об обязании размещения информации в сети Интернет



Дело

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

07 апреля 2011 года                                                                                          г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Копина С.А.,

с участием прокурора Пандас Р.О.,

представителя ответчика - Администрации Куганаволокского сельского поселения Жукова В.Г., действующего на основании Устава,

при секретаре Мишуковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пудожского района РК в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Куганаволокского сельского поселения Пудожского муниципального района об обязании совершения определенных действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Пудожского района РК обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Куганаволокского сельского поселения Пудожского муниципального района об обязании совершения определенных действий по следующим основаниям. В ходе проверки исполнения ответчиком требований законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, противодействия коррупции, установлено, что в нарушение ст. 13 ФЗ от 09.02.2009 г. № 8- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» ответчик не имеет официального сайта в сети Интернет, в связи с чем информация о деятельности органа местного самоуправления, предусмотренная законодательством, не размещена. Неразмещение информации, предусмотренной ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ, нарушает права неопределенного круга лиц в части получения и доступности сведений о деятельности органов местного самоуправления, установленные ч.2 ст.24 Конституции РФ, ст.т. 3,8 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст. 4,6,8 ФЗ № 8-ФЗ. Просит обязать ответчика в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу разместить в сети Интернет сведения, предусмотренные ст.13 Федерального Закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ, а именно:

- информацию о структуре Администрации сельского поселения

- информацию о перечне законов и иных нормативных актах, определяющих задачи, функции и полномочия Администрации сельского поселения

- информацию о муниципальных правовых актах, изданных Администрацией, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительный орган муниципального образования;

- информацию об административных регламентах, стандартах муниципальных услуг;

- информацию об установленных формах обращений, заявлений и иных документов, принимаемых Администрацией к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами;

- информацию о порядке обжалования муниципальных правовых актов;

- информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах,

- информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них;

- информацию о результатах проверок, проведенных Администрацией подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в Администрации, подведомственных организациях;

- информацию о деятельности Администрации, а именно: статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления; сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств; сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

- информацию о кадровом обеспечении Администрации, а именно: порядок поступления граждан на муниципальную службу; сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления; квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей должностей муниципальной службы;

- информацию о работе Администрации с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, а именно: порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность; фамилию, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера; обзоры обращений лиц, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.

В судебном заседании прокурор Пандас Р.О. заявление поддержал по изложенным в нем основаниям, уточнил исковые требования в части срока исполнения решения суда, просил обязать ответчика совершить указанные в иске действия в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу. Кроме того, просил обязать администрацию Куганаволокского сельского поселения разместить в сети Интернет сведения, предусмотренные ст. 13 Федерального закона « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Представитель ответчика - Администрации Куганаволокского сельского поселения Жуков В.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился и пояснил, что федеральное законодательство не содержит императивных норм, обязывающих органы местного самоуправления публиковать информацию в сети Интернет. Это является лишь одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В настоящее время Администрация обеспечивает доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления через средства массовой информации, в частности, через газету «Вестник Куганаволокского сельского поселения». Кроме того, для того, чтобы размещать всю необходимую информацию в сети Интернет, необходимо создавать рабочее место, потребуется дополнительное финансовые вложения, тогда как денежных средств у поселения на данные нужды не имеется. Просит отказать в иске.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает необходимым заявление удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ч.2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Во исполнение требований Конституции РФ издан Указ Президента РФ от 31.12.1993 г. "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», в соответствии с которым деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается: в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.

Кроме того, в соответствии со ст.3 Федерального Закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции.

В силу ст. 9 Федерального Закона РФ от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления (ч.1). Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления (ч.2).

Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района (ст. 10 Федерального Закона № 8-ФЗ).

Статья 13 указанного Федерального Закона № 8-ФЗ устанавливает перечень сведений, содержащих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, подлежащих опубликованию в сети Интернет, а именно:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления,

2) информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления

3) информацию об участии государственного органа, органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, включая официальные тексты соответствующих международных договоров Российской Федерации, а также о мероприятиях, проводимых государственным органом, органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций государственного органа, органа местного самоуправления

4) информацию о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них, а также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

5) информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

6) тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления;

7) статистическую информацию о деятельности государственного органа, органа местного самоуправления,

8) информацию о кадровом обеспечении государственного органа, органа местного самоуправления,

9) информацию о работе государственного органа, органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления.

Как установлено судом, Администрация Куганаволокского сельского поселения официального сайта не имеет, информация, предусмотренная ст.13 ФЗ № 8-ФЗ в отношении деятельности Куганаволокского сельского поселения, ни на каком ином официальном сайте органа местного самоуправления, субъекта РФ, информация также не размещалась, что не опровергается показаниями ответчика.

Одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом. Размещение таковой информации в сети Интернет в полной мере обеспечивает свободу поиска информации о деятельности органов местного самоуправления, реализуя названный выше принцип. При этом, иные способы, изложенные в ст. 6 Закона реализацию названного принципа в полной мере не обеспечивают и могут использоваться наряду с размещением информации в сети Интернет.

Об императивности требований закона о размещении информации в сети Интернет свидетельствуют и положения ст. 10 Закона, согласно которой Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Далее в силу требований ст. 8 ч. 5 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, из буквального толкования названных норм следует, что Закон обязывает органы местного самоуправления создавать в сети Интернет свои официальные сайты, содержащие информацию об адресах электронной почты, по которым пользователь информацией может направить запрос для получения информации о деятельности соответствующего органа.

Доводы представителя ответчика о том, что доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления Куганаволоксого сельского поселения осуществляется посредством опубликования нормативных актов и иной информации в печатном издании поселения, а также о том, что указанная информация может быть доведена через представительный орган и на личных приемах граждан, является несостоятельным, поскольку, по мнению суда, указанные способы не в полной мере обеспечивают доступ к информации. Кроме того, информацию о деятельности органов местного самоуправления вправе получать не только жители Куганволокского сельского поселения, но и жители Пудожского района в целом, а также население субъекта Российской Федерации.

Являются неосновательными и ссылки Главы поселения на информацию, изложенную в письме Председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Тимченко В.С., поскольку в данной информации содержатся сведения о порядке опубликования и обнародования нормативных актов местного самоуправления и, как следствие этому, порядок и сроки вступления их в законную силу, и не затрагиваются вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Кроме того, следует отметить, что названное информационное письмо датировано 10.06.2009 года, при этом Федеральный Закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть спустя продолжительный промежуток времени с момента направления информации.

В судебном заседании подтверждено, что доступ к сети Интренет в поселении имеется, указанное обстоятельство не отрицается и представителем ответчика. При этом, закон предусматривает возможность размещения названной информации допускается на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование, а также путем иных сетевых ресурсов.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

При определении срока, в течение которого необходимо разместить информацию о деятельности Администрации Куганаволокского сельского поселения в сети Интернет, суд учитывает, что поскольку в настоящее время ответчик официального сайта не имеет, для его разработки и создания требуется значительное время.

С учетом изложенного, заявленный прокурором срок - в течение шести месяцев после вступления решения в законную силу, суд считает разумным и достаточным для размещения информации в сети Интернет.

           Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

            Исковые требования прокурора удовлетворить.

              Обязать администрацию МО «Куганаволокское сельское поселение» разместить в сети Интернет сведения, предусмотренные ст. 13 Федерального закона № 8 - ФЗ от 09.02.2009 г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления » в течении шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.      

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней через Пудожский районный суд.

Судья                                      подпись                                       С.А. Копин