решение по гражданскому делу по иску Балденковой Е.М. к ГУ УПФ РФ в Пудожском районе о включении периода работы в стаж в связи с особыми условиями труда и назначении досрочной трудовой пенсии по старости



№ г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2010 года г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Копина С.А.,

с участием истицы Балденковой Е.М.,

представителя ответчика ГУ-УПФ РФ в Пудожском районе РК Развеиной И.А., действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица МУЗ «Пудожская ЦРБ» Степановой Е.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре Гаймановой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балденковой Е.М. к ГУ-УПФ РФ в Пудожском районе РК о включении периода работы в стаж в связи с особыми условиями труда и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

у с т а н о в и л :

Балденкова Е.М. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Пудожском районе РК о включении периода работы в стаж в связи с особыми условиями труда и назначении досрочной трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ г. обратилась с заявлением к ответчику о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 ч.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Однако, ответчиком не зачтен период ее работы в МУЗ «Пудожская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в качестве медицинской сестры диетической. Указывает, что общий трудовой медицинский стаж исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ, из которого 9 лет 2 месяца 16 дней она проработала в хирургическом отделении. Просит обязать ответчика включить в стаж работы, связанный с лечебной деятельностью период работы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и обязать назначить досрочную трудовую пенсию по старости со дня наступления права на таковую.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснила, что её работа в качестве медицинской сестры диетической, по ее мнению является как медицинской, так и иной лечебной деятельностью, поскольку она составляет меню, следит за закладкой продуктов питания, за их калорийностью, руководит работой пищеблока, следит за санитарно - эпидемиологической обстановкой в пищеблоке, подготавливает необходимые документы для проведения конкурсов по закупке продуктов питания, участвует в проведении таковых конкурсов, работает с поставщиками. Ее работа осуществляется в пищеблоке и следит за рационом питания больных при различных заболеваниях, при этом некоторые заболевания поддаются лечению только при соблюдении определенной диеты, она дает консультации больным по вопросам режима питания и диеты, следит за приготовлением диетических блюд. Считает, что её работа является лечебной деятельностью, а поэтому она имеет право на досрочную трудовую пенсию. Просила включить период работы в качестве медицинской сестры диетической Пудожской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на неё. Как ей поясняли в Пенсионном фонде, при включении указанного периода в стаж лечебной деятельности право на пенсию возникнет с ДД.ММ.ГГГГ года.

Представитель ответчика Развеина И.А. исковые требования не признала. Пояснила суду, что истица обращалась в Пенсионный фонд с письменным заявлением, в котором просила разъяснить, имеет ли она право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью. В ее требованиях о включении период работы в должности медицинской сестры диетической истице отказано, поскольку указанная работа не включается в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья, дающий право на досрочное назначение пенсии. Таким образом, у истицы недостаточно льготного стажа и пенсия ей не может быть назначена.

Представитель третьего лица Степанова Е.В. исковые требования не признала, пояснив, что у истицы недостаточно льготного стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Трудовая деятельность в качестве медицинской сестры диетической не может быть включена в стаж работы по лечебной и иной деятельности по охране здоровья, поскольку в Списке работ и профессий, указанной должности не предусмотрено. Кроме того, указывает, что Балденкова Е.М. не контактирует с больными, не оказывает им медицинской помощи, не принимает участие в назначении и проведении лечения.

Выслушав стороны, представителя третьего лица МУЗ «Пудожская ЦРБ», заслушав показания свидетеля М, изучив материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

Судом установлено, что истица осуществляла трудовую деятельность в Пудожской центральной районной больнице: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры хирургического отделения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей медицинской сестры хирургического отделения; с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медицинской сестры хирургического отделения; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности дезинфектора; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медрегистратора; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в качестве медицинской сестры диетической. Указанные обстоятельства подтверждаются трудовой книжкой истицы, копиями приказов о приеме на работу, перемещениях, иными письменными доказательствами не отрицаются они и участниками процесса.

ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о разъяснении ей права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью.

Согласно письменному ответу ГУ-УПФ РФ в Пудожском районе РК от ДД.ММ.ГГГГ Балденковой Е.М. разъяснено, что в настоящее время у неё отсутствует необходимый льготный стаж 30 лет, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 ч.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях», поскольку период работы в должности медицинской сестры диетической после ДД.ММ.ГГГГ включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью не подлежит.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17.12.2001 г. лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, трудовая пенсия по старости назначается независимо от их возраста.

В соответствии с частью торой названной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При этом, работа в данных должностях, указанных в разделе «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях указанных в пунктах 1-31 раздела «наименование учреждений» этого же Списка.

Суд отмечает, что аконодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждения здравоохранения. Указанное право зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в названных учреждениях, но на должностях с различными функциональными обязанностями. Определение же списка соответствующих должностей в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов делегировано Правительству Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 27.06.2008 года № КАС06-213

В соответствии предоставленными полномочиями Правительство РФ утвердило Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 в редакции от 26.05.2009 г. (далее Список и Правила от 29.10.2002 г. № 781) -за периоды работы с 12.11.2002 г.

В названном Списке профессия медицинская сестра диетическая не предусматривается.

Анализ функциональных обязанностей истицы и иных медицинских сестер МУЗ «Пудожская ЦРБ» позволяет суду сделать категоричный вывод о том, что Балденкова Е.М. осуществляя трудовую деятельность в качестве медицинской сестры диетической, не осуществляла медицинскую либо иную лечебную деятельность.

Так, согласно должностной инструкции в обязанности медицинской сестры диетической входит проверка качества продуктов, контроль их хранения, подготовка меню - раскладки, осуществление контроля за правильностью закладки продуктов питания, снятие проб при готовке блюд, контроль правильности отпуска блюд из пищеблока, организация и контроль за санитарным состоянием помещений пищеблока, инвентаря и посуды, выполнения работниками пищеблока правил гигиены; организация и осуществление проведений занятий со средним персоналом в отделениях и работниками пищеблока.

Следовательно, деятельность медицинской сестры диетической по своему содержанию категорично отличается от профессиональной деятельности лиц, должности которых включены в Список должностей, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Представленные в судебное заседание и исследованные в ходе рассмотрения дела функциональные обязанности медицинской сестры хирургического отделения, медицинской сестры территориального терапевтического участка, медицинской сестры палатной сестринского ухода, палатной хирургического отделения и других, свидетельствуют о том, что указанные медицинское работники, состоят в непосредственном контакте с больными, и в зависимости от отделений, в которых осуществляют трудовую деятельность, производят их осмотр, по назначению врача выполняют медицинские манипуляции, осуществляют плановое наблюдение больного, осуществляет работу с медицинскими препаратами, контроль за их хранением, ведение медицинской документации больных.

Аналогичный вывод содержится в ответе Министерства труда и занятости Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес Пудожского районного суда РК, где указано со ссылкой на ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях по старости» о том, что осуществление трудовой деятельности в качестве медицинской сестры диетической не дает права выхода на досрочную пенсию по старости.

Доводы истицы о том, что квалификационные требования медицинской сестры диетической и иных медицинских сестер МУЗ «Пудожская ЦРБ» требуют наличия соответствующего медицинского образования, являются несостоятельными, поскольку требование о наличии указанного образования, не может в силу действующего законодательства, свидетельствовать о том, что работник осуществляет трудовую деятельность, работа в которой дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Несостоятельны и доводы истицы о том, что в течение своего рабочего времени она вынуждена находится в помещении в повышенной температурой воздуха и влажностью, поскольку нарушения выявленные при лабораторном исследовании пищеблока и указанные в кате лабораторных испытаний ( л.д. № ) свидетельствуют о том, что работодателем не созданы благоприятные условия для осуществления трудовой функции, но никоим образом не подтверждает льготный характер работы истицы.

Не может суд согласиться с доводами Балденковой Е.М. о том, что она непосредственно осуществляет лечебную деятельность, выражающуюся в осуществлении лечебного питания, поскольку из пояснений самой истицы, пояснений свидетеля М., пояснений третьего лица, следует, что истице из отделений поступают сведения о количественном составе больных и назначение каждому из больных определенной диеты, при этом диета ( номер стола ) осуществляет лечащим врачом. Медицинская сестра диетическая выполняет назначение врача по организации питания, руководствуясь набором продуктов питания, определенным для каждой диеты, утвержденными Министерством здравоохранения нормативными документами. Медицинская сестра диетическая больного не осматривает, не находится с ним в контакте, а лишь следит за правильность приготовления пищи, формирует ежедневное меню.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности, при этом учитываются различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях в учреждениях и организациях. Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение ( Определение от 20.10.2005 г. № 392-О).

После принятия Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 работникам некоторых профессий ( в данном случае медицинская сестра диетическая) стало известно, что их работа после 1.11.1999 г. не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной деятельностью, таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения (Определение от 19.03.2009 г. № 310-О-О). С учетом указанных в Определении выводов, доводы истицы о том, что ранее ее должность включалась в стаж, который дает право на досрочную пенсию по старости, являются необоснованными.

В соответствии с действовавшим до 01.11.1999 г. Списком от 6.09.1991 № 464, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Правом на назначение пенсии за выслугу лет по данному Списку пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Таким образом, работа в должности медицинской сестры диетической подлежала включению в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет.

Список от 22.09.1999 г. № 1066 вводился в действие на территории Российской Федерации с 01.11.1999 г. и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности медицинской сестры диетической.

Список и Правила от 29.10.2002 г. № 781 также не предусматривают возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры диетической.

В соответствии с расчетом льготного стажа истицы, произведенного ответчиком в соответствии с действовавшими в разные периоды работы истицы Списками, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ её стаж лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 19 лет 3 месяца 01 день, при этом работа в качестве медицинской сестры диетической до ДД.ММ.ГГГГ включена в льготный стаж. Данного стажа недостаточно для назначения истице досрочной трудовой пенсии по старости.

Таким образом, исследовав все доказательства в совокупности, суд считает, что периоды работы истицы в должности медицинской сестры диетической после ДД.ММ.ГГГГ не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, на сегодняшний день право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения у неё не возникло и в удовлетворении иска следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Балденковой Е.М. к ГУ-УПФ РФ в Пудожском районе РК о включении периода работы в стаж в связи с особыми условиями труда и назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья подпись Копин С.А.