решение по иску Жвирко И.А. к ОАО `Сбербанк России` о применении последствий недействительности ничтожной сделки, взыскании денежных средств, проценток за пользование чужими денежными средствами



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        07 июня 2011 года                                                                              г.Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Юшковой С.П.,

при секретаре Мишуковой Н.В.,

с участием истца Жвирко И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жвирко И.А. к ОАО «Сбербанк России» о применении последствий недействительности ничтожной сделки и взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами,

у с т а н о в и л :

Жвирко И.А. обратилась в суд с иском к ОАО «Сбербанк России» <данные изъяты> по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком заключен кредитный договор , пунктом 3.1 которого предусмотрена уплата заемщиком кредитору единовременного платежа за обслуживание ссудного счета в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между ней и ответчиком заключен кредитный договор , пунктом 2.1 которого предусмотрена уплата заемщиком кредитору единовременного платежа за обслуживание ссудного счета в размере <данные изъяты> руб. Указанные суммы уплачены ею в полном объеме в день получения денежных средств по кредитным договорам. Ответчик, предоставляя кредит, одновременно и в обязательной зависимости от предоставления кредита, понудил заемщика на уплату комиссионного вознаграждения банку за обслуживание ссудного счета. Без уплаты комиссии кредит не был бы предоставлен. При таких обстоятельствах указанные условия договора, как ущемляющие права потребителя, являются недействительными в силу ничтожности, срок исковой давности по ним в соответствии с п.1 ст.181 ГК РФ равен 3 годам. В соответствии со ст.166 ГК РФ ничтожная сделка не требует признания ее таковой судом, поскольку сделка не соответствует закону и является недействительной с момента ее совершения. Просила применить последствия недействительности ничтожной сделки в части п.3.1 кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, п.2.1 кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ и взыскать в её пользу уплаченные денежные суммы в размере <данные изъяты> рублей, перечислив сумму на счет сберегательной книжки.

Истица в судебном заседании иск поддержала по изложенным в нем основаниям, уточнила заявленные требования и просила применить последствия недействительности ничтожной сделки в части кредитных договоров, предусматривающих уплату тарифа за ведение ссудных счетов, и взыскать в её пользу уплаченную комиссию за ведение ссудных счетов без указания на перечисление суммы на счет.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, возражений по иску не представил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем применения последствий недействительности ничтожной сделки.

В силу п. 1 ст. 819 ГК РФ по кредитному договору банк или иная кредитная организация обязуются предоставить денежные средства заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты за нее.

Согласно ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем, продавцом) в полном объеме. Запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме.

Судом установлено, что между истицей и ОАО «Сбербанк России» ДД.ММ.ГГГГ заключен кредитный договор , пунктом 3.1 которого предусмотрена уплата заемщиком кредитору единовременного платежа за обслуживание ссудного счета в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между истицей и ответчиком заключен кредитный договор , пунктом 2.1 которого предусмотрена уплата заемщиком кредитору единовременного платежа за обслуживание ссудного счета в размере <данные изъяты> руб. Указанные суммы были уплачены истицей, что подтверждается представленным ею кассовым ордером, ответчиком не оспаривается.

Истец оспаривает условия кредитного договора в части взимания комиссионного вознаграждения за ведение и обслуживание ссудного счета, указывая на несоответствие их требованиям действующего законодательства.

Согласно Положению "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденному Банком России 26.03.2007 г. N 302-П, условием предоставления и погашения кредита (кредиторская обязанность банка) является открытие и ведение банком ссудного счета. Ссудные счета не являются банковскими счетами и используются для отражения в балансе банка образования и погашения ссудной задолженности, то есть операций по предоставлению заемщикам и возврату ими денежных средств (кредитов) в соответствии с заключенными кредитными договорами. Таким образом, открытие и ведение ссудного счета нельзя рассматривать как самостоятельную банковскую услугу.

Установление и взимание комиссии за открытие и ведение ссудного счета нормами ГК РФ, Законом "О защите прав потребителей", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не предусмотрено и, как следствие, ущемляет установленные законом права потребителей.

При таких обстоятельствах суд признает недействительными условия кредитных договоров, устанавливающие комиссию за открытие и ведение ссудного счета, поскольку они противоречат требованиям гражданского законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

Судом установлено, что кредитные договоры заключены между сторонами ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, то есть исковое заявление подано до истечения трехлетнего срока исковой давности.

Таким образом, требования истца о применении последствий недействительности ничтожной сделки в части взимания комиссии за ведение ссудного счета по кредитным договорам подлежат удовлетворению.

        В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Пудожского муниципального района РК.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

                           решил:

Иск удовлетворить.

Применить последствия недействительности ничтожной сделки в части п.3.1 кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ, а также в части п.2.1 кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ и взыскать с ОАО «Сбербанк России» <данные изъяты> в пользу Жвирко И.А. неосновательно полученные денежные средства за ведение ссудных счетов в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать с ОАО «Сбербанк России» <данные изъяты> в бюджет Пудожского муниципального района Республики Карелия государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

        Судья                                                                           С.П.Юшкова