исковое заявление Хлыстова В.В. о признании права собственности на жилое помещение



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 декабря 2010 года г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Точинова С.В.,

с участием истца Хлыстова В.В.,

при секретаре Ханаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хлыстова В.В. к Администрации Красноборского сельского поселения, Сергейчик В.Я. о признании права собственности,

У С Т А Н О В И Л :

Хлыстов В.В. обратился в суд с иском в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи жилого дома, заключенною между совхозом «Онежский» и ФИО5, в собственность последнего перешел одноэтажный брусчатый жилой дом в д.<адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ договор удостоверен нотариусом Каршевского сельского поселения. Жилой дом супругами Сергейчик приобретался в общую совместную собственность. После его приобретения новые собственники не прошли государственную регистрацию сделки в РБТИ Пудожского района, которая на тот период обладала регистрирующими функциями. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и супругами Cepгейчик (ФИО5 и Сергейчик В.Я.) был заключен договор купли-продажи вышеуказанного жилого дома, оформленный письменной распиской от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой истец приобрел жилой дом по цене <данные изъяты> руб. Всю сумму он внес и передал Продавцам за три года, до даты указанной в расписке. Сделка не проходила государственную регистрацию в связи с отсутствием на территории Пудожского района Продавцов, отсутствием у них технических документов на дом и отсутствием денежных средств на их оформление. Пока производился расчет с продавцами за жилой дом, ФИО5 умер. После ремонта и вселения в жилой дом в 2004году он совместно с членами своей семьи, пользуется этим домом и прилегающим земельным участком, принимает меры по охране и содержанию жилого дома и прилегающей территории, несет все необходимые и обязательные затраты на содержание дома. Постановлением Главы Красноборского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ истцу разрешили строительство хозяйственных построек. Ежегодно между истцом и местной администрацией заключаются договора краткосрочной аренды земельного участка, прилегающего к дому. Кроме того, право собственности за истцом на данный жилой дом уже установлено вышеуказанным решением органов исполнительной власти, а также в силу требований ст.234 ГК РФ, в случае если гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течении 15 лет приобретает право собственности на это имущество. Сергейчик В.Я.,после смерти супруга не приняла наследство в установленные законом сроки, так как считала данный жилом дом уже проданным ему. В настоящее время она не может зарегистрировать свои права собственника в связи с отсутствием гос.регистрации. Истец просил признать право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В судебном заседании Хлыстов В.В. иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что в 2004г. договорился с ФИО1 о приобретении у неё дом в д.Нигижма за <данные изъяты> руб. в рассрочку на три года. Договорённость о продаже была только с Сергейчик В.Я. Факт передачи истцом денег за дом подтвержден распиской последней без даты. Письменный договор не заключали, потому что не знал, что надо заключать договор, а когда узнал об этом, договор не заключили так как ответчица уже проживала в другом районе. Других документов на дом, кроме договора купли-продажи, у истца не имеется. После смерти мужа Сергейчик В.Я. не вступала в наследство. Другие наследники также не заявляли требований относительно дома и наследства умершего.

Представитель Администрации Красноборского сельского поселения в судебное заседание не явился, уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований. Сообщил, что супруги Сергейчик уехали в г.Медвежьегорск ранее 2004г. Дом стоял нежилой и Сергейчик В.Я. и истец договорились о его продаже. Истец прописан в доме в связи с фактическим проживанием в нем. В администрацию поселения ни Сергейчик В.Я., ни её дети по поводу дома не обращались. В составе муниципального имущества этот дом не числится.

Ответчик Сергейчик В.Я. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом. Письменных пояснений по существу заявленных требований не представила. В телефонограмме просила рассматривать дело в свое отсутствие, не возражала против заявленных требований. Сообщила, что наследство после смерти ее мужа никто не принимал.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований- Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения гражданского дела извещен надлежащим образом. В телефонограмме просил рассматривать дело в свое отсутствие.

В письменном отзыве на иск указывал, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество запись о правах на дом указанный в иске отсутствует. В настоящее время зарегистрировать право собственности Хлыстова В.В. на дом не представляется возможным в связи с невозможностью представления договора купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ, отсутствием документов технического учета и смертью собственника дома. Поскольку договор купли-продажи дома не был составлен и в дальнейшем зарегистрирован, право собственности у истца в соответствии с положениями Гражданского Кодекса РФ (далее -ГК РФ) не возникло и дом является собственностью прежнего правообладателя. Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством одним из оснований для государственной регистрации права является вступившее в силу законное решение, в связи с чем, третье лицо оставило разрешение спора на усмотрение суда.

Выслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Согласно ст.12 ГК РФ иск о признании права собственности является способом защиты гражданских прав. При этом, по смыслу закона, признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие спора о праве.

В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ч.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ч.1 ст.432 ГК РФ).

Как установлено ст.550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

В силу ст.558 ГК РФ).

В судебном заседании установлено, что право собственности на спорный жилой дом в Реестре прав на недвижимое имущество в установленном порядке не зарегистрировано и сведений об установлении за истцом право собственности на спорный данный жилой решением какого-либо компетентного органа власти не имеется.

Согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 приобрел в совхозе «Онежский» жилой дом, находящийся в <адрес> <адрес> Карелиской АССР. Договор зарегистрирован в Каршевском сельском совете.

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, титульным собственником спорного жилого дома являлся ФИО5

Как следует из ответов МУ Пудожский районный муниципальный архив» и нотариуса Пудожского нотариального округа, наследственных дел к имуществу ФИО5, умершего ДД.ММ.ГГГГ не заводилось. Сведений о принятии Сергейчик В.Я. наследства умершего супруга или выделении доли в праве пережившего супруга в материалах дела не имеется.

Кроме того, представленная в обоснование исковых требований расписка (без даты) подписанная Сергейчик В.Я., не является договором установленной формы, а поэтому не свидетельствует о совершении какой-либо сделки как с супругами Сергейчик, так и с одним из них.

Несостоятельны, по мнению суда и доводы истца о признании за ним права собственности в силу приобретательской давности, так как в соответствии со ст.234 ГК РФ установление права собственности в силу приобретательской давности возможно в случае непрерывного владения недвижимостью в течение 15 лет. Как указывалось истцом в иске и судебном заседании, фактически владеет домом он только с 2004г., то есть шесть лет.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что установленные судом обстоятельства не подтверждают факт приобретения в установленном порядке истцом указанного им жилого дома, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований Хлыстова В.В. в настоящее время не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований Хлыстову В.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Точинов С.В.