Дело № 2 - 434/ 2011 год Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 25 октября 2011 года г. Пучеж Ивановской области Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой Н.А., при секретаре Блиновой И.Н., с участием истца МНЛ, представителя ответчика УНА, представителя третьего лица СЮВ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МНЛ к областному государственному учреждению «Пучежский центр занятости населения» о признании отказа ОГУ «Пучежский центр занятости населения» незаконным и обязании ОГУ «Пучежский центр занятости населения» оформить предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости у с т а н о в и л: 31 октября 2008 МНЛ была уволена с должности билетного кассира ОАО «Автомобилист» по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ по сокращению численности штата работников. ОГУ «Пучежский центр занятости населения» она была поставлена на учет и признана безработной. В связи с тем, что подходящая работа для трудоустройства ей не предлагалась и не представлена, а возможности для трудоустройства у ответчика не имеется, она обратились в ОГУ «Пучежский центр занятости населения» с письменным заявлением о досрочном оформлении пенсии по старости, так как она имеет необходимый стаж работы, с последнего места работы уволена по сокращению численности штатов, признана безработной. В связи с тем, что в оформлении предложения о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано без законных на то оснований, просила признать отказ ОГУ «Пучежский центр занятости населения» незаконным и обязать ОГУ «Пучежский центр занятости населения» оформить предложение о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. В судебном заседании истица требования поддержала по основаниям заявления. Представитель ответчика иск не признал, пояснив, что направление на досрочную пенсию в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» не является правом безработного гражданина, не относится к числу гарантированных государством мер социальной поддержки безработных граждан и является мерой исключительного характера. Представитель третьего лица СЮВ не возражал против удовлетворения требований истицы, предоставил суду справку о наличии у истицы необходимого страхового стажа для назначения пенсии по старости. Суд, выслушав стороны, судебные прения, исследовав материалы дела, приходит к следующему. Правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно основываться на требованиях Конституции Российской Федерации, гарантирующей гражданам как свободу труда и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, так и права на защиту от безработицы (статья 37, части 1 и 3) и на социальное обеспечение (статья 39, часть 1), и обеспечивать лицам, временно лишившимся работы и, следовательно, заработка, трудового дохода, эффективную государственную защиту, направленную на поддержание минимально необходимого для удовлетворения жизненно важных потребностей уровня материального достатка и на содействие в трудоустройстве, на равных основаниях (ст. 19, части 1 и 2). Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 22.10.2009 N 15-П отметил, что федеральный законодатель, учитывая особенности положения на рынке труда граждан предпенсионного возраста, как наиболее подверженных риску безработицы и утраты в связи с потерей работы источника средств к существованию, предусмотрел в системе мер социальной поддержки безработных граждан такую меру, как возможность досрочного выхода на пенсию. В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Пунктом 4 Постановления Минтруда РФ от 14 июня 2001 г. N 48 «Об утверждении порядка работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения по оформлению гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно» установлено, что пенсия по старости (по возрасту) на общих основаниях оформляется досрочно не ранее чем за два года до предусмотренного законодательством Российской Федерации срока выхода на пенсию, в частности, женщинам - по достижении 53 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет. В силу п. 1 ст. 4 Закона РФ N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г., подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Из карточки персонального учета граждан, ищущих работу, приобщенной к материалам дела усматривается, что истице вакансии не предлагались. В суде установлено, что МНЛ была уволена с должности билетного кассира ОАО «Автомобилист» по сокращению штатов с 31.10.2008, с 05.11.2008 зарегистрирована в ГУ Пучежский Центр занятости населения» в качестве безработной. Трудоустроена не была. Достигла возраста 53 лет. Имеет необходимый страховой стаж. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами. Оценивая ссылку представителя ответчика на отсутствие активности МНЛ в поиске работы, как на основание отказа в удовлетворении ее требований, суд отмечает, что она не основана на законе. На основании анализа норм материального права и оценки представленных доказательств, в частности, копии личного дела безработной, районный суд пришел к выводу о том, что подходящая работа согласно п. 4 ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» истице не предлагалась, на момент обращения к ответчику с заявлением о досрочном оформлении на пенсию по старости и рассмотрения ответчиком данного заявления имелись предусмотренные законом условия для реализации истицей права назначения пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск МНЛ к областному государственному учреждению «Пучежский центр занятости населения» удовлетворить. Признать отказ ОГУ «Пучежский центр занятости населения» в оформлении предложения о досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным и обязать ОГУ «Пучежский центр занятости населения» оформить предложение о назначении досрочной трудовой пенсии по старости Расходы по оплате государственной пошлины по делу оставить за истцом. Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Федеральный судья: Н.А. Овчинникова