О взыскании недоимки по транспортному налогу



        Дело № 2-449/2011

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

        25 октября 2011 года                                                 г. Пучеж, Ивановской области

        Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Овчинниковой Н.А., при секретаре Блиновой И.Н., с участием представителя истца Смирновой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

        по иску межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ивановской области к Груничевой Любови Николаевне о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени по налогу,

у с т а н о в и л:

        Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы Росси № 7 по Ивановской области (далее инспекция) обратилась в суд с иском к Груничевой Л.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени.

        В обоснование иска истец указал, что в адрес ответчика было направлено уведомление № 13758, а впоследствии, налоговое требование об уплате транспортного налога в сумме 13864 рубля и пени в сумме 89 рублей 42 копейки за принадлежащие ответчику транспортные средства.

        Сведения об оплате задолженности ответчиком в МИФНС России № 7 по Ивановской области не поступали.

        Представитель истца Смирнова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что 8 июля 2008 года ответчице было направлено налоговое уведомление № 6588 о необходимости уплатить налог на автомобиль ГАЗ 322131 МА 09737, позднее в уведомлении № 13758 содержался перерасчет налоговой суммы с учетом уточнения статуса автомобиля. Просила взыскать с ответчицы сумму задолженности по транспортному налогу и пени, указанную в исковом заявлении.

        Ответчик Груничева Л.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте заседания извещена телефонограммой, заявление об отложении рассмотрения дела в суд не представила, суд на основании ч.4 ст. 167 ГПК РФ определяет рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

        Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

        Сроки и порядок уплаты транспортного налога установлены Законом Ивановской области от 28.11.2002 N 88-ОЗ «О транспортном налоге».

        В соответствии с Законом Ивановской области от 28.11.2002 N 88-ОЗ «О транспортном налоге» (в ред. от 8.11.2010) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления не позднее 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

        Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

        В соответствии с ч. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

        Согласно ч. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

        Судом установлено, что налоговое уведомление об оплате налога за 2008 год, 2009 год направлялось истцом ответчику 4.12.2010 года, то есть к моменту когда, установленные Законом Ивановской области сроки, в данном случае не позднее 01 февраля 2009 года, 01 февраля 2010 года истекли.

        Возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока нормами НК РФ не предусмотрена.

        В силу п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

        Согласно ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

        Требование об уплате налога за 2008 г., 2009 г. ответчику было направлено позднее установленных законом сроков.

        Доказательств, позволяющих прийти к выводу об отсутствии у налогового органа возможности своевременно направить налоговое уведомление и налоговое требование, представителем истца не представлено.

        Ссылка представителя истца на право налогового органа произвести уточнение ранее исчисленного транспортного налога исходя из положений п. 3 ст. 363 НК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2009 г. N 283-ФЗ), согласно которым налогоплательщики, указанные в абзаце первом этого пункта (т.е. являющиеся физическими лицами и уплачивающие транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом), уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором данного пункта не может быть принята во внимание.

        Указанные положения закона подлежат применению во взаимосвязи с иными нормами налогового законодательства, устанавливающими сроки направления налогового уведомления.

При этом Налоговый кодекс не содержит норм, предусматривающих возможность направления налогового уведомления по истечении установленного срока, а также порядок и сроки такого направления.

Не предусмотрена Кодексом и возможность направления налогоплательщикам повторных требований или уведомлений, такая возможность предполагала бы искусственное увеличение установленных сроков принудительного взыскания.

Таким образом, суд делает вывод о том, что МИФНС России № 7 по Ивановской области на дату обращения с настоящим иском в суд 10.10.2011 г. утратила право на принудительное взыскание задолженности по транспортному налогу за 2008 г., 2009 г.

При этом нарушение налоговым органом срока направления уведомления и требования не может повлечь изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога.

        Оценивая ссылку представителя истца на факт несвоевременного направления информации об автомобилях, принадлежащих Груничевой регистрирующим органом в МИ ФНС, суд отмечает, что негативные последствия нарушения сроков направления названных сведений в налоговые органы не могут быть возложены на налогоплательщика и повлечь взыскание с него налога с нарушением установленной процедуры.

        В силу ст. ст. 85 и 362 НК РФ обязанность сообщать в налоговые органы о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с учета (п. 4), как и обязанность сообщить в налоговый орган такие сведения по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года (п. 5), лежит на органах, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.

Нормативное регулирование, обеспечивающее возможность налоговому органу получить указанные сведения, имелось. То обстоятельство, что обязанность по направлению достоверных вышеуказанных сведений в 10-дневный срок не была исполнена регистрирующим органом своевременно, не является основанием для изменения установленных налоговым законодательством сроков направления налогоплательщику уведомления, требования об уплате налога, как не предусмотренное законом.

        На основании изложенного,

        руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

        В удовлетворении исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Ивановской области кГруничевой Любови Николаевне о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени по налогу отказать.

        Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд путем подачи жалобы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

        Федеральный судья:                                            Н.А. Овчинникова