Дело №12-64(1)/2011 Р Е Ш Е Н И Е 30 сентября 2011 г. г. Пугачев Судья Пугачевского районного суда (1) Саратовской области Воробьев С.А., при секретаре Кайб О.И., с участием защитника Павловой О.А., представителя ТО Роспотребнадзора в Пугачевском районе Башкатовой И.И., прокурора Безводинского И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кочеткова Виктора Анатольевича, ***, являющегося главой администрации Чапаевского муниципального образования Пугачевского муниципального района, на постановление главного государственного санитарного врача по Пугачевскому району Саратовской области от 08 сентября 2011 года о назначении административного наказания, У С Т А Н О В И Л : Постановлением главного государственного санитарного врача по Пугачевскому району Саратовской области от 08 сентября 2011 года Кочетков В.А. признан виновным в том, что являясь главой администрации Чапаевского муниципального образования, не организовал должным образом на территории Чапаевского муниципального образования сбор и вывоз твердых бытовых отходов, не обеспечил наличие мусоросборных контейнеров и площадок для временного хранения твердых бытовых отходов, не производил производственный контроль. В результате указанных бездействий допустил нарушение п.2.1.3, 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», ст.32 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.14 п.4,п.18 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации». За указанные бездействия Кочетков В.А. привлечен к административной ответственности по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. Кочетков В.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить данное постановление в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В жалобе указал, что бюджетом Чапаевского муниципального образования на 2011 год, денежные средства на организацию сбора и вывоза твердых бытовых отходов не предусмотрены. Расходы на сбор и вывоз ТБО не производились в виду отсутствия финансирования расходов по выплате субвенций бюджету поселения на осуществление полномочий по сбору и вывозу ТБО. Советом Чапаевского МО разработано и принято решение от 26.12.2008 г. №15 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в населенных пунктах Чапаевского муниципального образования». Администрацией Чапаевского МО в январе 2009 г. заключен договор №319 с ООО «***» на вывоз и захоронение ТБО на городской свалке. В судебное заседание Кочетков В.А., надлежащим образом извещенный о рассмотрении жалобы не явился. Защитник Кочеткова В.А. по доверенности Павлова О.А. его жалобу поддержала, дополнив, что кроме издания муниципального правового акта о благоустройстве на территории поселения и заключения договора с ООО «*** Кочетковым В.А. от имени администрации Чапаевского МО заключен договор с главой КФХ ФИО5 о безвозмездном вывозе ТБО от населения с территории муниципального образования. В соответствии с данным договором глава КФХ ФИО5 осуществлял сбор отходов и мусора от населения на своем транспорте и его вывоз на свалку, расположенную за поселком Чапаевский. При такой организации, на территории Чапаевского МО, мусора и иных отходов не имеется. В силу возмездного договора с ООО «***», мусор со свалки должен вывозиться транспортом ООО «***», однако финансирование на эти цели в бюджете Чапаевского МО на 2011 г. не предусмотрено, в связи с чем, вывезти мусор с сельской свалки не представляется возможным. Представитель территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Пугачевском районе Башкатова И.И. с жалобой Кочеткова В.А. не согласилась, пояснив, что согласно СанПиН 42-128-469-88, на территории населенного пункта в обязательном порядке должны быть оборудованы площадки для временного сбора и хранения ТБО, а так же мусоросборные контейнеры, которых на территории Чапаевского МО не имеется, производственный контроль не ведется. В связи с тем, что глава администрации является руководителем органа местного самоуправления он должен нести ответственность за нарушение санитарных правил при сборе мусора. Прокурор Безводинский И.А. с жалобой Кочеткова В.А. не согласился, пояснив, что им осуществлялась проверка администрации Чапаевского МО на предмет соблюдения природоохранного законодательства. В ходе осмотра территории Чапаевского МО было установлено, что на улицах п.Чапаевский допускается складирование навоза, не имеется площадок для временного сбора и хранения ТБО, отсутствуют мусоросборные контейнеры. Главой администрации Кочетковым В.А. не ведется производственный контроль. Рассмотрев жалобу Кочеткова В.А., заслушав объяснения его защитника, представителя административного органа вынесшего обжалуемое постановление, прокурора, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу, что постановление главного государственного санитарного врача по Пугачевскому району Саратовской области от 08 сентября 2011 года подлежит изменению. Административным правонарушением, предусмотренным статьей 8.2 КоАП РФ, признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Из постановления главного государственного санитарного врача по Пугачевскому району Саратовской области от 08 сентября 2011 года следует, что в период с 15.08.2011 г. по 23.08.2011 г. при осуществлении проверки администрации Чапаевского муниципального образования на предмет соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории Чапаевского муниципального образования не организован должным образом сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Отсутствуют площадки для временного сбора и хранения ТБО и мусоросборные контейнеры. Не производится производственный контроль. В соответствии со ст.21 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам. Статьей 22 указанного законно установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исходя из п.1.1.,1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Пунктами 2.1.3, 2.1.4, 2.1.5 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Твердые бытовые отходы вывозятся мусоровозным транспортом. В силу п.2.2.2 указанных Правил, для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники. Согласно п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения. Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленными за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования. Решением Совета Чапаевского муниципального образования Пугачевского муниципального района №1 от 13.11.2008 г. на должность главы администрации Чапаевского муниципального образования избран Кочетков В.А. Актом проверки администрации Чапаевского муниципального образования от 15.08.2011 г., а так же постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 23.08.2011 г. подтверждается, что на территории Чапаевского МО отсутствуют площадки для временного сбора и хранения ТБО и мусоросборные контейнеры, что является нарушением п.2.1.3, 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Выявленные в ходе проверки нарушения свидетельствуют о том, что Кочетков В.А., являясь главой Чапаевского муниципального образования, и обладая соответствующими властными полномочиями, не предпринял всех необходимых мер по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований на территории указанного муниципального образования. При таких обстоятельствах главный государственный санитарный врач по Пугачевскому району пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Кочеткова В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, судья считает, что из постановления следует исключить вину Кочеткова В.А. в нарушении ст.32 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливающей необходимость ведения производственного контроля. Согласно ст.32 Федерального закона №52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Согласно п.1.3 Санитарных правил 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий», настоящие Правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Исходя из сказанного, суд приходит к выводу о том, что производственный контроль осуществляется в случаях подготовки к вводу и/или производстве, хранении, транспортировки и реализации продукции юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими услуги. Кочетковым В.А. представлен договор от 15.05.2010 г., заключенный с руководителем КФХ ФИО5 на безвозмездное предоставление транспорта по вывозу твердых бытовых отходов, согласно которого исполнитель принимает на себя обязательства по вывозу твердых бытовых отходов от населения Чапаевского муниципального образования. Доказательств, свидетельствующих о том, что администрация Чапаевского муниципального образования, с учетом вмененного нарушения в отсутствии на территории муниципального образования площадок для временного хранения ТБО и мусоросборных контейнеров, выполняет работы и оказывает услуги по осуществлению хранения, транспортировке, реализации бытового мусора и отходов в материалах дела не имеется, а поэтому суд приходит к выводу о том, что вина Кочеткову В.А. в отсутствии производственного контроля ему вменена необоснованно. Доводы Кочеткова В.А. и его защитника об отсутствии в бюджете Чапаевского муниципального образования на 2011 год денежных средств для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора являются необоснованными. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Учитывая изложенное, суд не находит оснований полагать, что отсутствие в бюджете Чапаевского муниципального образования денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора освобождает его от ответственности. Более того, не предусмотрев в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели и не внеся в него в последствии соответствующих изменений орган местного самоуправления фактически лишил себя возможности исполнить обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, возложенную на него законом. Постановление о привлечении Кочеткова В.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено Кочеткову В.А. в минимальном размере, установленном санкцией ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем снизить его в виду исключения из вины отсутствие производственного контроля, невозможно. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1-30.7 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л : Постановление главного государственного санитарного врача по Пугачевскому району Саратовской области от 08 сентября 2011 года о назначении Кочеткову Виктору Анатольевичу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ изменить, исключив из него виновность Кочеткова Виктору Анатольевичу в нарушении ст.32 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу Кочеткова В.А. на указанное постановление - без удовлетворения. Судья