Дело №2-861/2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации гор.Пыть-Ях 20 октября 2010г. Пыть-Яхский городской суд Тюменской области ХМАО-Югры в составе председательствующего судьи Смакова Л.М., при секретаре Еремейчук Н.М., с участием прокурора Овчинниковой О.Ю. и представителя Администрации гор.Пыть-Яха Белоус Е.В., предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ. за исх.№№ рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора гор.Пыть-Яха, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального отдела Государственного пожарного надзора РФ по гор.Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району к Администрации гор.Пыть-Яха о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, у с т а н о в и л : Прокурор гор.Пыть-Яха, обращаясь в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования гор.Пыть-Яха, предъявил иск о возложении на Администрацию гор.Пыть-Яха обязанности по устранению на территории муниципального образования нарушений требований пожарной безопасности, а именно: обеспечения муниципального образования вторым пожарным депо путем его строительства; выполнения противопожарного разрыва от жилого массива микрорайона «Черемушки» до лесных насаждений не менее 50 метров путем вырубки насаждений и выполнения минерализованных полос; обеспечения второго проезда на территорию 2-а микрорайона гор.Пыть-Яха на расстоянии не более 300 метров от имеющегося путем выполнения дополнительной транспортной схемы; обеспечения мест размещения противопожарных водоисточников наружным освещением и знаками «не загромождать» путем установки приборов освещения и знаков противопожарной безопасности; обеспечения проезда к пожарному гидранту №7, расположенному возле аквацентра «Дельфин» путем выполнения подъезда с твердым покрытием; обеспечения выполнения капитальной сети противопожарного водоснабжения территории муниципального образования, указанной в перечне безводных районов, с установкой на данной сети пожарных гидрантов; устранения нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации жилого дома №6 в третьем микрорайоне гор.Пыть-Яха, включая обязанность по очистке в местах общего пользования путей эвакуации путем демонтажа деревянных конструкций (ящиков). Исковые требования мотивированы тем, что в ходе осуществленной городской прокуратурой совместно со специалистами отдела ГПН РФ проверкой соблюдения требований пожарной безопасности на территории МО гор.Пыть-Яха установлено, что муниципальное образование не обеспечено нормативным количеством пожарных депо; не обеспечено вторым проездом на территорию 2-а микрорайона; в недостаточной степени обеспечено минимальным расстоянием от границ застройки населенного пункта (микрорайона Черемушки) до прилегающего к нему лесного массива; не в достаточной степени обеспечено наружным освещением в местах размещения противопожарных водоисточников, на тех отсутствуют знаки пожарной безопасности «не загромождать»; не обеспечено подъездом к пожарному гидранту, расположенному напротив центрального выхода из аквацентра «Дельфин»; не в полной мере обеспечено соответствующими знаками пожарной безопасности на противопожарных водоисточниках. Кроме того выявлено, что на территории муниципального образования расположено 12 «безводных» районов (участков), расстояние от которых до ближайших водоисточников превышает предусмотренные нормы. Также установлены грубые нарушения требований пожарной безопасности при эксплуатации жилого дома №6, расположенного в третьем микрорайоне гор.Пыть-Яха: допущена эксплуатация проводов и кабелей, проложенных через стены перекрытия без металорукавов; загромождение путей эвакуации деревянными ящиками и предметами домашнего обихода; эксплуатация электроламп без защитных колпаков, предусмотренных конструкцией; эксплуатация электропроводки с нарушенной изоляцией; выполнение соединение токоведущих жил без применения опрессовки, пайки или специальных зажимов; допущена эксплуатация проводов и кабелей, проложенных по сгораемому основанию. Длительное бездействие ответчика по устранению выявленных нарушений ставит под угрозу безопасность граждан и юридических лиц, принадлежащего им имущества. Вследствие этого прокурор обращается с требованиями о возложении на орган местного самоуправления обязанности совершить указанные в иске действия, направленные на устранение нарушений закона. При этом иск основывает на положениях ст.15 (ч.2) Конституции РФ, статей 1, 16 (п.10) ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в РФ (утвержденных приказом МЧС от 18.06.2003г. №313), иных нормативных документах по пожарной безопасности и нормативных документах, содержащих требования пожарной безопасности (СНиП), а также нормы ФЗ «О прокуратуре РФ». В судебном заседании прокурор Овчинникова О.Ю. настаивала на заявленных требованиях по мотивам и основаниям, указанным в исковом заявлении. При этом уточнила, что: а) выполнение капитальной сети противопожарного водоснабжения с установкой на данной сети пожарных гидрантов необходимо обеспечить в следующих «безводных» районах муниципального образования: мкрн.Мамонтово-мкрн.Горка, мкрн.Мамонтово-ул.Песчанная, микрорайон Мамонтово - улица Подлесная, мкрн.Мамонтово-улицы 1 и 2 Набережные, жилые городки: СТГМ, Вертолетка, СП-4, МК-111, АТБ-15, фермерское хозяйство «Урожай», бывшая база ООО «Лес», индивидуальная застройка «Черемушки»; б) наружным освещением путем установки приборов освещения необходимо обеспечить следующие места размещения противопожарных водоисточников: пожарная гребенка №5 в мкрн.Мамонтово, пожарная гребенка ПГр-3 по ул.Транспортная, пожарные гидранты №3, №4 и №11 в первом микрорайоне, пожарные гидранты №11 и №12 во втором микрорайоне, пожарный водоем в микрорайоне Мамонтово; в) противопожарными знаками «не загромождать» обеспечить следующие места размещения противопожарных водоисточников: пожарная гребенка №5 в мкрн.Мамонтово, пожарная гребенка ПГр-3 по ул.Транспортная, пожарные гидранты №3, №4 и №11 в первом микрорайоне, пожарные гидранты №2, №11 и №12 во втором микрорайоне, пожарный гидрант №2 в пятом микрорайоне, пожарный водоем в микрорайоне Мамонтово. Представитель Администрации гор.Пыть-Яха Белоус Е.В. заявленные прокурором требования не признал, ссылаясь на соблюдение муниципальными органами требований пожарной безопасности на территории МО гор.Пыть-Ях. Извещенный о месте и времени судебного разбирательства Территориальный отдел ГПН РФ по гор.Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району представителя в суд не направил, о причинах неявки не известил и не просил разрешить дело в его отсутствие. Выслушав участников судебного разбирательства, а также изучив и оценив доказательства по делу, в том числе свидетельские показания Калиниченко П.Н. и Гатман О.А., суд находит рассматриваемое исковое заявление подлежащим удовлетворению. Материалы дела указывают о том, что в августе 2010г. прокуратурой гор.Пыть-Яха, с привлечением специалистов Территориального отдела ГПН РФ по гор.Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району, осуществлена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований пожарной безопасности на территории гор.Пыть-Ях. Как следует из письменного акта от 26 августа 2010г., составленного по результатам проверки, на территории МО гор.Пыть-Яха выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение п.2 ППБ 01-03, п.1.4., приложение 1-7 НПБ 101-95; прил.1 п.6* СНиП 2.07.01-89* город не обеспечен нормативным количеством пожарных депо; в нарушение п.3 ППБ 01-03, прил.1., п.5* СНиП 2.07.01-89* не в достаточной степени обеспечено минимальное расстояние от границ застройки населенного пункта до лесного массива (мкрн.Черемушки); в нарушение п.3 п.28 ППБ 01-03, п.2.9* СНиП 2.07.01-89* отсутствует второй проезд на территорию 2-а микрорайона; в нарушение п.27 ППБ 01-03 не в достаточной степени обеспечено наружное освещение города в местах размещения противопожарных водоисточников, на тех отсутствуют знаки пожарной безопасности «Не загромождать»; в нарушение п.89 ПДД 01-03 и п.8.16 СНиП 2.04.02-84* не обеспечен подъезд к пожарному гидранту, расположенному напротив центрального выхода из аквацентра «Дельфин»; в нарушение п.3 ППД 01-03, п.2.11, п.2.13 СНиП 2.04-02-84* на территории города имеются микрорайоны, улицы, не обеспеченные наружным противопожарным водоснабжением, в примеру, микрорайон Горка, Мамонтово, ул.Подлесная, микрорайон «Вертолетка», жилой городок «СТГМ»; в нарушение п.53 ППБ 01-03 при эксплуатации жилого дома №6, расположенного в третьем микрорайоне гор.Пыть-Яха допущена эксплуатация проводов и кабелей, проложенных через стены перекрытия без металорукавов; загромождение путей эвакуации деревянными ящиками и предметами домашнего обихода; эксплуатация электропроводки с нарушенной изоляцией; соединение токоведущих жил без применения опрессовки, пайки или специальных зажимов; эксплуатация проводов и кабелей, проложенных по сгораемому основанию; эксплуатация электроламп без защитных колпаков, предусмотренных конструкцией. Наличие выявленных недостатков, их длящийся характер также подтверждается следующими доказательствами: актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 27 мая 2008г., согласно которому в ходе плановой проверки ОГПН по гор.Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение п.3 ППБ 01-03; п.1.4., приложение 1-7 НПБ 101-95, ст.16 п.10 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», прил.1 п.6* СНиП 2.07.01-89* город не обеспечен нормативным количеством пожарных депо; в нарушение п.3 ППБ 01-03, прил.1 п.5* СНиП 2.07.01-89* не в достаточной степени обеспечено минимальное расстояние от границ застройки населенного пункта до лесного массива не менее 50 метров; в нарушение п.3 п.28 ППБ 01-03, п.2.9* СНиП 2.07.01-89* отсутствует второй проезд на территорию 2-а микрорайона; в нарушение п.27 ППБ 01-03 не в достаточной степени обеспечено наружное освещение города, в частности места размещения противопожарных водоисточников, а также отсутствуют знаки пожарной безопасности «Не загромождать»; в нарушение п.90 ППБ 01-03 противопожарные водоисточники не в полной мере обеспечены соответствующими знаками пожарной безопасности; предписанием №57/429 от 27 мая 2008г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности, в соответствии с которым Главе гор.Пыть-Яха предписано выполнить следующие мероприятия по устранению требований пожарной безопасности: обеспечить город нормативным количеством депо; в полном объеме обеспечить минимальное расстояние от границ застройки населенного пункта до лесного массива не менее 50 метров; выполнить второй проезд на территорию 2-а микрорайона; в полном объеме обеспечить наружное освещение мест размещения противопожарных водоисточников, а также установить знаки пожарной безопасности «Не загромождать»; обеспечить содержание дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения в исправном состоянии; перечнем безводных участков в районе 84 ПЧ 6 ОФПС по ХМАО-Югре от 14 января 2010г.; справкой от 19 октября 2010г. об отсутствии технических средств освещения и знаков пожарной безопасности «не загромождать» у мест размещения наружных противопожарных водоисточников на территории гор.Пыть-Яха ; актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 07 мая 2009г., согласно которому в ходе внеплановой проверки ОГПН по гор.Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району на территории муниципального образования гор.Пыть-Яха повторно выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: в нарушение п.3 ППБ 01-03, прил.1 п.5* СНиП 2.07.01-89* не в достаточной степени обеспечено минимальное расстояние от границ застройки населенного пункта (мкрн.Черемушки) до лесного массива не менее 50 метров; в нарушение п.3 п.28 ППБ 01-03, п.2.9* СНиП 2.07.01-89* отсутствует второй проезд на территорию 2-а микрорайона; в нарушение п.27 ППБ 01-03 не в достаточной степени обеспечено наружное освещение города, в частности места размещения противопожарных водоисточников, а также отсутствуют знаки пожарной безопасности «Не загромождать»; в нарушение п.90 ППБ 01-03 противопожарные водоисточники не в полной мере обеспечены соответствующими знаками пожарной безопасности; протоколом №471 от 05 июня 2009г., составленным в отношении Администрации гор.Пыть-Яха по признакам ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за допущенные нарушения требований пожарной безопасности, установленных п.27 ППБ (не в достаточной степени обеспечено наружное освещение мест размещения противопожарных водоисточников, а также отсутствуют знаки пожарной безопасности «не загромождать») и п.3 п.28 ППБ 01-03, п.2.9* СНиП 2.07.01-89* (отсутствует второй проезд на территорию 2-а микрорайона); постановлением Пыть-Яхского горсуда от 16 июня 2009г., в соответствии с которым за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (нарушение требований п.94 ППБ) Администрация города предупреждена; актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 05 марта 2010г., в ходе которой при эксплуатации жилого дома №6, расположенного в третьем микрорайоне гор.Пыть-Яха, выявлены нарушения требований пунктов 3, 40, 41, 52, 53, 57, 60 и 91 ППБ 01-03, а пунктов 2.1.21, 2.1.37, 2.1.58 и 7.1.22 ПУЭ, выразившиеся в допущении эксплуатации проводов и кабелей, проложенных через стены перекрытия без металорукавов; загромождению путей эвакуации деревянными ящиками и предметами домашнего обихода; эксплуатации электропроводки с нарушенной изоляцией; соединении токоведущих жил без применения опрессовки, пайки или специальных зажимов; эксплуатации проводов и кабелей, проложенных по сгораемому основанию; эксплуатации электроламп без защитных колпаков, предусмотренных конструкцией. протоколом №204 об административном правонарушении №204 от 05 апреля 2010г., составленным в отношении Администрации гор.Пыть-Яха по признакам ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административном правонарушении (за нарушение требований противопожарной безопасности при эксплуатации жилого дома №6 в третьем микрорайоне гор.Пыть-Яха); протоколом №204 от 05 апреля 2010г., согласно которому в связи с угрозой возникновения пожара, жизни и здоровью людей временно запрещена эксплуатация жилого дома №6, расположенного в третьем микрорайоне гор.Пыть-Яха; постановлением Пыть-Яхского горсуда от 09 апреля 2010г. (вступившим в законную силу 30 апреля 2010г), в соответствии с которым Администрация гор.Пыть-Яха привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (за нарушение требований пунктов 3, 40, 41, 52, 53, 60 и 91 ППД при эксплуатации жилого дома №6 в третьем микрорайоне гор.Пыть-Яха, в том числе за загромождение путей эвакуации предметами домашнего обихода) в виде приостановления деятельности по использованию и предоставлению помещений здания №6 в третьем микрорайоне гор.Пыть-Яха сроком на 90 суток, то есть до 03 июля 2010г.; свидетельскими показаниями Калиниченко П.Н. и Гатман О.А., подтвердившим наличие на территории муниципального образования гор.Пыть-Яха выявленных прокуратурой города нарушений требований пожарной безопасности, их длящийся характер и неправомерное бездействие органов местного самоуправления по их устранению. Таким образом, в судебном заседании нашел подтверждение как факт нарушения Администрацией города вышеуказанных требований пожарной безопасности, так и бездействие исполнительного органа местного самоуправления по их устранению. Из свидетельских показаний Калиниченко П.Н. и Гатман О.А. следует, что на день разрешения настоящего спора Администрацией города устранены требования пожарной безопасности, допускаемые при эксплуатации жилого дома №6 в третьем микрорайоне гор.Пыть-Яха, за исключением устранения загромождения путей эвакуации деревянными ящиками и предметами домашнего обихода. Данное обстоятельство также подтверждается иными письменными доказательствами, предоставленными представителем Белоус Е.В., и не оспаривается участвующим в деле прокурором. Вместе с тем доказательств, подтверждающих устранение иных выявленных на территории муниципального образования нарушений требований пожарной безопасности, в судебном заседании не предоставлено. В силу ст.37 ФЗ от 21 декабря 1994г. «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно п.10 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа. Как установлено в судебном заседании, на протяжении 2008-2010 г.г. органами пожарного надзора неоднократно выявлялись на территории муниципального образования отраженные в настоящем решении нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем в адрес исполнительного органа местного самоуправления вносились представления об их устранении, в отношении ответчика возбуждалось производство об административных правонарушениях. В соответствии с названными актами реагирования, Администрации города вменялось в обязанность исполнение мероприятий, направленных на устранение на территории города и расположенных в нем объектов нарушений закона (требований противопожарной безопасности), вытекающих из Правил пожарной безопасности в РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ПУЭ, СНиП 2.07.01-89* и СНиП 2.04-02-84*. Вместе с тем, являясь в силу ст.37 ФЗ от 21 декабря 1994г. «О пожарной безопасности» обязательными для исполнения, указанные требования в добровольном порядке ответчиком не исполнены. По указанным причинам прокурор вправе ставить в судебном порядке вопрос о признании бездействия исполнительного органа местного самоуправления незаконным и необходимости принудительного возложения на ответчика обязанности совершения указанных в просительной части иска действий, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений закона. В соответствии с названным ФЗ и Правилами пожарной безопасности в РФ под понятием «угроза жизни и здоровью людей» понимается наличие нарушений требований пожарной безопасности. Опасность для жизни и здоровья граждан выявленных в ходе проверки нарушений правил и норм пожарной безопасности также вытекает из заключения специалиста Силич (л.д.31-32). Следовательно, неисполнение ответчиком обязанности по обеспечению безопасных условий жизнедеятельности неопределенного круга лиц создает потенциальную угрозу гражданам и юридическим лицам на территории гор.Пыть-Яха, которым статьями 20 и 41 Конституции РФ гарантированы права на жизнь, охрану здоровья и имущества. При изложенных обстоятельствах заявление прокурора, поданное в рамках предоставленных ему федеральным законом полномочий, подлежит удовлетворению в целях предупреждения причинения вреда, в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд - Р Е Ш И Л : Исковое заявление прокурора гор.Пыть-Яха, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориального отдела Государственного пожарного надзора РФ по гор.Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району к Администрации гор.Пыть-Яха о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, удовлетворить частично. Возложить на Администрацию муниципального образования городской округ «гор.Пыть-Ях» обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, допускаемые на территории муниципального образования, а именно: обеспечить муниципальное образование вторым пожарным депо; выполнить противопожарные разрывы не менее 50 метров от жилого массива микрорайона «Черемушки» до лесных насаждений путем вырубки насаждений либо выполнения минерализованных полос; обеспечить второй проезд на территорию 2-а микрорайона муниципального образования городской округ «гор.Пыть-Ях» на расстоянии не более 300 метров от имеющегося путем выполнения дополнительной транспортной схемы; обеспечить наружным освещением следующие места размещения противопожарных водоисточников: пожарная гребенка №5 в мкрн.Мамонтово, пожарная гребенка ПГр-3 по ул.Транспортная, пожарные гидранты №3, №4 и №11 в первом микрорайоне, пожарные гидранты №11 и №12 во втором микрорайоне, пожарный водоем в микрорайоне Мамонтово; обеспечить знаками противопожарной безопасности «Не загромождать» следующие места размещения противопожарных водоисточников: пожарная гребенка №5 в мкрн.Мамонтово, пожарная гребенка ПГр-3 по ул.Транспортная, пожарные гидранты №3, №4 и №11 в первом микрорайоне, пожарные гидранты №2, №11 и №12 во втором микрорайоне, пожарный гидрант №2 в пятом микрорайоне, пожарный водоем в микрорайоне Мамонтово; обеспечить проезд к пожарному гидранту №7, расположенному возле аквацентра «Дельфин», путем выполнения подъезда с твердым покрытием; обеспечить кольцевой сетью противопожарного водоснабжения, путем установки на ней пожарных гидрантов, следующие территории муниципального образования: микрорайон «Мамонтово» - микрорайон «Горка», микрорайон «Мамонтово» - улица «Песчанная», микрорайон «Мамонтово» - улица «Подлесная», микрорайон «Мамонтово» - улицы «1 Набережная» и «2 Нбережная», жилые городки: «СТГМ», «Вертолетка», «СП-4», «МК-111», «АТБ-15», фермерское хозяйство «Урожай», бывшая база ООО «Лес», индивидуальная застройка «Черемушки»; в жилом доме №6, расположенном в третьем микрорайоне гор.Пыть-Яха, очистить в местах общего пользования пути эвакуации путем демонтажа деревянных конструкций (ящиков). В удовлетворении остальной части исковых требований отказать. Настоящее решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югра в течение 10 суток со дня его вынесения в окончательной форме, через Пыть-Яхский городской суд. Председательствующий судья Смаков Л.М. - п/п Описательно-мотивировочная часть судебного решения изготовлена 20 октября 2010г.