин А.П., при секретаре Никулиной Н.Н., с участием директора муниципального учреждения дополнительного образования детей «*** Горюновой М.А., государственного инспектора Пугачевского района по пожарному надзору капитаном внутренней службы А.Р.Ф. рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Муниципального учреждения дополнительного образования детей «***» *** в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, У С Т А Н О В И Л : Должностным лицом государственным инспектором Пугачевского района по пожарному надзору капитаном внутренней службы А.Р.Ф. 07 декабря 2010 года в отношении Муниципального учреждения дополнительного образования детей «***» *** (далее по тексту МУДОД «***»), юридический адрес: ***, составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В протоколе указывается, что в период с 14 часов 00 минут 06 декабря 2010 года по 15 часов 00 минут 07 декабря 2010 года, на основании распоряжения ** от *** была проведена внеплановая выездная проверка противопожарного состояния здания и помещений МУДОД «***», расположенного по адресу: ***. В ходе проверки были выявлены нарушения: в здании центра отсутствовала автоматическая пожарная сигнализация; отсутствовала система оповещения и управления эвакуацией на случай пожара; помещения центра не доукомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); ответственным лицом за пожарную безопасность объекта не пройдено обучение по программе пожарно-технического минимума; в инструкции по пожарной безопасности отражены не все вопросы, касающиеся порядка содержания зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей, первичных средств пожаротушения, применения открытого огня и проведения огневых работ, порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов ; в помещениях центра не произведен замер сопротивления изоляции электросилового и осветительного оборудования; деревянные конструкции сценической коробки и занавеси в актовом зале не обработаны огнезащитным составами; в помещениях центра не установлен противопожарный режим; на путях эвакуации в коридорах 1 - го и 2 - го этажей а также в рекреациях имеется горючая отделка пола, сведения об уровне пожарной опасности отделочных материалов отсутствуют; в помещениях актового зала имеется горючая отделка пола, сведения об уровне пожарной опасности отделочных материалов отсутствуют; эвакуационный выход из актового зала загроможден предметами мебели, отсутствует второй эвакуационный выход, имеющиеся эвакуационные выходы имеют ширину дверного проема менее 1,2 м., ведут через подсобные помещения; центральный выход, а также запасной выход с левого крыла здания на 1 - м этаже имеет по два дверных проема, одни из которых загроможден предметами мебели; с первого этажа правого и левого крыла здания цента отсутствуют обособленные эвакуационный выходы, минуя помещения спортивной школы и поликлиники; со второго этажа правого и левого крыла здания цента отсутствуют обособленные эвакуационный выходы, минуя помещения спортивной школы и поликлиники, имеющиеся выхода находятся в постоянно закрытом помещении; лестничная клетка правого крыла здания не имеет непосредственного выходы наружу на прилегающую территорию; на дверях отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров отсутствуют уплотнения в притваопрах; ширина дверного проема ведущего из рекреации левого крыла в коридор цента на втором этаже менее 1,2 м.; на втором этаже здания недостаточно знаков пожарной безопасности указывающих направление движения эвакуации; коридоры на 1 и 2 этажах здания не разделены на участки длиной не более 60 м. противопожарными перегородками 2- го типа; предел огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах отделяющих помещение цента от помещений поликлиники спортивной школы менее ЕI 30: натерриитории цента отсутствуют указатели пожарного гидранта; на люках ведущих на кровлю здания отсутствует информация о месте расположения ключей; люки ведущие на кровлю здания выполнены не противопожарными 2 - го типа; дверь ведущая в помещение щитовой выполнена не противопожарной 2 - го типа; в местах примыкания кровли одноэтажных частей здания к 2-х этажному корпусу не предусмотрены мероприятия обеспечивающие не распространение пожара через горючую кровлю в оконные поемы. Должностным лицом государственного пожарного надзора, сделан вывод, что вышеназванные нарушения допущенные со стороны МУДОД «***» непосредственно влияют на возможность возникновения пожара, его дальнейшее распространение по элементам конструкций здания и находящемся в нем имуществу, на процесс вынужденной эвакуации людей из здания во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью, на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии, влияют на возможность тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения и развития пожара и гибели людей, следствием чего является создание угрозы жизни и здоровью людей. В силу изложенного должностное лицо государственного пожарного надзора пришло к выводу что МУДОД «***» нарушило требования пожарной безопасности установленные стандартами нормами и правилами: Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (утверждены приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2003 г., регистрационный № 4838); НПБ 110 -03 Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (утверждены приказом МЧС РФ № 315 от 18 июня 2003 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2003 г., регистрационный № 4836); НПБ 104-03 Нормы пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (утверждены приказом МЧС РФ № 323 от 20 июня 2003 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2003 г., регистрационный номер № 4873); Строительными нормами и правилами СНиП 21.01.97 Строительные норма и правили»Пожарная безопасность зданий и сооружений, за что предусмотрена административная ответственность юридического лица по части 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В судебном заседании руководитель МУДОД «***» Горюнова М.А. согласилась с наличием нарушений перечисленных в протоколе об административном правонарушении указала, что нарушения связаны с отсутствием финансирования. Пояснила, что нарушения указанные в протоколе частично устранены, заключен договор об установке пожарной сигнализации, закуплены знаки о направлении путей эвакуации, освобождены от мебели и открыты эвакуационные выходы переделана инструкция по пожарной безопасности, должностные лица прошли соответствующее обучение. А.Р.Ф. привлеченный к участию в деле как должностное лицо государственного пожарного надзора считал, что в действиях МУДОД «***» имеется состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поскольку все нарушения указанные им в протоколе об административном правонарушении выявлены им в ходе проверки. Юридическое лицо не приняло мер направленных на устранение нарушений правил пожарной безопасности несмотря на то, что на нарушения указывалось на чинная с 2008 г. Руководитель МУДОД «***» привлекался к административной ответственности за нарушения однако нарушения не устраняются. Имеющиеся нарушения влияют на безопасность людей поэтому решено передать рассмотрение дела в суд для решения вопроса о приостановлении деятельности МУДОД «***». Выслушав стороны исследовав письменные доказательства, судья считает, что имеются основания для привлечения МУДОД «***»к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. К выводу о виновности МУДОД «***» в совершении указанного административного правонарушения судья пришел на основании следующего. Частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. На основании распоряжения органа государственного пожарного надзора от *** ** государственным инспектором Пугачевского района по пожарному надзору в период с 10 часов 00 минут 6- 7 декабря 2010 г. была проведена внеплановая проверка МУДОД «***». Согласно акта проверки составленного органом государственного пожарного надзора МУДОД «***» имеются нарушения правил пожарной безопасности указанные в протоколе. В соответствии с уставом МУДОД «***» является юридическим лицом некоммерческой организацией имеет самостоятельную смету обладает обоснобленным имуществом отвечает по своим обязательствам обособленным имуществом находящимся в его распоряжении денежными средствами, имеет счета в органах Федерального казначейства, может от своего имени самостоятельно приобретать и осуществлять имущественные права нести обязанности самостоятельно участвовать в судебных процессах. На основании приказа ** от *** о приеме на работу руководителем МУДОД «***» является Горюнова М.А. Пунктом 108 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3. Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов. Согласно пункту 52 Правил двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. Согласно п. 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов; устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; В силу п. 51 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности). Пункт 90 Правил устанавливает, что у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. НПБ 110 -03 Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (утверждены приказом МЧС РФ ** от ***, зарегистрирован в Минюсте РФ ***, регистрационный **) устанавливает, что здание МУДОД «***» подлежит оборудованию автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуации людей на случай пожара. При рассмотрении дела, на основании протокола об административном правонарушении пояснений представителя МУДОД «***» судьей установлено, что в здании МУДОД «***» расположенного по адресу: ***, имеются следующие нарушения: отсутствует автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией на случай пожара; помещения центра не доукомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями); деревянные конструкции сценической коробки и занавеси в актовом зале не обработаны огнезащитным составами; в помещениях центра не установлен противопожарный режим; на путях эвакуации в коридорах 1 - го и 2 - го этажей а также в рекреациях имеется горючая отделка пола, сведения об уровне пожарной опасности отделочных материалов отсутствуют; в помещениях актового зала имеется горючая отделка пола, сведения об уровне пожарной опасности отделочных материалов отсутствуют; отсутствует второй эвакуационный выход из актового зала, имеющиеся эвакуационные выходы имеют ширину дверного проема менее 1,2 м., с первого этажа правого и левого крыла здания цента отсутствуют обособленные эвакуационный выходы, минуя помещения спортивной школы и поликлиники; со второго этажа правого и левого крыла здания цента отсутствуют обособленные эвакуационный выходы, минуя помещения спортивной школы и поликлиники, на дверях отделяющих лестничные клетки от поэтажных коридоров отсутствуют уплотнения в притворах; ширина дверного проема ведущего из рекреации левого крыла в коридор цента на втором этаже менее 1,2 м.; на втором этаже здания недостаточно знаков пожарной безопасности указывающих направление движения эвакуации; коридоры на 1 и 2 этажах здания не разделены на участки длиной не более 60 м. противопожарными перегородками 2- го типа; предел огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах отделяющих помещение цента от помещений поликлиники спортивной школы менее ЕI 30: на территории цента отсутствуют указатели пожарного гидранта; на люках ведущих на кровлю здания отсутствует информация о месте расположения ключей; люки ведущие на кровлю здания выполнены не противопожарными 2 - го типа; дверь ведущая в помещение щитовой выполнена не противопожарной 2 - го типа; в местах примыкания кровли одноэтажных частей здания к 2-х этажному корпусу не предусмотрены мероприятия обеспечивающие не распространение пожара через горючую кровлю в оконные поемы. Вина юридического лица так же подтверждается протоколом об административном правонарушении от ***, из которого следует, что в здании МУДОД «***» имеются вышеперечисленные нарушения правил пожарной безопасности, пояснениями руководителя МУДОД «***», которая согласилась с наличием нарушений указанных в протоколе об административном правонарушении. В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В судебном заседании установлено, что общество является самостоятельным хозяйствующим субъектом, поэтому обязано принимать меры к соблюдению требований Правил пожарной безопасности. Доказательств невозможности соблюдения обществом требований Правил пожарной безопасности, представителем общества не представлено. Отсутствие финансирования со стороны учредителя не может служит основание к освобождению самостоятельного юридического лица от обязанности исполнять требования Правил пожарной безопасности. Таким образом в действиях МУДОД «***» имеется состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении административного наказания юридическому лицу МУДОД «***» судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства при которых совершено административное правонарушение, с учетом того что нарушение связано с обеспечением безопасности людей, что менее строгий вид административного наказания по санкции указанной статьи не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, в данном случае обеспечения безопасности людей, считает необходимым назначить наказание, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного приостановления деятельности МУДОД «***» расположенного по адресу: ***. На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья П О С Т А Н О В И Л : Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «***» *** признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности муниципального учреждения дополнительного образования детей «***» *** расположенного по адресу: *** сроком на 30 дней. Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья