Решение об отказе в понуждении к назначению муниципальной пенсии за выслугу лет



        

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

        07 июня 2012 года                                                                  г. Пучеж Ивановской области

        Пучежский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Ефимычева А.Н., при секретаре Блиновой И.Н., с участием истца Г.М.В., представителей ответчика С.В.А., В.С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

        по иску Г.М.В. к администрации Пучежского муниципального района о понуждении к назначению муниципальной пенсии за выслугу лет,

у с т а н о в и л:

        Г.М.В. обратилась в суд с иском к администрации Пучежского муниципального района об отмене решения главы администрации об отказе в назначении пенсии за выслугу лет по муниципальному пенсионному обеспечению и назначении такой пенсии на основании Положения «О пенсионном обеспечении граждан, проходивших муниципальную службу в органах местного самоуправления Пучежского муниципального района».

        В обоснование иска указала на то, что администрация Пучежского муниципального района отказала ей в назначении пенсии за выслугу лет, как муниципальному служащему, поскольку основания ее увольнения с муниципальной службы не соответствуют основаниям увольнения, указанным в Положении «О пенсионном обеспечении граждан, проходивших муниципальную службу в органах местного самоуправления Пучежского муниципального района», утвержденном решением Совета Пучежского муниципального района от 31 марта 2011 г. № 88. При этом указала, что с 01 апреля 2005 г. является получателем пенсии по старости. Стаж ее работы на муниципальной службе на указанную дату составил более требуемых 15 лет. С соответствующим заявлением о назначении пенсии за выслугу лет обратилась 11 марта 2012 г. Полагает отказ в назначении ей пенсии за выслугу лет необоснованным, поскольку фактически была уволена с муниципальной службы по сокращению штата.

        В судебном заседании истец Г.М.В. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям заявления.

        Представители ответчика С.В.А. и В.С.Л. с иском не согласились, ссылаясь на то, что порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих определен Положением «О пенсионном обеспечении граждан, проходивших муниципальную службу в органах местного самоуправления Пучежского муниципального района», утвержденном решением Совета Пучежского муниципального района от 31 марта 2011 г. № 88. Истец уволена с муниципальной службы по ст. 25 КЗоТ РФ по инициативе работника в порядке перевода, а данное основание увольнения даже при наличии необходимого стажа муниципальной службы не дает право на получение пенсии за выслугу лет.

        Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

        В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

        Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

        В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов.

        В силу ст. 24 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта РФ соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта РФ.

        Статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлено, что условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъекта Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

        Решением Совета Пучежского муниципального района второго созыва от 31 марта 2011 года № 88 утверждено Положение «О пенсионном обеспечении граждан, проходивших муниципальную службу в органах местного самоуправления Пучежского муниципального района».

        Из условий части первой статьи третьей настоящего Положения следует, что пенсия за выслугу лет назначается лицам, которые имеют стаж муниципальной службы 15 лет и уволены с данной службы по основаниям, предусмотренным в этой части, в том числе в связи с ликвидацией или реорганизацией органов местного самоуправления. При этом перечень указанных оснований является исчерпывающим. Данный перечень не содержит такого основания освобождения от занимаемой должности, как перевод работника с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию.

        Как установлено судом и не оспаривалось сторонами, Г.М.В. является получателем пенсии по старости с 01 апреля 2005 г. и имеет стаж муниципальной службы на указанную дату более 15 лет. При обращении 11 марта 2012 г. в администрацию Пучежского муниципального района с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет Г.М.В. получила отказ в назначении такой пенсии.

        Из материалов дела видно, что 29 июня 2001 г. Г.М.В. освобождена от должности ведущего специалиста отдела социальной защиты населения администрации Пучежского района в порядке перевода в Управление Пенсионного Фонда РФ в Пучежском районе.

        Доводы истицы о том, что работодателем неправильно указано основание увольнения, а также то, что фактически она уволена в связи с реорганизацией органов местного самоуправления, являются ошибочными.

        В соответствии с записью в трудовой книжке от 29 июня 2001 г., сделанной на основании приказа № 26 от 29 июня 2001 г., Г.М.В. освобождена от должности ведущего специалиста отдела социальной защиты населения администрации Пучежского района в порядке перевода в Управление Пенсионного Фонда в Пучежском районе, то есть фактически по п.5 ст. 29 КЗоТ РФ, действовавшего на момент увольнения.

        Согласно положений ст. 29 указанного Кодекса, перевод работника, с его согласия, на другое предприятие, в учреждение, организацию, - является самостоятельным основанием прекращения трудового договора, отличным от такого основания, как расторжение трудового договора по инициативе администрации, в том числе в случае ликвидации предприятия, учреждения, организации (п.4 ст. 29, п.1 ст.33 КЗоТ РФ).

     Как установлено в ходе судебного разбирательства, истица не заявляла отказ от перевода в Управление Пенсионного Фонда в Пучежском районе, при ее увольнении реорганизация органов социальной защиты администрации Пучежского района не производилась.

        К данным выводам суд приходит исходя из следующего.

        Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» полномочия по выплате государственных пенсий закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами. В связи с чем рекомендовано передать указанные полномочия от органов исполнительной власти субъектов РФ путем заключения соглашений с территориальными органами ПФ РФ.

        Реализация Указа проведена в Пучежском районе Ивановской области путем принятия постановления Главы администрации Пучежского района Ивановской области от 04.06.2001 г. № 137 «О передаче полномочий по назначению и выплате государственных пенсий на территории Пучежского района Управлению Пенсионного фонда России в Пучежском районе».

        Более того, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001г. № 9-П предусмотрено (п. 6), что, закрепив полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов по выплате государственных пенсий, Президент Российской Федерации, по существу, не создал нового правового регулирования, поскольку эти полномочия уже осуществлялись Пенсионным фондом Российской Федерации в силу правовых норм, содержащихся в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации.

        Анализируя положения ст. ст. 57 и 58 ГК РФ суд приходит к убеждению о том, что передача полномочий по назначению и выплате государственных пенсий не является одной из форм реорганизации отдела социальной защиты населения администрации Пучежского района.

        В соответствии со ст. 12, 56, 67 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

        Доказательств, подтверждающих освобождение истицы от должности ведущего специалиста отдела социальной защиты населения администрации Пучежского района по основаниям, указанным в ч.1 ст. 3 Положения «О пенсионном обеспечении граждан, проходивших муниципальную службу в органах местного самоуправления Пучежского муниципального района», не представлено, в связи с чем, суд признает законным отказ в назначении ей пенсии за выслугу лет (как лицу, замещавшему должности муниципальной службы), и принимает решение об отказе в удовлетворении ее исковых требований.

        Принимая данное решение, суд обращает внимание на следующее.

Предоставляемые за счет средств органов местного самоуправления доплаты к пенсии за выслугу лет являются дополнительным обеспечением бывших муниципальных служащих, помимо назначаемой им на общих основаниях пенсии. При отсутствии федерального законодательного регулирования орган местного самоуправления вправе вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств доплат к установленным государством пенсиям, для лиц, замещавших должности муниципальной службы, что не вступает в противоречие с нормами статьи 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

По своей правовой природе право муниципального служащего на ежемесячную доплату к государственной пенсии является дополнительной гарантией, установленной органом местного самоуправления. Устанавливать такого рода дополнительные выплаты орган местного самоуправления вправе лишь при возможности финансирования дополнительных выплат из собственных средств.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе установить, изменить или отменить размер и условия установления ежемесячных выплат с учетом своих финансовых возможностей.

        При вынесении решения суд учитывает положения ст. 98 ГПК РФ о распределении судебных расходов.

        Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

        В удовлетворении исковых требований Г.М.В. об отмене решения главы администрации Пучежского муниципального района об отказе ей в назначении пенсии за выслугу лет по муниципальному пенсионному обеспечению и назначении такой пенсии, отказать.

        Апелляционная жалоба может быть подана в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда.

        

Председательствующий                                                     А. Н. Ефимычев