о защите прав потребителя



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

           21 января 2011 г.                                                                г. Пыть-Ях

Пыть-Яхский городской суд ХМАО - Югры в составе председательствующего судьи Балицкой Н.А., при секретаре Бородавка Т.В.,

с участием представителя истца Нестеренко Н.Ф.,

представителя ответчика Бикешевой К.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-60/2011 по иску Панасенко И.И. к ООО «Фараон» о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л :

В Пыть-Яхский городской суд поступил указанный иск.

В судебном заседании представитель истца адвокат Нестеренко Н.Ф. исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование иска пояснила следующее. ДД.ММ.ГГГГ истцом в магазине ответчика была приобретена угловая мебель «Флорида» за <данные изъяты> руб.. Когда диван был доставлен в квартиру истца, оказалось, что он не подходит по габаритам. По соглашению сторон приобретенная мебель была возвращена в магазин, а истцы, доплатив разницу, ДД.ММ.ГГГГ заключили новый договор купли-продажи , согласно которому ответчик обязался в течение 30 дней продать истцу диван стоимостью <данные изъяты> руб. с левым углом, с подушками с обеих сторон и атаманкой без шва. ДД.ММ.ГГГГ диван был доставлен до подъезда дома, за доставку истец оплатил <данные изъяты> руб., за диван - дополнительно <данные изъяты> руб.. После доставки у мебели были обнаружены недостатки: атаманка со швом, который заметен, спинка левой части ниже спинки основной части дивана, рисунок в полоску на подушках не совпадает, небрежно выполнены швы. В связи с обнаруженными недостатками ДД.ММ.ГГГГ, приехав в магазин, истец попытался вручить претензию, однако взять ее продавцы отказались, вследствие чего претензия в тот же день была направлена почтой. В претензии истец просил расторгнуть договор купли-продажи дивана и возвратить ему <данные изъяты> руб.. Претензия была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, однако требования Панасенко И.И. не исполнены до настоящего времени. ДД.ММ.ГГГГ истец получил ответ на претензию, в котором ответчик, ссылаясь на ст. 25 закона «О защите прав потребителей» (далее - ЗЗП) и п. 8 постановления Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55, полагает, что, поскольку мебельные гарнитуры надлежащего качества, не подошедшие по габариту, не подлежат возврату, - то никаких обязательств перед Панасенко И.И. он не имеет. Надлежащим, по мнению Нестеренко Н.Ф., качество поставленного дивана признать нельзя помимо прочего в связи с тем, что обязательным условием договора было отсутствие шва на атаманке. Истец просит суд: взыскать с ответчика оплаченную стоимость некачественного дивана - <данные изъяты> руб.; неустойку за период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> руб.; убытки в виде затрат на доставку дивана в сумме <данные изъяты> руб.. Истец просит взыскать с ответчика и компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., мотивировав это длительным неудобством всей семьи истца в связи с нахождением в квартире большого дивана, который, к тому же, невозможно использовать по назначению; кроме того переживаниями по поводу безрезультатности предпринимаемых попыток восстановить свои права (многократные поездки в <адрес>, где расположен магазин ответчика, выяснение отношений по телефону и непосредственно в магазине). Истец также просит взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> руб..

Представитель ответчика Бикешева К.М. исковые требования не признала, пояснив, что никакого конфликта с истцом у ответчика не было, напротив, когда выяснилось, что первоначально Панасенко приобрели диван с не тем углом, магазин пошел им навстречу и согласился заменить диван, после чего был заключен договор купли-продажи с отсрочкой поставки от ДД.ММ.ГГГГ (далее - договор ). При заключении договора супруга истца пожелала, чтобы атаманка дивана была без шва. Несмотря на то, что выбранная истцом модель дивана предполагает наличие шва, она (Бикешева М.К.), идя навстречу покупателю, созвонившись с фабрикой-изготовителем, договорилась, что в порядке исключения для Панасенко будет изготовлен деван без шва на атаманке, и, чтобы не забыть и напомнить изготовителю, записала это условие в договоре. ДД.ММ.ГГГГ диван был доставлен покупателю. Перед отправкой товара покупателю диван не распаковывался и не осматривался. Вскоре ей позвонила супруга истца, сказала, что у доставленного им дивана на атаманке имеется шов. ДД.ММ.ГГГГ, когда она находилась в налоговой инспекции, ей позвонила продавец магазина, сообщила, что приехали Панасенко, привезли претензию на приобретенный диван. Она попросила подождать их ее возвращения. По возвращению в магазин, истца не застала; претензию ДД.ММ.ГГГГ она не видела, текст претензии продавец ей не зачитывала. Поскольку согласно договору диван должен был быть поставлен покупателю в течение 30 рабочих дней, то срок для исполнения обязательств у ответчика не истек. После получения письменной претензии от истца по почте ДД.ММ.ГГГГ, зная, что время для доставки заказа еще есть, она снова созвонилась с фабрикой, где ее заверили, что необходимый диван без шва на атаманке будет изготовлен. О том, что намерена перезаказать на фабрике мебель, она разговаривала с СВИДЕТЕЛЬ 1., супругой истца, которая, собственно, и занималась приобретением дивана, та о своем согласии ей не говорила.

Выслушав стороны, показания свидетеля СВИДЕТЕЛЬ 1 (супруги истца, подтвердившей обстоятельства, указанные в иске; пояснившей, что на следующий день после получения дивана она позвонила в магазин, сообщила о наличии шва на атаманке вопреки условиям договора, а также об остальных недостатках дивана, просила вернуть деньги, сказала, что намерена обратиться с претензией; директор магазина возвращать деньги отказалась, сказала, чтобы они приехали и перезаказали диван; ДД.ММ.ГГГГ директор перезвонила им и сказала, что их заказ пришел), исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, по договору истцом у ответчика была заказана мебель - угловой диван стоимостью <данные изъяты> руб.. На момент заключения договора истцом было оплачено <данные изъяты> руб., оставшаяся сумма по договору подлежала оплате при доставке товара; в договоре было зафиксировано требование, которому должен отвечать приобретаемый товар: «атаманка без шва».

Истец свои обязательства по договору выполнил в полном объеме: оплатил всю стоимость приобретенного дивана. Вместе с тем, ответчик условия договора не исполнил: поставленный Панасенко И.И. по договору диван имеет шов на атаманке. Указанное обстоятельство (наличие шва) не оспаривается сторонами.

Ст. 309 ГК РФ: «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов…».

Статья 19 ЗЗП предусматривает, что в случае обнаружения в товаре недостатков, не оговоренных продавцом, потребитель вправе по своему выбору «отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (абзац 5 п. 1). Следовательно, поскольку отсутствие шва на атаманке было зафиксировано в качестве обязательного условия договора, наличие такого шва правомерно было расценено истцом как недостаток приобретенного товара, из чего следует, что истец правомерно обратился с претензией к продавцу; причем выбор способа восстановления нарушенного права принадлежит исключительно потребителю.

Согласно п. 9 договора «В случаях, не предусмотренных настоящим договором, имущественная ответственность сторон определяется действующим законодательством РФ».

Статья 22 ЗЗП устанавливает 10-дневный срок для удовлетворения требований потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы.

Письменная претензия была получена ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок для удовлетворения заявленных требований истек ДД.ММ.ГГГГ.

Суд полагает ошибочным мнение стороны истца о том, что начало течения указанного срока необходимо исчислять с момента предъявления претензии непосредственно в магазине ответчика. По убеждению суда, достаточных доказательств того, что претензия была вручена уполномоченному лицу, что лицо, которому была передана претензия, состоит (либо на тот момент состоял) в трудовых или иных договорных отношениях с ответчиком, что с содержанием претензии уполномоченное лицо (Бикешева К.М) было ознакомлено (а не уведомлена о самом факте существовании такого документа), стороной истца представлено не было.

Статьей 23 ЗЗП установлена ответственность продавца за просрочку выполнения требования потребителя - 1% цены товара за каждый день просрочки.

Таким образом, исковое требование о возврате сумму, уплаченной за товар, подлежит удовлетворению, требование о взыскании неустойки - частичному удовлетворению - на <данные изъяты> руб., из расчета <данные изъяты> руб./день за <данные изъяты> дней.

Убытки истца в размере <данные изъяты> руб. - цены доставки товара ненадлежащего качества - стороной ответчика не оспариваются и подлежат возмещению.

В силу ст. 15 ЗЗП потребитель имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения его прав продавцом.

Суд полагает доказанным причиненный истцу моральный вред - неудобства, связанные с длительным нахождением громоздкой и не пригодной для использования (ввиду намерения расторгнуть договор) мебели в квартире. Разумным и справедливым, по мнению суда, является компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> руб..

Статья 13 ЗПП: «При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя» (п. 6).

Расходы на оплату услуг представителя в соответствии со ст. 100 ГПК РФ подлежат возмещению в разумных пределах. Исходя из объема оказанных юридических услуг, суд полагает справедливым возместить расходы на участие представителя истца в размере <данные изъяты> руб..

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 233 - 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Панасенко И.И. к ООО «Фараон» о защите прав потребителя удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «Фараон» в пользу Панасенко И.И. :

- <данные изъяты> руб. - оплата по договору от ДД.ММ.ГГГГ,

- <данные изъяты> руб. - пеня,

- <данные изъяты> руб. - убытки,

- <данные изъяты> руб. - компенсацию морального вреда,

- <данные изъяты> руб. - расходы по оплате представительских услуг, - а всего <данные изъяты>) рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с ООО «Фараон» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Взыскать с ООО «Фараон» в местный бюджет штраф в размере <данные изъяты>) руб..

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Пыть-Яхский городской суд в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий                                      судья Балицкая Н.А.