№ 14 апреля 2011 года г. Пудож Пудожский районный суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Точинова С.В., с участием прокурора Пандас Р.О., при секретаре Ханаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пудожского района РК в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шальского сельского поселения Пудожского муниципального района об обязании совершения определенных действий, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Пудожского района РК обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шальского сельского поселения Пудожского муниципального района РК. В обоснование поданного заявления указал, что в ходе проверки исполнения ответчиком требований законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, противодействия коррупции, было установлено, что в нарушение положений Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» №8-ФЗ от 09.02.2009г. ответчик не имеет официального сайта в сети Интернет, в связи с чем информация о деятельности органа местного самоуправления, предусмотренная законодательством, не размещена. Неразмещение информации, предусмотренной ст.13 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. нарушает права неопределенного круга лиц в части получения и доступности сведений о деятельности органов местного самоуправления, установленные ч.2 ст.24 Конституции РФ, ст.ст.3,8 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст.4,6,8 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. Прокурор просил обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить в сети Интернет сведения, предусмотренные ст.13 Федерального Закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ, а именно: - информацию о структуре Администрации сельского поселения; - информацию о перечне законов и иных нормативных актах, определяющих задачи, функции и полномочия Администрации сельского поселения; - информацию о муниципальных правовых актах, изданных Администрацией, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; - тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования; - информацию об административных регламентах, стандартах муниципальных услуг; - информацию об установленных формах обращений, заявлений и иных документов, принимаемых Администрацией к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами; - информацию о порядке обжалования муниципальных правовых актов; - информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах; - информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них; - информацию о результатах проверок, проведенных Администрацией подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в Администрации, подведомственных организациях; - информацию о деятельности Администрации, а именно: статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; - информацию о кадровом обеспечении Администрации, а именно: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы; - информацию о работе Администрации с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а именно: порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах. В ходе рассмотрения дела прокурором были уточнены исковые требования и он просил обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу разместить в сети Интернет сведения, предусмотренные ст.13 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В судебном заседании прокурор Пандас Р.О. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что техническая возможность к размещению соответствующих сведений у ответчика имеется, тогда как до настоящего времени они не размещены ни на собственном сайте Администрации Шальского сельского поселения, ни на сайтах муниципального района и субъекта РФ. Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает необходимым заявление удовлетворить по следующим основаниям. Согласно ч.2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Во исполнение требований Конституции РФ, Указом Президента РФ от 31.12.1993г. "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», было установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается: в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан. В соответствии со ст.3 Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции. В силу ст.9 Федерального Закона РФ от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления (ч.1). Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления (ч.2). Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района (ст. 10 Федерального Закона № 8-ФЗ). Статья 13 указанного Федерального Закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. устанавливает перечень сведений, содержащих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, подлежащих опубликованию в сети Интернет. Как установлено судом, Администрация Шальского сельского поселения официального сайта не имеет, информация, предусмотренная ст.13 Федерального Закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. в отношении деятельности Шальского сельского поселения, ни на каком ином официальном сайте органа местного самоуправления, субъекта РФ, информация также не размещалась. Указанные обстоятельства не опровергались ответчиком и подтверждаются предоставленными им сведениями, а также данными с официальных сайтов Администрации Пудожского муниципального района РК и Республики Карелия. Одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом. Размещение таковой информации в сети Интернет в полной мере обеспечивает свободу поиска информации о деятельности органов местного самоуправления, реализуя названный выше принцип. При этом, иные способы, изложенные в ст.6 Закона реализацию названного принципа в полной мере не обеспечивают и могут использоваться наряду с размещением информации в сети Интернет. Об императивности требований закона о размещении информации в сети Интернет свидетельствуют и положения ст. 10 Закона, согласно которой Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Далее в силу требований ч.5 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Таким образом, из буквального толкования вышеназванных норм следует, что Закон обязывает органы местного самоуправления создавать в сети Интернет свои официальные сайты, содержащие информацию об адресах электронной почты, по которым пользователь информацией может направить запрос для получения информации о деятельности соответствующего органа. На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению. При определении срока, в течение которого необходимо разместить информацию о деятельности Администрации Шальского сельского поселения в сети Интернет, суд учитывает, что поскольку в настоящее время ответчик официального сайта не имеет, для его разработки и создания требуется значительное время, в том числе обусловленное соблюдением положений Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21.07.2005г. С учетом изложенного, отсутствия возражений со стороны ответчика, суд считает заявленный прокурором срок - в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу, разумным и достаточным для исполнения решения суда. В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Исковые требования прокурора удовлетворить. Обязать Администрацию МО «Шальского сельское поселение» разместить в сети Интернет сведения, предусмотренные ст.13 Федерального закона №8 - ФЗ от 09.02.2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Судья Точинов С.В.