устранение нарушений законодательства



Дело 2 - 221/2010

Р Е Ш Е Н И ЕИ М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

02 июля 2010 года г. Пучеж, Ивановской области

Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой Н.А., при секретаре Макарычевой О.В., с участием представителя истца Большаковой Г.М., представителей ответчика Фокиной Н.А. и Разживина А.Н., представителя ГИМС МЧС России Ивановской области по Пучежскому инспекторскому участку Зубова В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску прокурора Пучежского муниципального района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пучежского городского поселения Ивановской области о понуждении к устранению нарушений законодательства Российской Федерации об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья,

у с т а н о в и л:

В обоснование иска прокурором указано, что в нарушение требований законодательства Российской Федерации об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, администрация Пучежского городского поселения не организовала дежурство спасателей с маломерным судном на время купального сезона в месте массового отдыха населения на воде, расположенном на реке Волга, что создает угрозу жизни и здоровью населения.

В судебном заседании представитель истца Большакова Г.М. поддержала исковые требования, просила суд обязать администрацию Пучежского городского поселения организовать дежурство спасателей с маломерным судном на время купального сезона в месте массового отдыха населения на воде, расположенном на реке Волга в г. Пучеже ул. Революционная.

Представители ответчика Фокина и Разживин требования прокурора не признали, пояснив, что муниципальное образование не обладает достаточными денежными средствами для организации дежурств в месте массового отдыха населения на воде, которое не имеет статуса пляжа. В бюджете муниципального образования денежные средства на указанные цели не заложены, кроме того, указанные обязанности входят в круг обязанностей федеральных спасательных служб.

Представитель третьего лица ГИМС МЧС России Ивановской области по Пучежскому инспекторскому участку Зубов В.Ю.в судебном заседании требования прокурора поддержал, пояснив, что выносил в адрес администрации предписание о необходимости организовать дежурство спасателей на время купального сезона, которое было оставлено без внимания.

Заслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ "Состав земель поселений и зонирование территорий" земельные участки общего пользования, занятые водными объектами и пляжами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Использование водных объектов для отдыха, купания и удовлетворения иных личных нужд в настоящее время определяется Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23 декабря 1988 года N 351 "Об утверждении Правил охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей".

На водных объектах для предупреждения несчастных случаев и оказания помощи терпящим бедствие на воде в период купального сезона выставляются спасательные посты.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года №68 - ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, в соответствии со ст. 14 ФЗ №131 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении, ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно п.п.8,15,26 ст.9 Устава Пучежского городского поселения к вопросам местного значения городского поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского поселения, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация благоустройства мест массового отдыха населения, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Место массового отдыха населения на воде, расположенное на реке Волга в г. Пучеже ул. Революционная находится в границах территории Пучежского городского поселения (Закон Ивановской области «О городском и сельских поселениях в Пучежском муниципальном районе № 49-ОЗ от 25 февраля 2005 г., п.п.1 п. 6 Устава Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области)

В соответствии с водным законодательством Российской Федерации (приказ Министерства Жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 23 декабря 1988 года № 351 «Об утверждении правил охраны жизни людей на внутренних водоемах РСФСР и прибрежных участках морей») к водным объектам относятся пляжи, купальни, плавательные бассейны и другие организованные места купания, переправы, наплавные мосты, а также места массового отдыха населения, туризма и спорта на водоемах, в связи с чем ссылка представителей администрации на то, что поскольку территория массового отдыха населения на воде не имеет статуса пляжа и поэтому требования прокурора не подлежат удовлетворению, не может быть принята во внимание.

Оценивая ссылку представителей ответчика о том, что земли, где находится место массового отдыха населения, не отнесены к землям поселения, суд учитывает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 50 ФЗ №131 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обособленные водные объекты на территории поселения находятся в собственности муниципального образования.

Исходя из норм ст. ст. 35-39 Водного Кодекса РФ и ст. 102 Земельного кодекса РФ обособленные водные объекты за исключением тех, что находятся в собственности РФ или субъекта РФ и предназначенные для муниципальных служб, находятся в муниципальной собственности.

Из вышеобозначенных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельного, Водного и Лесного кодексов РФ следует, что муниципальным образованиям на праве собственности могут принадлежать любые земельные участки, водные объекты безотносительно к их функциональной принадлежности.

Статья 6 (часть 3) ВК, к которой отсылает часть 1 ст.50 ВК РФ, устанавливает, что использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством, а также исходя из устанавливаемых ОМС правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

От имени муниципальных образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления, в том числе администрации поселений.

Согласно п.1.6 Постановления Правительства Ивановской области от 11 марта 2009 г. № 54-п «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах в Ивановской области» водопользователи, осуществляющие пользование водным объектом или его частью в рекреационных целях, несут ответственность за безопасность людей на предоставленных им для этих целей водных объектах или их частях. Первая медицинская помощь пострадавшим на водных объектах оказывается гражданами в порядке взаимопомощи с использованием подручных средств, а также спасателями и сотрудниками милиции с использованием табельного имущества.

Оказание доврачебной помощи осуществляется медицинскими работниками спасательных станций и выездными бригадами станций и отделений скорой медицинской помощи. (п.1.13 указанных Правил)

На период купального сезона водопользователи (владельцы пляжей) должны организовать развертывание на пляжах спасательных постов с необходимыми плавсредствами, оборудованием, снаряжением, медицинским имуществом и обеспечить дежурство спасателей этих постов для предупреждения несчастных случаев с людьми и оказания помощи терпящим бедствие на водных объектах. Эти спасатели должны иметь допуск к спасательным работам на пляжах, выданный в установленном органом местного самоуправления муниципального образования Ивановской области порядке. Расписание работы спасательного поста (дежурства спасателей) устанавливается владельцем пляжа по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (п.2.3 Правил).

Контроль за работой спасательных постов осуществляют водопользователи (владельцы пляжей), органы местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области.

Указания государственных инспекторов по маломерным судам, спасателей, сотрудников милиции в части обеспечения безопасности людей и поддержания правопорядка на пляжах и в местах массового отдыха являются обязательными для водопользователей (владельцев пляжей) и граждан (п.3.2.Правил)

По результатам проведенных проверок ГИМС в отношении ответчика было вынесено предписание о необходимости организовать дежурство спасателей на время купального сезона.

Однако принятые меры оказались недостаточными, администрация нарушения законодательства об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, не устранила.

При таких обстоятельствах, администрация в нарушение вышеуказанных норм законодательства об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, не обеспечила должным образом организацию охранных мероприятий на реке Волга, поэтому исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителей ответчика об отсутствии финансирования на организационные мероприятия, отсутствие материальной базы, используемой на указанные цели, не основаны на законе.

На основании изложенного,

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Пучежского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пучежского городского поселения Ивановской области о понуждении к устранению нарушений законодательства Российской Федерации об осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья, удовлетворить.

Обязать администрацию Пучежского городского поселения Ивановской области организовать дежурство спасателей с маломерным судном на время купального сезона в месте массового отдыха населения на воде, расположенном на реке Волга в г. Пучеже ул. Революционная.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд путем подачи жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Федеральный судья: Н. А. Овчинникова