ДД.ММ.ГГГГ
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации28 января 2011 года г. Пудож
Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Точинова С.В.,
при секретаре Ханаевой Е.В.,
с участием помощника прокурора Пудожского района РК Яловой А.В.,
представителя ответчика - МУ «Пудожский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» - Архиповой Н.М., действующей на основании Положения,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Администрации Пудожского муниципального района - Легостова В.Г., по доверенности,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ООО «Пудожская теплоснабжающая организация №1 Шиновой А.Г., по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пудожского района РК в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному учреждению «Пудожский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» об обязании к совершению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л :
<адрес> РК обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МУ «Пудожский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (далее - Центр, ответчик), в обоснование которого указал, что в ходе проверки ответчика установлено, что в настоящее время Центр посещают 2 ребенка-инвалида, которые согласно индивидуальной программе реабилитации обеспечены техническими средствами (колясками). Вход в Центр осуществляется через лестничный марш высотой 1 метр из пяти ступеней и не оборудован пандусом, позволяющим беспрепятственно и без посторонней помощи подняться в помещения Центра, что является безусловным нарушением действующего законодательства о социальной защите инвалидов, которым предусмотрены меры социальной защиты, обеспечивающих условия для преодоления ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Исходя из требований Закона, организации, независимо от организационно-правовых форм, обязаны создавать условия беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В настоящее время для детей-инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, которые используют для передвижения кресла-коляски, затруднен доступ к Центру по причине отсутствия пандуса. Просил обязать МУ «Пудожский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» оборудовать пандусом, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001, центральный вход в учреждение, расположенное по адресу: <адрес> установить срок, в течении которого это решение должно быть исполнено, - 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно пояснила, что имеющийся в настоящее время пандус, выполненный из двух досок, не соответствует строительным нормам и требованиям безопасности. Обращение прокуратуры сделано в интересах неопределённого круга лиц, поскольку неизвестно, сколько в будущем будет посещать Центр детей-инвалидов. Кроме того, такой пандус необходим и для других маломобильных групп населения.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признала в полном объеме. Указала, что в настоящее время строительство пандуса не возможно. В смете учреждения отсутствуют средства на его строительство. Строительство пандуса с одной стороны необходимо, с другой - будет препятствовать естественному освещению в ряде кабинетов учреждения (кухне, кабинете психолога, кабинете логопеда), где проходит обучающий процесс. Проведение воспитательного процесса в помещении, не имеющем естественного освещения не возможно. В августе месяце в Центре проводилась аттестация и был установлен низкий уровень освещения, однако документами о замерах ответчик не располагает. В случае предоставления администрацией района Центру дополнительных помещений в этом же здании, где располагается учреждение, его центральный вход может быть устроен через центральный вход здания, где нет препятствий к строительству пандуса. Также сообщила, что организация инвалидов в Пудожском районе РК существует, но работает только со взрослыми инвалидами. К данной организации для согласования условий в соответствии со ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов» не обращались. Возле Центра располагается котельная, в связи с чем, строительство пандуса может создать препятствия при подвозе к ней топлива.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - Администрации Пудожского муниципального района РК в судебном заседании считал исковые требования не подлежащими удовлетворению и пояснил, что строительство пандуса в соответствии с СНиП у центрального входа невозможно, поскольку ответчик будет лишен возможности использовать помещения кухни и кабинет логопеда, осуществлять свои цели и задачи. Полагал, что в рассматриваемом случае подлежали применению положения ч.5 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов», позволяющее допускать отклонение от норм и правил. Ранее также указывал, что Администрация Пудожского муниципального района РК является учредителем ответчика. Установка пандуса является реконструкцией и может быть проведена ответчиком без согласия собственника за свой счёт. Установка пандуса может создать препятствия работе котельной, располагающейся неподалеку и быть небезопасным для жизни и здоровья детей, посещающих учреждение.
Судом в порядке ст.43 ГПК к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, было привлечено ООО «Пудожская теплоснабжающая организация №1», представитель которого в судебном заседании пояснила, что общество с ДД.ММ.ГГГГ является арендатором котельной №, расположенной по адресу: <адрес>. Сообщила, что площадка, расположенная у входа в реабилитационный центр, предприятием не эксплуатируется и ограничений по строительству пандуса не имеется. Места для установки пандуса достаточно. Права Общества в этом случае затронуты не будут.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В соответствии с Положением о Муниципальном учреждении "Пудожский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", утвержденном 30.10.1996г. Постановлением Главы местного самоуправления Пудожского района №405, Центр является учреждением государственной системы социальной защиты населения, оказывающим на территории города Пудожа и района разнообразные виды социальной помощи: психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, профилактической и иной. Центр осуществляет социальную реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии в возрасте от рождения до 18 лет, а также семей, в которых они воспитываются.
Там же предусмотрено, что целью его деятельности являются оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом и умственном развитии квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической помощи, обеспечение их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон) инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Как установлено ст.9 Закона под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Этой же нормой предусмотрено, что к основным направлениям реабилитации инвалидов также относятся социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая и социокультурную реабилитация, социально-бытовая адаптация, физкультурно-оздоровительные мероприятия. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В силу ч.1 ст.15 Закона, организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч.5).
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Санитарных нормах и правилах 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001г. N73, которыми в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, также предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема
Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N1047-р СНиП 35-01-2001 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 30.12.2009 N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объекты социальной инфраструктуры должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Статьей 30 этого же закона предусмотрено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В силу вышеизложенных положений закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены любые общественные здания, строения и сооружения, тогда как ответчик, являясь учреждением государственной системы социальной защиты населения и обеспечивая реабилитацию детей-инвалидов, т.е. наименее социально незащищенной и нуждающейся в соответствующей помощи категории лиц, в силу прямого указания закона и особенностей выполняемых функций, обязан в первую очередь принимать меры к их выполнению.
Рассматривая доводы сторон о наличии возможности к установке пандуса, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, в связи с чем, судом в определении от 14.12.2010г. ответчику разъяснялось, что в случае не согласия с требованиями прокурора, он должен доказать отсутствие оснований к оборудованию пандусом центрального входа учреждения.
Привлеченный к участию в деле в качестве специалиста ФИО6 в судебном заседании пояснил, что технически установка пандуса к центральному входу в учреждение возможна и ранее строительной организацией, где он работает главным инженером, были подготовлены проект и сметная документация на пристройку пандуса к центральному входу ответчика. Имеющийся в настоящее время пандус (выполненный из двух досок), не соответствует техническим требованиям. Пандус может быть выполнен как в один, так и в два подъема, без перекрытия пристройки к зданию (где размешены кабинеты педагогов и социальных работников), не будет мешать движению машин или перекрывать запасной выход.
Квалификация данного специалиста, имеющего высшее образование по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и стаж работы - 24,5 года, не вызывает сомнений, в связи с чем суд не находит оснований не доверять данной им консультации.
В соответствии с представленным актом, расстояние между зданиями Центра и котельной №8 составляет 23,6 метра, тогда как ООО Пудожская теплоснабжающая организация №1», осуществляющая эксплуатацию последней заявила об отсутствии препятствий к осуществлению им хозяйственной деятельности в случае строительства пандуса.
Представитель ответчика в судебном заседании отказался от представления дополнительных доказательств по делу.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчиком не была доказана невозможность установки пандуса и необходимость применения положений ч.5 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов».
По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что требования прокурора в части обязании ответчика к оборудованию помещения пандусом являются законными и обоснованными, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования прокурора в части определения срока исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, суд находит его обоснованным, разумным и достаточным для соблюдения порядка, предусмотренного Федеральным законом от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Оспаривая возможность установки пандуса в указанный прокурором срок, ответчик не представил каких-либо доказательств, позволяющих суду принять мотивированное решение об установлении иного срока исполнения решения суда.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение настоящего дела.
Учитывая, что ответчик выполняет социальные функции, финансируется из бюджета за счет субвенций РК, не осуществляя коммерческую деятельность, руководствуясь п.2 ст.333.20 Налогового Кодекса РФ и исходя из имущественного положения ответчика, суд считает возможным снизить размер подлежащей взысканию государственной пошлины до 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
Заявление прокурора удовлетворить.
Обязать Муниципальное учреждение «Пудожский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» оборудовать пандусом, соответствующим требованиям СНиП 35-01-2001, центральный вход в учреждение, расположенное по адресу: <адрес>, установив срок исполнения решения суда - 6 месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального учреждения «Пудожский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» государственную пошлину в доход Пудожского муниципального района в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней через Пудожский районный суд.
Судья Точинов С.В.