Дело № 12-78/2011г. Р Е Ш Е Н И Е 28 ноября 2011 г. г. Пугачев Судья Пугачевского районного суда (1) Саратовской области Викторова И.В., при секретаре Соловьевой Е.В., лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, Губановой Ю.А. рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Губановой Юлии Андреевны, *** года рождения, уроженки ***, проживающей по адресу: ***, ***, на постановление мирового судьи судебного участка №1 Пугачевского района Саратовской области от 3 ноября 2011 года о назначении административного наказания, У С Т А Н О В И Л : Пугачевской межрайонной прокуратурой Саратовской области была проведена проверка соблюдения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ в деятельности Пугачевского районного отдела судебных приставов УФССП России по Саратовской области. В ходе проверки установлено, что в нарушение Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения представителя ООО «***» Б.Б.А. о предоставлении информации о проведенных исполнительных действиях в отношении должников по ряду исполнительных производств, взыскателем в которых являлось ООО «***» нарушены сроки обращения граждан. Указанное обращение поступило в адрес службы судебных приставов Пугачевского РОСП 20 июля 2011 года. Начальником отдела старшим судебным приставом Пугачевского РОСП С.Н.А. в этот же день указанное обращение было передано для разрешения в срок до 08.08.2011 года судебному приставу-исполнителю Губановой Ю.А. Ответ на указанное обращение был дан Губановой Ю.А. 29.08.2011 г., т.е. с нарушением месячного срока. По данному факту 22 сентября 2011 года заместителем Пугачевского межрайонного прокурора Локтионовым А.В. в отношении судебного пристава-исполнителя Губановой Ю.А. было возбуждено административное производство по ст. 5.59 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Пугачевского района Саратовской области от 3 ноября 2011 года действия судебного пристава-исполнителя Пугачевского районного отдела судебных приставов УФССП России по Саратовской области Губановой Ю.А. переквалифицированы на ст. 5.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за несвоевременное предоставление организации информации, предоставление которой предусмотрено Федеральными законами. Губанова Ю.А. признана виновной в том, что на поступившее 20 июля 2011 года обращение представителя взыскателя ООО «***» Б.Б.А. о предоставлении информации о проведенных исполнительных действиях в отношении должников, в нарушение требований ст.18 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" ответ был дан 29.08.2011 г., т.е. с нарушением срока. Губанова Ю.А. подала жалобу на указанное постановление, просила его отменить, производство по делу прекратить в виду отсутствия состава административного правонарушения. В суде Губанова Ю.А. жалобу поддержала. Считала, что действие Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" не может распространяться на ее полномочия в отношении конкретного исполнительного производства, поскольку данный закон регулирует вопросы предоставления государственным органом общей информации о своей деятельности. Мировой судья ошибочно пришел к выводу, что судебный пристав-исполнитель является должностным лицом, в чьи полномочия входит дача ответов в соответствии с указанным законом. Судья не учел, что на отношения судебного пристава-исполнителя и взыскателя по исполнительному производству распространяются нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», в частности, статья 50 названного закона, которая никаких сроков не устанавливает. Кроме того, судьей нарушено ее конституционное право на судебную защиту, поскольку дело об административном правонарушении рассмотрено без ее участия, необоснованно отказано в удовлетворении ее ходатайства об отложении рассмотрения дела в виду болезни. Проверив доводы жалобы, изучив материалы административного дела, выслушав объяснения Губановой Ю.А., мнение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении жалобы, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующими обстоятельствами. При рассмотрении жалобы установлено, что 20.07.2011 г. в Пугачевский РОСП поступило обращение Б.Б.А. - представителя ООО «***» о предоставлении информации о проведенных исполнительных действиях в отношении должников по ряду исполнительных производств, взыскателем в которых являлось ООО «*** Данное обращение 20.07.2011 года начальником отдела С.Н.А. отписано для разрешения судебному приставу-исполнителю Губановой Ю.А. со сроком разрешения до 8 августа 2011 года. Срок рассмотрения не продлевался. Заявитель не уведомлялся о продлении срока рассмотрения его обращения. Ответ на указанное обращение был дан 29.08.2011 года за исх. **, обращение находилось на рассмотрении 41 календарный день. Статьей 5.59 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.39 настоящего Кодекса. Порядок рассмотрения обращений граждан установлен Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2.05.2006 г. № 59-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.06.2010 N 126-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ). Данный Федеральный закон, как указано в статье 1, регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Согласно ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Следовательно, к обращениям граждан следует относить индивидуальные и коллективные обращения граждан, в том числе совместные обращения граждан в лице их (граждан) объединений в форме юридических лиц. В связи с этим, мировой судья правильно пришел к выводу, что данный Федеральный закон не распространяется на обращение представителя юридического лица - общества с ограниченной ответственностью, которое в силу ст. 87 ГК РФ является коммерческой организацией, созданной на основе разделенного на доли уставного (складочного) капитала участников общества. В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011, с изм. от 21.07.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. В соответствии с ч.1 и ч.6 ст.18 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ Из материалов дела видно, что организацией ООО «***» в лице ее представителя была запрошена у государственного органа Пугачевского районного отдела службы судебных приставов информация, непосредственно касающаяся прав этой организации в сфере взыскания в ее пользу денежных сумм по исполнительным документам (л.д.9). В соответствии с названным законом ответ по запрашиваемой информации должен быть дан не позднее 19.08.2011 г. Между тем, как следует из постановления о возбуждении производства по административному правонарушению от 22.09.2011 г., ответ на указанное обращение был дан 29.08.2011 г., следовательно, информация была предоставлена несвоевременно. При этом, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией не уведомлялся об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации. Ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, предусмотрена ст. 5.39 КоАП РФ в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. Факт нарушения срока предоставления запрашиваемой информации и вина Губановой Ю.А. подтверждаются следующими доказательствами: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 22.09.2011 г. (л.д.3,4); копией ходатайства представителя ООО «***» Б.В.А., зарегистрированного входящим номером *** от 20.07.2011 о предоставлении информации о проведенных исполнительских действиях, с визой начальника отдела - старшего судебного пристава-исполнителя С.Н.А. о поручении судебному приставу-исполнителю Губановой Ю.А. дать ответ до 8.08.2011 г (л.д.9); копией ответа на обращение представителя ООО «***» Б.В.А. с исходящим номером *** от 29.08.2011 г. (л.д.5-8); выпиской из журнала исходящей корреспонденции (л.д.57); письменным объяснением начальника отдела старшего судебного пристава Пугачевского РОСП УФ ССП России по Саратовской области С.Н.А. от 22.09.2011 г.; копией приказа от 11 июля 2007 года ** л/с о назначении на федеральную государственную гражданскую должность судебного пристава-исполнителя Пугачевского РОСП УФССП России по Саратовской области Л.Ю.А. (после заключения брака и смены фамилии Губановой Ю.В.); должностным регламентом судебного пристава-исполнителя (л.д.19-29). При таких обстоятельствах мировой судья правильно переквалифицировал действия Губановой Ю.А. на ст. 5.39 КоАП РФ. Судья считает несостоятельным довод жалобы о том, что Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» регулирует вопросы предоставления государственным органом общей информации о своей деятельности, и не может распространяться на обращения о предоставлении информации в отношении конкретного исполнительного производства, т.к. порядок рассмотрения заявлений сторон исполнительного производства определен Федеральным законом «Об исполнительном производстве». В соответствии с ч. 1 ст. 2 ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Согласно п. 1 ст. 1 указанного Закона информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сферой действия данного закона является принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Из приведенных норм закона следует, что, информация о принудительном исполнении судебных актов относится к информации о деятельности службы судебных приставов и порядок доступа к этой информации регулируется Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", если иное не предусмотрено Федеральным законом (ч.6 ст.18 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ). Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусмотрен иной срок предоставления взыскателю по его запросу информации о проведенных исполнительных действиях в отношении должников. Довод жалобы о том, что судебный пристав-исполнитель не является должностным лицом, осуществляющим функции представителя власти и не наделен полномочиями по предоставлению информации о деятельности службы судебных приставов в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" был предметом рассмотрения мирового судьи и ему дана надлежащая и правильная критическая оценка со ссылкой на ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и п.1.5 Должностного регламента федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы судебного пристава-исполнителя районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области. Довод жалобы Губановой Ю.А. о том, что дело об административном правонарушении было рассмотрено мировым судьей в ее отсутствие, не может повлечь отмену вынесенного мировым судьей постановления. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Из материалов дела следует, что о рассмотрении дела мировым судьей в 14 час. 30 мин. 2 ноября 2011 года Губанова Ю.А. была извещена лично, что подтверждается телефонограммой (л.д. 64). В судебное заседание, назначенное на указанную дату, Губанова Ю.А. не явилась, от нее поступило заявление об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью (л.д.67). Данное заявление было рассмотрено мировым судьей и обоснованно оставлено без удовлетворения по тем основаниям, что Губанова Ю.А. о явке в суд извещена надлежащим образом, по состоянию здоровья она могла присутствовать в судебном заседании, о наличии у нее дополнительных доказательств не сообщила, а представленных доказательств достаточно для рассмотрения дела по существу, необходимости в личном присутствии ее в судебном заседании не имелось. При таких обстоятельствах мировой судья, располагая сведениями о надлежащем извещении Губановой Ю.А. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, о возможности ее по состоянию здоровья участвовать в судебном заседании, правомерно рассмотрел дело в ее отсутствие, что согласуется с требованиями части 2 статьи 25.1 КоАП РФ. Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения мирового судьи и им дана надлежащая и правильная критическая оценка, с указанием в постановлении мотивов принятого решения. Учитывая вышеизложенное, обжалуемое заявителем постановление мирового судьи является законным и обоснованным, вывод мирового судьи о виновности Губановой Ю.А. в совершении административного правонарушения основан на вышеуказанных доказательствах, полученных в соответствии с законом, и сомнений не вызывает. Действия Губановой Ю.А. квалифицированы правильно по ст.5.39 КоАП РФ по признаку - несвоевременное предоставление информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами. Наказание назначено в соответствии с законом и в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за совершенное правонарушение. Постановление о назначении административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л : Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Пугачевского района Саратовской области от 3 ноября 2011 года о назначении административного наказания Губановой Юлии Андреевне за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.39 КоАП РФ, оставить без изменения, а ее жалобу на указанное постановление - без удовлетворения. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке надзора в Саратовский областной суд. Судья
помощника Пугачевского межрайонного прокурора Безводинского И.А.,
(ред. от 11.07.2011) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.