Амосов к ГУ-УПФ о включнии периода отбывания исправительных работ в страховой стаж для назначения пенсии



Дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15.10.2010 года г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Насоновой Ю.А.,

с участием истца Амосова С.А.,

представителя ответчика - ГУ-УПФР в Пудожском районе - начальника Ишкова А.В.,

при секретаре Игроковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амосова С.А. к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда России в Пудожском районе РК о включении периода отбывания исправительных работ в страховой стаж для назначения пенсии,

у с т а н о в и л :

Амосов С.А. обратился в суд с указанным иском. В заявлении указал, что в июне 2010 года обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. В начале июля 2010 года ему пришло извещение из Пенсионного фонда о том, что время отбывания исправительных работ с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ может быть включено в трудовой стаж для назначения пенсии только при наличии решения суда. Просил обязать ответчика включить в трудовой стаж для назначения пенсии период отбывания исправительных работ по месту работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.

В судебном заседании истец требования поддержал. Пояснил, что приговором Пудожского районного суда от 1988 года он был осужден к наказанию в виде исправительных работ по месту работы сроком на 1 год шесть месяцев. В указанный период времени он работал в Пяльмском леспромхозе. После назначения наказания его перевели из гаража на рейд, с 1988 по 1990 год он работал в качестве оператора рубительной машины. За период работы дисциплинарных взысканий, прогулов не имел. С письменным заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии он в пенсионный фонд не обращался. Его супруга обратилась в пенсионный фонд устно, и ей разъяснили, что период отбывания наказания в виде исправительных работ ему в стаж включат только при наличии судебного решения. Ему исполняется 50 лет ХХ.ХХ.ХХ, но он решил обратиться в суд заранее, чтобы уже подготовить все документы. В данный момент Пяльмский ЛПХ ликвидирован. Ранее ни он, ни трудовой коллектив в суд с ходатайством о включении ему периода отбывания наказания в виде исправительных работ в стаж не обращались. Просит включить ему указанный период в общий стаж.

Представитель ответчика Ишков А.В. с заявленными требованиями не согласился. Просил освободить пенсионный фонд от обязанностей ответчика, поскольку к ним истец с письменным заявлением о назначении пенсии еще не обращался. Поступало лишь устное обращение и было разъяснено, что указанный период может быть включен в стаж только при наличии судебного решения. Если бы истец с заявлением о назначении досрочной пенсии обратился бы, ему бы во включении указанного периода в стаж отказали. Считает, что спор о праве отсутствует, истец должен обратиться в суд не в исковом, а в каком-либо ином порядке, и доказать, что он работал в период отбывания исправительных работ добросовестно. Согласно Обзору Верховного Суда РФ период отбывания наказания в виде исправительных работ по месту работы до 1992 года включается в стаж только при наличии определения суда.

Выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей О и С, изучив письменные материалы дела, суд считает необходимым в иске отказать по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с этим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом вторым статьи седьмой данного Федерального закона одним из условий назначения пенсии по старости является наличие не менее 5 лет страхового стажа.

Периоды, подлежащие включению в вышеназванный стаж, указаны в статье десятой этого же Федерального закона.

Так, согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу ст. 45, 50 Уголовного кодекса Российской Федерации исправительные работы являются основным видом наказания, которое отбывается осужденным в местах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с органом, исполняющим наказание.

Порядок и условия отбывания указанного вида наказания устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, который не содержит ограничений в части включения периода отбывания наказания в виде исправительных работ в трудовой стаж.

Как следует из содержания ст. 40 УИК РФ лицу, осужденному к исправительным работам, запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции.

Таким образом, период отбывания наказания в виде исправительных работ одновременно является периодом работы.

Кроме того, законодательство, регламентирующее уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, не содержит каких-либо изъятий в отношении граждан, отбывающих наказание в виде исправительных работ, т.е. на них распространяется общий порядок уплаты страховых взносов.

Пунктом 1 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно пункту четвертому этой же статьи правила подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Данный порядок утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий".

В соответствии с п. 6 раздела II вышеуказанных Правил, который называется "Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж", основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Наказание в виде исправительных работ до вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации устанавливалось Уголовным кодексом РСФСР (ст. 27) и отбывалось осужденными как по месту работы, так и в местах, определяемых органами, ведавшими исполнением данного вида наказания, в порядке, определяемом Исправительно-трудовым кодексом РСФСР.

По общему правилу, которое устанавливалось ст. 94 ИТК РФ, время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж осужденного не засчитывалось, о чем делалась запись в его трудовой книжке. При условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы это время могло быть включено в общий трудовой стаж лица, отбывшего наказание, на основании определения суда в порядке, установленном статьей 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

Пунктом 39 ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 года "О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" (вступил в силу с 21 июля 1992 года) были внесены изменения в ст. 94 ИТК РСФСР.

Согласно подпункту "а" указанного выше пункта время отбывания исправительных работ засчитывалось в общий трудовой стаж.

Таким образом, Закон от 12 июня 1992 года устранил ограничения в части включения периода отбывания исправительных работ в общий трудовой стаж.

Из изложенного следует, что при отсутствии определения суда, вынесенного в порядке ст. 368 УПК РСФСР, период отбывания осужденным наказания в виде исправительных работ по месту работы до 21 июля 1992 года не подлежит включению в страховой стаж. Указанная позиция отражена в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007).

Ст. 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР предусматривала, что вопрос о включении времени отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж, в соответствии со ст. 27 Уголовного кодекса РСФСР, разрешается судьей суда, постановившего приговор. В соответствии со ст. 369 УПК РСФСР данный вопрос разрешался в судебном заседании.

В соответствии со ст. 27 Уголовного кодекса РСФСР (в редакции, действовавшей до 21.07.1992 года) предусматривалось, что при условии добросовестной работы и примерного поведения в период отбывания исправительных работ без лишения свободы суд после отбытия осужденным этого наказания, по ходатайству общественной организации или трудового коллектива мог включить время отбывания исправительных работ без лишения свободы в общий трудовой стаж.

В судебном заседании установлено, что Амосов С.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, был осужден приговором Пудожского районного суда от июля 1988 года по ч. № Уголовного кодекса РСФСР к одному году шести месяцам исправительных работ по месту работы с удержанием из заработной платы в доход государства 15% заработка с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год.

В указанный период времени истец работал в качестве машиниста рубительной машины Пяльмского ЛПХ «Кареллеспром», что подтверждается объяснениями истца, показаниями свидетелей В и С, копией трудовой книжки истца.

В трудовой книжке истца имеется запись о том, что период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ - время отбывания исправительных работ - не засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, основание - справка ИРР от ХХ.ХХ.ХХ.

Из показаний свидетелей В, С следует, что они работали в Пяльмском ЛПХ совместно с истцом, к работе он относился добросовестно. Свидетель О пояснила, что истец взысканий, прогулов не имел.

Суд не находит оснований для освобождения ГУ-УПФР в Пудожском районе РК от обязанностей ответчика, как об этом ходатайствовал представитель ответчика, поскольку ответчика указывает в исковом заявлении истец. В судебном заседании истец на предъявленном иске настаивал, в установленном порядке от иска не отказался, в связи с чем суд обязан рассмотреть заявление и вынести решение по существу.

С доводами представителя ответчика о том, что спор с истцом отсутствует, суд не может согласиться. Хотя истец и не обратился в установленном порядке в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, однако устно он был проинформирован сотрудниками пенсионного фонда о том, что включение данного периода в стаж возможно только при наличии судебного решения. Кроме того, в судебном заседании представитель ответчика пояснил, что в случае, если бы истец обратился, в требовании о включении данного периода в стаж ему было бы отказано, поскольку отсутствует судебное определение. Обязательный досудебный порядок для дел данной категории законом не предусмотрен. В связи с этим суд приходит к выводу, что между истцом и ответчиком имеется спор о праве истца на включение периода отбывания наказания в виде исправительных работ в страховой стаж.

Поскольку период отбывания наказания в виде исправительных работ у истца был до 21.07.1992 года, включение ему данного периода в стаж возможно было в порядке, установленном действующим на тот период времени уголовно-процессуальном законодательством ( ст. 368 УПК РФ). А именно, в суд с соответствующим ходатайством вправе был обратиться не сам истец, а трудовой коллектив или общественная организация. Данное ходатайство подлежало рассмотрению в судебном заседании и могло быть удовлетворено в случае, если бы были установлены добросовестная работа и примерное поведение лица в указанный период. По общему правилу, период отбывания исправительных работ не подлежал в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством включению в стаж истца. Включение периода в стаж допускалось в порядке исключения и являлось правом суда, рассматривающим ходатайство.

Из объяснений истца следует, что ни он сам, ни трудовой коллектив с соответствующим заявлением о включении периодов в стаж в суд не обращались. В настоящее время уголовное дело, личное дело осужденного уничтожены в связи с истечением сроков хранения. Ст. 368 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, предусматривающая возможность рассмотрения вопроса о включении периода исправительных работ в стаж, утратила силу 01.01.1997 года (ФЗ № 160 от 21.12.1996 года). Действующим уголовно-процессуальным законодательством возможность рассмотрения указанного вопроса не предусмотрена. Предприятие, в котором истец отбывал наказание, ликвидировано.

При таких обстоятельствах, с учетом позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за первый квартал 2007 года, поскольку у истца отсутствует определение суда, вынесенное в порядке ст. 368 УПК РСФСР, а период отбывания наказания в виде исправительных работ по месту работы имел место до 21 июля 1992 года, в иске следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л :

В иске Амосова С.А. к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда России в Пудожском районе РК о включении периода отбывания исправительных работ в страховой стаж для назначения пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной

форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 18.10.2010 года.

Судья подпись Насонова Ю.А.