Дело № 12-70(1)/2011 Р Е Ш Е Н И Е 20 октября 2011 г. г.Пугачев Пугачевский районный суд Саратовской области в составе: председательствующего судьи Шумейкина А.П., при секретаре Никулиной Н.Н., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Цыгановой О.А., государственного инспектора *** по пожарному надзору Д.Д.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Цыгановой Оксаны Александровны на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Пугачевского района Саратовской области от 15.09.2011 г. о назначении Цыгановой О.А. административного наказания по ч. 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, У С Т А Н О В И Л: Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Пугачевского района Саратовской области от 15.09.2011 г. о назначении Цыгановой О.А. административного наказания по ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Цыганова О.А. признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в суме 5 000 руб. В постановлении мирового судьи указывается, что 6 декабря 2010 года, государственным инспектором *** по пожарному надзору Д.Д.А. была проведена внеплановая проверка противопожарного состояния здания и сооружений МДОУ «***», расположенного по адресу: ***. В феврале 2011 г. Государственным инспектором *** по пожарному надзору А.Р.Ф. была проведена плановая проверка противопожарного состояния здания и сооружений указанного образовательного учреждения. В ходе проведения выше указанных проверок были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2003 г. регистрационный № 4838; Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» (введенные в действие с 01.01.1998 г. Постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. № 18-7, с изменениями № 1, принятыми постановлением Госстроя России от 03.06.99 г. № 41, введено в действие с 01.07.99 г. и изменениями № 2, принятыми постановлением Госстроя России от 19.07.02 г. № 90, введено в действие с 01.07.02 г.); Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принятый Государственной Думой 4 июля 2008 года, одобренный Советом Федерации 11 июля 2008 года. По результатам проведенных мероприятий по надзору заведующей детским садом Цыгановой О.А. были вручены предписания государственного пожарного надзора № 138 от 6 декабря 2010 года и № 6 от 15 февраля 2011 года на устранение выявленных нарушений с указанием срока устранения нарушений требований пожарной безопасности до 1 августа 2011 года. С 4 по 18 августа 2011 года государственным инспектором *** по пожарному надзору Д.Д.А. была проведена внеплановая проверка с целью надзора за исполнением вышеуказанных предписаний государственного пожарного надзора об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в зданиях и сооружениях МДОУ «***», в ходе которой было установлено неисполнение в срок до 1 августа 2011 года следующих пунктов предписаний: № 138 от 6 декабря 2010 года: пункт № 1 - на путях эвакуации (в коридоре, групповых, спальных комнат) имеется горючая отделка пола (дерево, линолеум) в нарушение ч.1 ст.151 Федерального закона № 123-ФЗ, СНиП 21-01-97 п.6.25*; пункт № 3 - не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (не реже 2-х раз в год) в нарушение ч.1 ст.151 Федерального закона № 123-ФЗ, ППБ 01-03 п.36; № 6 от 15 февраля 2011 года: пункт № 1 - не проверено состояние огнезащиты деревянных конструкций чердачного помещения детского сада (проводится не реже 2-х раз в год) в нарушение ч.1 ст.151 Федерального закона № 123-ФЗ, ППБ 01-03 п.36; пункт № 3 - в коридоре и фойе детского сада допущена отделка пола горючим материалом (деревом), сведения о пожарной опасности отделочных материалов отсутствуют в нарушение ч.1 ст.151 Федерального закона № 123-ФЗ, ППБ 01-03 п.3, п.53, СНиП 21-01-97* п.6.25*. По этим основаниям государственным инспектором *** по пожарному надзору Д.Д.А. 18 августа 2011 г. в отношении заведующей детским садом Цыгановой О.А. был составлен протокол об административном правонарушении в котором указывалось на не выполнение в срок до 1 августа 2001 г. требований предписаний от 6 декабря 2010 г. и от 15 февраля 2011 г. № 138 от 6 декабря 2010 года: пункт № 1 - на путях эвакуации (в коридоре, групповых, спальных комнат) имеется горючая отделка пола (дерево, линолеум); пункт № 3 - не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (не реже 2-х раз в год) из помещений класса Ф 1.1 предназначенных для одновременного пребывания людей более 10 человек (спальни, групповые), отсутствуют вторые эвакуационные выходы. Предписания № 6 от 15 февраля 2011 года: пункт № 1 - не проверено состояние огнезащиты деревянных конструкций чердачного помещения детского сада (проводится не реже 2-х раз в год) пункт № 3 - в коридоре и фойе детского сада допущена отделка пола горючим материалом (деревом), сведения о пожарной опасности отделочных материалов отсутствуют, п.4 на центральном и запасном выходе из здания детского сада установлены дополнительные двери, открывание которых выполнено не по направлению выхода из здания. При рассмотрении дела мировой судьей из объема обвинения были исключены пункт № 4 предписания № 138 от 6 декабря 2010 года как вмененный в вину Цыгановой О.А. необоснованно, поскольку в спальнях и групповых данного детского сада постоянно находятся не более 10 человек, и как ошибочно указанный неисполненным пункт № 4 предписания № 6 от 15 февраля 2011 года, так как на центральном и запасном выходе из здания детского сада дополнительные двери сняты до 1 августа 2011 года. На основании сказанного мировой судья пришла к выводу, что указанными действиями Цыганова О.А. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 13 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по признаку - не выполнение в срок законного предписания должностного лица осуществляющего государственный пожарный надзор в сфере образования. Не согласившись с вынесенным постановлением Цыганова О.А. подала жалобу на указанное постановление. В жалобе указывает, что считает наложенное административное наказание неправомерным, при рассмотрении дела мировой судья не приняла во внимание что учреждение финансируется местной администрацией, которая не выделала необходимые денежные средства для выполнения требований предписаний. Кроме того, указывала на не правильное применение в отношении неё положений ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку срок для выполнения предписаний был установлен до вступления в силу закона от 3 июня 2011 г.. которым ст. 19.5 была дополнена ч. 13. В судебном заседании Цыганова О.А. жалобу поддержала по изложенным основаниям. Согласилась с наличием указанных в протоколе об административном правонарушении и постановлении нарушений правил пожарной безопасности. Пояснила, что работники детского сада своими силами выполнили часть требований предписания, сняли двери, удалили со стен горючий материал. При помощи депутата, учреждение было оборудовано водоемом для целей пожаротушения. С целью исполнения предписания она заключила договор с ООО «***» на проверку качества обработки деревянных конструкций чердачного помещения, денег для исполнения которого выделено не было. Также заключила договоры на поставку линолеума, однако бухгалтерия Управления образования их не оплатила. Писала отношение в Управление образования для выделения денежных средств. Государственный инспектор *** по пожарному надзору Д.Д.А., постановление мирового судьи считал обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению. Подтвердил факт неисполнения в срок до 1 августа 2011 года заведующей МДОУ «***» пунктов №№ 1 и 3 Предписания № 138 от 6 декабря 2010 года и пунктов №№ 1 и 3 Предписания № 6 от 15 февраля 2011 года. Указал, что со слов Цыгановой О.А. ему известно, что предписание не исполнено в связи с отсутствием финансирования, что не освобождает её как должностное лицо от обязанности выполнить предписание в установленный срок. Выслушав Цыганову О.А. Д.Д.А. исследовав материалы дела, судья пришел к выводу о законности вынесенного постановления. В соответствие с пунктом 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. Частью 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено, что административным правонарушением является невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей. Согласно протоколу об административном правонарушении от 18.08.2011 г. (л.д.4,5) Цыгановой О.А. в вину вменяемся, неисполнение в срок до 1.08.2011 г. требований предписаний об устранении нарушений правил пожарной безопасности. По обжалуемому постановлению Цыганова О.А. признана виновной в невыполнении в установленный срок до 1.08.2011 г., требований предписаний № 138 от 6 декабря 2010 года: пункт № 1 - на путях эвакуации (в коридоре, групповых, спальных комнат) имеется горючая отделка пола (дерево, линолеум), пункт № 3 - не проведена проверка состояния огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения (не реже 2-х раз в год), предписания № 6 от 15 февраля 2011 года: пункт № 1 - не проверено состояние огнезащиты деревянных конструкций чердачного помещения детского сада (проводится не реже 2-х раз в год); пункт № 3 - в коридоре и фойе детского сада допущена отделка пола горючим материалом (деревом), сведения о пожарной опасности отделочных материалов отсутствуют. В судебном заседании при рассмотрении жалобы Цыганова О.А. не оспаривала факта не исполнения в срок до 1.08. 2011 г. вышеуказанных пунктов предписания, данные обстоятельства также подтверждены пояснениями Д.Д.А. как лица составившего протокол об административном правонарушении, материалами дела: протоколом об административном правонарушении № 141 от 18 августа 2011 года, в котором описано совершенное Цыгановой О.А. правонарушение, а также имеется собственноручное объяснение Цыгановой О.А. о том, что предписание не выполнено из-за отсутствия денежных средств (л.д.4-5); предписанием № 7/6/6 от 15 февраля 2011 года, выданным в адрес заведующей МДОУ «***» Цыгановой О.А. по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.6-7); предписанием № 245/138/138 от 6 декабря 2011 года, выданным в адрес заведующей МДОУ «***» Цыгановой О.А. по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.8); распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки МДОУ «***» № 118 от 11.07.2011 года которое выдано с целью проверки исполнения данным юридическим лицом предписания Государственного пожарного надзора № 138 от 6 декабря 2010 года и № 6 от 15 февраля 2011 года (л.д.9-10); актом проверки органом государственного пожарного надзора № 129 от 18.08.2011 года, в ходе которой установлено, что неисполнение пунктов №№ 1, 3 Предписания государственного пожарного надзора № 138 от 06.12.2010 года и пунктов №№ 1 и 3 Предписания государственного пожарного надзора № 6 от 15.02.2011 года (л.д.11-12); письменным объяснением Цыгановой О.А. о том, что предписание государственного пожарного надзора не выполнено, из-за отсутствия денежных средств (л.д. 13). Судья находит обоснованным вывод мирового судьи о вине Цыгановой О.А. как должностного лица в неисполнении в установленный срок требований предписаний об устранении нарушений правил пожарной безопасности. В силу ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно ст.35 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» управление муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом соответствующего образовательного учреждения. Согласно ст.41 вышеуказанного Закона финансовое обеспечение деятельности образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством. Финансовое обеспечение образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Из Устава МДОУ «***», утвержденного постановлением администрации *** муниципального района *** от 24.09.2009 года № 1835, следует, что данное образовательное учреждение является юридическим лицом, его учредителем является администрация *** муниципального района *** (Раздел № 1 Устава). Финансовое обеспечение ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством РФ. ДОУ самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Финансовые средства ДОУ образуются: из бюджетных ассигнований; добровольных поступлений, вносимых гражданами, предпринимателями, юридическими лицами, которые считаются спонсорской помощью; родительской оплаты; дохода, полученного от иной приносящей доход деятельности, предусмотренной настоящим Уставом и не противоречащей действующему законодательству (Раздел № 6 Устава) (л.д.38-45). В силу положений 3.17, 4.3. 3.20.5.3, 5.15 должностной инструкции Цыганова О.А. как заведующая муниципального дошкольного образовательного учреждения распоряжается средствами учреждения в пределах своих полномочий, выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности, несет ответственность за жизнь и здоровье детей, а также несет административную ответственность в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством, за нарушение правил пожарной безопасности. В соответствии со ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В силу сказанного судья считает, что факт неисполнения Цыгановой О.А. должностных обязанностей по выполнению требований пожарной безопасности установлен, возможности освобождения должностного лица от административной ответственности за неисполнение в срок законного предписания об устранении нарушений правил пожарной безопасности, в связи с отсутствием денежных средств для выполнения требований предписания, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено. Судья считает, что действия Цыгановой О.А. правильно квалифицированы по ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания. Мнение Цыгановой О.А. о необоснованности применения к ней положений данного пункта суд находит не верным толкование материального закона. Часть 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях введена в действие Федеральным законом от 03.06.2011 N 120-ФЗ, вступившим в силу 17.06.2011 г. Правонарушение Цыгановой О.А. совершено после указной даты, поскольку при длящемся административном правонарушении сроки, давности привлечения к административной ответственности статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении в отношении Цыгановой О.А. составлен 18.08.2011г. Таким образом выводы мирового судьи по существу дела соответствуют закону, установленным обстоятельствам, и оснований считать их ошибочными не имеется. Цыганова О.А. привлечена к административной ответственности в пределах срока, предусмотренного ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в пределах санкции ч. 13 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отмену постановления, не установлено. Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л: постановление мирового судьи судебного участка № 4 Пугачевского района Саратовской области от 15.09.2011 г. о признании Цыгановой Оксаны Александровны виновной в совершении административного правонарушения по части 13 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ей административного наказания по указанной статье, оставить без изменения, жалобу Цыгановой О.А., на указанное постановление, без удовлетворения. Судья