о возложениии обязаннности разработать проекты санитарно-защитных зон



Дело № 2-272/10

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2010 года г. Пучеж Ивановской области

Пучежский районный суд Ивановской области в составе: председательствующего судьи Касаткина А.Л.,с участием представителя ответчика - председателя СПК Л.П. Мугаева М.А., при секретаре Спиричевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к СПК Л.П. о возложении обязанности разработать проекты санитарно-защитных зон артезианских скважин, расположенных в ...,

у с т а н о в и л:

Ивановский межрайонный прокурор Корнилов Е.И. обратился в суд с иском к СПК Л.П. в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности разработать проекты санитарно-защитных зон артезианских скважин, расположенных ...

В своем исковом заявлении истец указал, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности СПК Л.П. при подаче питьевой воды населению Пучежского муниципального района Ивановской области.

В ходе проверки установлено, что СПК Л.П. осуществляет эксплуатацию 4 артезианских скважин, расположенных в ...

Указанные скважины эксплуатируются без проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения.

В соответствии с законодательством РФ для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются согласованные с органом, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составления ее поясов, план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждения загрязнения источника, правила и режим хозяйственного использования территории трех поясов зон санитарной охраны.

Проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатывается одновременно с последним.

Хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа презумпции потенциальной экологической опасности осуществляемой хозяйственной деятельности, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным последствиям.

Таким образом, вышеуказанные нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны СПК Л.П. при эксплуатации источников питьевого водоснабжения нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В связи с чем, просит суд обязать СПК Л.П. разработать проекты санитарно-защитной зоны артезианских скважин, расположенных в ...

В судебное заседание истец или его представитель не явились, в суд сообщили о невозможности участия в процессе из-за отсутствия денежных средств на приобретение бензина для прибытия в Пучежский районный суд, в связи с чем, просят отложить судебное заседание.

Представитель Ответчика председатель СПК Л.П. М. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме, согласен рассмотреть дело в отсутствии истца, при этом пояснил, что на балансе СПК Л.П. находятся четыре артезианских скважин: по одной в .... В настоящее время проекты санитарных зон отсутствуют. В настоящее время предпринимаются меры к разработке проектов санитарно-защитной зоны артезианских скважин, которые будут разработаны до 15 декабря 2010 года.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд считает отсутствие денежных средств на приобретение бензина для прибытия в ... суд неуважительной причиной неявки в судебное заседание, в связи с чем, рассматривает дело в отсутствии истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Заявление истца о необходимости отложения судебного заседания для оформления доверенности на представление интересов Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры сотрудниками прокуратуры Пучежского района Ивановской области суд считает необоснованным, поскольку согласно имеющемуся в материалах дела почтовому уведомлению природоохранная прокуратура была извещена о дате судебного заседания 23.08.2010 года, поэтому имела достаточный период времени для оформления вышеуказанной доверенности.

Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд принимает признание иска ответчиком и разъясняет ответчику последствия признание иска и принятие его судом.

В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При вынесении решения и принятия признания иска ответчиком суд руководствовался следующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обеспечение права на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 года № 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.

В соответствии с п. 1.3 Санитарных правил и норм "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 года № 10, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В силу п. 1.4 указанных правил, зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в зане санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п. 1.11 указанных правил, проект зоны санитарной охраны должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.

Согласно ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 года № 53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов - нормативных правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Статьей 3 ФЗ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, а также принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.

Таким образом, нарушение СПК Л.П. природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при эксплуатации четырех источников питьевого водоснабжения нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о необходимости возложения на СПК Л.П. обязанности разработать проекты санитарно-защитных зон четырех артезианских скважин, расположенных в ...

С учетом материального положения ответчика, а также времени, необходимого для разработки проектов санитарно-защитных зон четырех артезианских скважин, суд считает разумным сроком для устранения нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства РФ до 15 декабря 2010 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Ивановского межрайонного природоохранного прокурора о понуждении СПК Л.П. разработать проекты санитарно-защитных зон четырех артезианских скважин, расположенных в ... - удовлетворить.

Обязать СПК Л.П. разработать проекты санитарно-защитных зон артезианских скважин, расположенных в д... в срок до 15 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд путем подачи жалобы в течение десяти дней с момента вынесения.

Судья А.Л. Касаткин