исковое заявление Стерлихина В.П, о признании права собственности на жилое помещение



2ДД.ММ.ГГГГР Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 февраля 2011 года г.Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Точинова С.В.,

с участием истца Стерлихина В.П.,

при секретаре Ханаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стерлихина В.П. о признании права собственности,

УСТАНОВИЛ:

Стерлихин В.П. обратился в суд с исковым заявлением в котором указал, что в соответствии с договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным им со ФИО3, удостоверенным нотариусом Пудожского округа РК ДД.ММ.ГГГГ, реестровый номер ДД.ММ.ГГГГ, он является собственником <адрес>, расположенной в <адрес> по ул.К/Маркса <адрес> Карелия. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанную квартиру. ДД.ММ.ГГГГ он получил сообщение о приостановлении государственной регистрации права собственности на указанную квартиру, где было указано, что указанный договор дарения не имеет отметки о регистрации договора в Исполнительном комитете районного, городского (сельского) Совета народных депутатов по месту нахождения квартиры в порядке ст.239 ГК РСФСР. В случае непредставления документа, подтверждающего, что указанный договор дарения прошел определенную законодательством регистрацию, истцу может быть отказано в государственной регистрации права. Автором иска также указано, что поскольку указанный договор дарения находился по волеизъявлению у матери (дарителя), а также в силу недостаточного знания норм действующего законодательства, он не прошел регистрацию договора в Исполнительном комитете районного, городского (сельского) Совета народных депутатов, в связи с чем на указанном договоре не имеется соответствующей отметки. ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была зарегистрирована за ним в ГУП РК РГЦ «Недвижимость» по реестру №. Он добросовестно, открыто и непрерывно владел указанной квартирой как собственным недвижимым имуществом, осуществлял права и обязанности собственника. Факт ее дарения и вступления его в права собственника подтверждается имеющимися у него документами. Иных лиц, оспаривающих его права, не имеется. Просил признать за ним право собственности на указанную квартиру.

В судебном заседании истец поддержал свои требования по изложенным основаниям. Дополнительно пояснил, что ранее квартира принадлежала его маме, которая приватизировала ее в 1994г. После оформления договора дарения на квартиру в 1995г. все документы остались у мамы, которая унесла их себе домой. Договор дарения не регистрировался, тогда как нотариус, оформлявший его, сказал истцу, что он является полноправным владельцем квартиры. В 1999г. иск, поданный по инициативе сестер истца, о признании договора дарения недействительным, судебным решением был оставлен без удовлетворения. После смерти матери истца в 2006г. наследственное имущество никто не принимал. Супруга истца ходила с документами на квартиру в ГРЦ «Недвижимость», где в технический паспорт внесли сведения, что он является собственником квартиры. С 1995 года истец платил налог за квартиру. Истец обратился в суд, чтобы иметь возможность зарегистрировать право собственности на квартиру.

Представитель ответчика - Администрации Пудожского городского поселения в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом. В письменном ходатайстве ответчик просил рассматривать дело в свое отсутствие, указал, что возражений по заявленным требованиям не имеет.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения гражданского дела уведомлен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление третье лицо указало, что в Едином государственном реестре прав отсутствует запись о государственной регистрации прав на спорную квартиру. Истец обратился в Медвежьегорский отдел Управления с заявлением о государственной регистрации права собственности на данную квартиру, им был представлен договор дарения вышеуказанной квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный нотариусом Пудожского округа РК, номер в реестре ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ По результатам правовой экспертизы было принято решение о приостановлении государственной регистрации права собственности заявителя на вышеуказанную квартиру, поскольку в соответствии с п.3 ст.257, ст. 239 Гражданского кодекса РСФСР договор дарения должен быть также зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов. На представленном на государственную регистрацию договоре дарения от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует надпись о регистрации договора в Республиканском государственном центре "Недвижимость". Следовательно, требования ст. 239 ГК РСФСР сторонами договора соблюдены не были. Из приложенной к иску справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГУП РК РГЦ "Недвижимость", следует, что запись в реестре объектов капитального строительства ГУП РК РГЦ "Недвижимость" на <адрес>, в <адрес> в <адрес> сделана ДД.ММ.ГГГГ Функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с ДД.ММ.ГГГГ возложены на органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Просило рассмотреть дело без участия своего представителя, оставив вопрос об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как было установлено п.3 ст.257 Гражданского кодекса РСФСР (далее -ГК РСФСР), утратившей силу 01.03.1996г., договоры дарения жилого дома (части дома) должны быть заключены в форме, установленной ст. 239 ГК РСФСР.

Согласно ст.239 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в городе, рабочем, курортном или дачном поселке должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин, и зарегистрирован в исполнительном комитете районного, городского Совета народных депутатов. Договор купли-продажи жилого дома (частидома), находящегося сельском населенном пункте, должен быть совершен письменной форме и также зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета народных депутатов. Несоблюдение правил настоящей статьи влечет недействительность договора.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 30.11.1994 N52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Согласно ст.12 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) иск о признании права собственности является способом защиты гражданских прав. При этом, по смыслу закона, признание права в судебном порядке осуществляется в исковом производстве, основной чертой которого является наличие спора о праве.

В соответствии с п.2 ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Статьей 223 ГК РФ установлено, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст.219 ГК РФ).

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

Согласно пункту 6 статьи 33 названного Закона он применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие (30.01.1998г.).

Как установлено п.1 ч.6 Закона №122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

В судебном заседании нашло подтверждение исследованными материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор дарения, удостоверенный нотариусом Пудожского округа РК, в соответствии с которым ФИО3 передала, а Стерлихин В.П. принял в качестве дара <адрес>, расположенную в <адрес> по ул.<данные изъяты> г.Пудожа Республики Карелия. Как следует из текста договора, он подготовлен нотариусом, за что им взималась пошлина. Также договором предусмотрено, что он подлежит регистрации в Республиканском государственном центре «Недвижимость» республики Карелия.

ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается записью акта о смерти ОЗАГС Пудожского района

Согласно ответа нотариуса Пудожского нотариального округа РК, наследственных дел к имуществу умершей ФИО3 не заводилось.

В техническом паспорте спорной квартиры, ГУП РК РГЦ «Недвижимость» указано о гашении записи о прежнем собственнике ФИО3, указано о регистрации право собственности за истцом на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ

По информации ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в реестре объектов капительного строительства ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 зарегистрирована <адрес>, находящаяся по адресу: <адрес>.

Как следует из платежного извещения налоговой службы истец в 1995г. был признан плательщиком налога в соответствии Законом РФ от 07.12.1991 №1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", в отношении указанной квартиры.

Решением Пудожского федерального районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 было отказано в удовлетворении исковых требований о признании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ недействительным. Судом указывалось, что оснований для отмены договора или признания данной сделки недействительной не имеется.

В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Кроме того, допрошенная в качестве свидетеля С. показала, что после приватизации и оформления договора дарения квартиры на истца все документы хранились у ее свекрови - ФИО3, которые забрали лишь после смерти последней в 2006г. Тогда же свидетель с ними ходила с ними в РГЦ «Недвижимость», где ей сказали, что истец владельцем квартиры и удостоверили это печатью в техническом паспорте. Оснований не доверять показаниям данного свидетеля суд не усматривает, поскольку они согласуются с иными материалами дела.

На основании вышеизложенного, с учетом совокупности исследованных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии у истца реальной возможности к регистрации к регистрации договора дарения после его заключения в установленном для этого порядке и, при отсутствии в настоящее время спора о праве с иными лицами, находит достоверно установленным факт приобретения в собственность спорной квартиры Стерлихиным В.П., в связи с чем его иск подлежит удовлетворению.

Суд освобождает от обязанностей ответчика - Администрацию Пудожского городского поселения, поскольку ее действиями и решениями не нарушались какие-либо права и интересы истца, являвшиеся предметом рассмотрения настоящего дела, в связи с чем, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение настоящего дела подлежат возложению на истца, который уплатил ее при обращении в суд.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить. Признать за Стерлихиным В.П. право собственности в отношении <адрес>, расположенной в <адрес> по ул.<адрес> <адрес> Карелия.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья: Точинов С.В.