исковое заявление Прокурора Пудожского района РК в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красноборского сельского поселения о понуждении к совершению определенных действий.



2

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

11 июля 2011 года                                                                                          г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Точинова С.В.,

с участием помощника прокурора Пудожского района Чуркиной И.А.,

при секретаре Валого М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пудожского района РК в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красноборского сельского поселения Пудожского муниципального района об обязании совершения определенных действий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Пудожского района РК обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Красноборского сельского поселения Пудожского муниципального района РК. В обоснование поданного заявления указал, что в ходе проверки исполнения ответчиком требований законодательства в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, противодействия коррупции, было установлено, что в нарушение положений Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» №8-ФЗ от 09.02.2009г. надлежащая информация о деятельности органа местного самоуправления предусмотренная ст.13 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. в сети «Интернет» в полном объеме не размещена. Установлено, что ответчиком предприняты меры для размещения необходимой информации на Интернет -сайте «Karelinform». Также, часть информации размещена на официальном сайте Администрации Пудожского муниципального района. Однако информация, размещаемая на данных Интернет-сайтах, представлена не в полном объеме, а именно, исполняются только п.п. «а» п.1 ч.1 ст.13, п.п.«а» п.2 ч.1 ст.13, п.п.«а», «б» п.9 ч.1 ст.13 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. Не размещение информации, нарушает права неопределенного круга лиц в части получения и доступности сведений о деятельности органов местного самоуправления, установленные ч.2 ст.24 Конституции РФ, ст.ст.3,8 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст.ст.4,6,8 Федерального закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. Прокурор просил обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разместить в сети Интернет сведения, предусмотренные ст.13 Федерального Закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

В судебном заседании прокурор заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что у ответчика отсутствует официальный сайт, тогда как сайт КРОО «Карелинформ» не является таковым. При этом установленные законом сведения на сайтах КРОО «Карелинформ» и Администрации Пудожского муниципального района представлены лишь частично, а именно там представлены лишь сведения, установленные п.а ч.1, п.а ч.2, п.а, б ч.9, ч.6 ст.13 Федерального Закона от 09.02.2009г. №8-ФЗ. Заявленный срок для выполнения решения суда - 3 месяца, прокурор обосновал тем, что в настоящее время информация ответчиком уже частично размещена.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. В представленным отзыве просил его рассматривать без участия своего представителя и указал, что документально не подтверждено проведение проверки прокурором. Администрацией Красноборского сельского поселения издано распоряжение от 24.12.2010г., которым утвержден Перечень информации о деятельности ОМСУ, размещаемой в сети «Интернет» и указана периодичность размещения. В марте 2011г. информация размещена на сайтах КРОО «Карелинформ» и Администрации Пудожского муниципального района. Распоряжением от 22.06.2011г. Перечень информации, размещаемой в сети «Интернет» дополнен и изменена периодичность ее размещения. Заявлений, жалоб, запросов по разъяснению размещенной информации от населения и юридических лиц не поступало. Предмета для судебного разбирательства не имеется.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, суд установленными следующие обстоятельства.

Согласно ч.2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Во исполнение требований Конституции РФ, Указом Президента РФ от 31.12.1993г. "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию», было установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается: в доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; в систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; в осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» публичность и открытость деятельности органов местного самоуправления является одним из основных принципов противодействия коррупции.

В силу ст.9 Федерального Закона РФ от 09.02.2009г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления (ч.1). Государственные органы, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления (ч.2).

Одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления является свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом. Размещение таковой информации в сети Интернет в полной мере обеспечивает свободу поиска информации о деятельности органов местного самоуправления, реализуя названный выше принцип. При этом, иные способы, изложенные в ст.6 Закона реализацию названного принципа в полной мере не обеспечивают и могут использоваться наряду с размещением информации в сети Интернет.

Об императивности требований закона о размещении информации в сети Интернет свидетельствуют и положения ст.10 Закона, согласно которой государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Далее в силу требований ч.5 ст.8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Таким образом, из буквального толкования вышеназванных норм следует, что Закон обязывает органы местного самоуправления создавать в сети Интернет свои официальные сайты, содержащие информацию об адресах электронной почты, по которым пользователь информацией может направить запрос для получения информации о деятельности соответствующего органа.

Статья 13 указанного Федерального Закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. устанавливает перечень сведений, содержащих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, подлежащих опубликованию в сети Интернет.

Как установлено судом, распоряжением главы Красноборского сельского поселения №149 от 24.12.2010г. был утвержден Перечень информации о деятельности о деятельности органов местного самоуправления поселения, который впоследствии распоряжением №66 от 22.06.2011г. был уточнен и установлено, что сведения на нем размещаются с периодичностью раз в месяц. Из документов, представленных ответчиком, следует, что им в электронном виде направлялась информация о деятельности поселения для размещения на сайтах Администрации Пудожского муниципального района и КРОО «Карелинформ».

Суд отмечает, использование сайта с адресом karelinform@gmail.com для размещения информации о деятельности поселения не может свидетельствовать о соблюдении установленного порядка размещения информации о деятельности органа местного самоуправления, поскольку в силу требований, содержащихся в ст.1, 10 Федерального Закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. соответствующая информация должна быть размещена либо на официальном сайте органа местного самоуправления - т.е. сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащем информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления.

В соответствии со сложившейся правоприменительной практикой под доменным именем понимается уникальное символьное имя, предназначенное для идентификации ресурсов в сети Интернет и выделенное в рамках системы адресации, которая признана национальной администрацией связи в качестве стандартной для использования в сети Интернет.

Учитывая, что ответчику не принадлежит доменное имя karelinform@gmail.com, а соответствующая информация на нем размещается Администрацией поселения не самостоятельно, которая фактически не обладает редакционной, а лишь направляется правообладателю данного Интернет-ресурса для размещения на нем (что не опровергалось ответчиком) суд находит, что указанный сайт не может рассматриваться в качестве официального сайта Администрации Красноборского сельского поселения.

Что касается сведений, размещаемых на сайте Администрации Пудожского муниципального района, то из пояснений прокурора, а также сведений представленных в материалах дела следует, что информация, предусмотренная ст.13 Федерального Закона №8-ФЗ от 09.02.2009г. в полном объеме там не размещена. Доказательств обратного сторонами не представлено.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.

При определении срока, в течение которого необходимо разместить информацию о деятельности Администрации Красноборского сельского поселения в сети Интернет, суд учитывает, что поскольку в настоящее время ответчиком произведено частичное размещение информации и при отсутствия возражений со стороны ответчика относительно предлагаемого срока, суд считает заявленный прокурором срок - в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу, разумным и достаточным для исполнения решения суда.

В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

            Исковые требования прокурора удовлетворить.

            Обязать Администрацию МО «Красноборского сельское поселение» разместить в сети Интернет сведения, предусмотренные ст.13 Федерального закона №8 - ФЗ от 09.02.2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу.      

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                       подпись                                     Точинов С.В.