об оспаривании бездействия органа местного самоуправления



                                                                                                  Дело №2-335/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

гор.Пыть-Ях                                                                                   06 апреля 2011г.

      Пыть-Яхский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Смакова Л.М.,

при секретаре Кивалиной Ю.В.,

с участием прокурора Войновой Ю.Н., Гасановой С.В., представителя Администрации гор.Пыть-Яха Белоус Е.В. (предоставившего доверенность от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№) и специалиста Бубельного О.В.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора гор.Пыть-Яха, в интересах Гасановой С.В. , об оспаривании бездействия органа местного самоуправления,

у с т а н о в и л :

          Прокурор гор.Пыть-Яха первоначально обратился в суд в порядке ст.254 ГПК РФ с требованиями о признании незаконным распоряжения Администрации гор.Пыть-Яха от 23 декабря 2010г. №2799-ра в части утверждения п.3 протокола заседания межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 17 декабря 2010г. №6, признании незаконным п.3 протокола Межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 17 декабря 2010г. №6, возложении на Межведомственную комиссию по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции обязанности по пересмотру вопроса о признании многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу, а также возложении на Администрацию города обязанности по определению сроков расселения жильцов дома <адрес>.

     Впоследствии, прокурор изменил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие городской администрации по рассмотрению вопроса о признании многоквартирного жилого <адрес> третьем микрорайоне <адрес> аварийным и подлежащим сносу, а также возложении на данный орган местного самоуправления обязанности по пересмотру вопроса признания названного жилого строения аварийным и подлежащим сносу.

     Заявленные требования мотивированы тем, что 23 декабря 2010г. распоряжением администрации гор.Пыть-Яха №2799-ра утвержден протокол заседания межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 17 декабря 2010г. №6. В соответствии с п.3 названного протокола жилой многоквартирный дом <адрес> признан ветхим, а расположенные в нем жилые помещения - непригодными для проживания. Прокурор полагает, что решение о признании названного строения ветхим принято без учета фактического состояния дома, который в соответствии с экспертным заключением ООО «Техно-Гарант» фактически является аварийным и подлежащим сносу. Уклонение органов местного самоуправления от принятия соответствующего решения прокурор находит незаконным и необоснованным, вследствие чего заявляет в интересах жителя аварийного дома Гасановой С.В. указанные требования, которые основывает на положениях ст.40 Конституции РФ, пунктов 7, 10, 33, 34, 49 и 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. №47), статьи 27 ФЗ «О прокуратуре РФ», статьях 45 и 254 ГПК РФ.

    В судебном заседании прокурор Войнова Ю.Н. и гр-ка Гасанова С.В. настаивали на удовлетворении заявленных требований.

      Представитель Администрации гор.Пыть-Яха Белоус Е.В. заявление не признал, ссылаясь на то, что решение вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в силу действующего законодательства относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Оспариваемое прокурором решение не является произвольным, а основано на экспертном заключении ООО «ТехноГарант». Основания для признания жилого дома <адрес> аварийным, отсутствуют. Вследствие этого в удовлетворении рассматриваемого заявления просил отказать.

      Выслушав участников судебного разбирательства, а также изучив и оценив доказательства по делу, в том числе заключение специалиста Бубельного О.В., суд находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению.

      В судебном заседании установлено, что жилой дом №<адрес> является муниципальной собственностью.

      Распоряжением Главы гор.Пыть-Яха от 23 декабря 2010г. №2799-ра утвержден протокол заседания межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 17 декабря 2010г. №6.

      В соответствии с п.3 названного протокола жилой многоквартирный дом , по результатам его обследования ООО «ТехноГарант», оценен комиссией как ветхий, а расположенные в нем жилые помещения как непригодные для проживания.

     Прокурор полагает, что органы местного самоуправления, при наличии достаточных оснований, необоснованно уклоняются от принятия решения, связанного с признанием жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

      С данными доводами следует согласиться по следующим основаниям.

      На основании п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г. №47 (далее по тексту Положение), уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, создаваемая в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

     В соответствии с п.33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

     В силу п.38 Положения жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

      Исходя из требований п.42, 46 и 47 Положения межведомственная комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

       Согласно п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

      Как следует из заключения ООО «ТехноГарант», предоставленного в 2010г. по результатам обследования ограждающих и несущих конструкций находящегося в эксплуатации жилого многоквартирного дома <адрес>, объект исследования не соответствует требованиям нормативно-технической документации в строительстве, а именно:

  • наружные стены не способны обеспечить теплозащиту в соответствии с требованиями СНиП 23-02-2003;
  • связи между продольными и поперечными стенами нарушены, оконные и дверные проемы перекошены, конструкции пола имеют просадки, превышающие нормы, чердачное перекрытие имеет прогибы, превышающие нормы, что свидетельствует о недопустимом состоянии несущих конструкций (фундаменты, несущие стены, цокольное и чердачное перекрытия, система кровельного покрытия);
  • деревянные элементы здания подвержены биологической деструкции.

     Наличие указанных дефектов и повреждений, находящихся в ограниченно-работоспособном либо недопустимом состоянии, свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации здания.

         Принимая во внимание длительный срок службы (с 1984г.), а также состояние (износ) основных несущих конструкций (47%) проведение капитального ремонта (ремонтно-восстановительных работ) или реконструкции объекта нецелесообразно.

       С учетом ограниченно-работоспособного и недопустимого состояния несущих и ограждающих конструкций, при рассмотрении вопроса о дальнейшей эксплуатации жилого дома, рекомендуется признать его подлежащим сносу (вследствие ветхости), а жилые помещения непригодными для проживания (раздел 8 и 9 заключения).

         Из показаний специалиста Бубельного О.В. следует тот факт, что описательно-мотивировочная и заключительная часть экспертного заключения ООО «Техно-Гарант» указывает о недопустимости дальнейшей эксплуатации жилого многоквартирного дома <адрес> по причине возможности его обрушения, то есть аварийного состояния строения.

      Приведенные доказательства указывают о том, что помещения, в котором проживают жители многоквартирного дома <адрес>, представляют опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния.

     При данных обстоятельствах, в соответствии с требованиями пунктов 7, 33, 38, 42-46 рассматриваемого Положения, орган местного самоуправления обязан был разрешить вопрос о необходимости отнесения жилого дома к разряду аварийных, а также его сносе либо реконструкции, отселении его жильцов с целью защиты прав и интересов проживающих в нем граждан.

    Вместе с тем, в нарушение требований пункта 47 и 49 Положения, органы местного самоуправления в лице межведомственной комиссии не только уклонились от признания дома <адрес> аварийным, принятии дальнейших мер к восстановлению его эксплуатационных качеств либо расселению проживающих в нем граждан, но и в целом лишь ограничились констатацией факта ветхости и непригодности названного строения для проживания, а не признания таковым.

      В частности, о высказанном комиссией суждении, а не признании дома <адрес> ветхим, а расположенных в нем помещений непригодными для проживания указывает упомянутая в п.3 протокола заседания межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 17 декабря 2010г. №6 фраза о том, что жилой многоквартирный дом оценивается комиссией как ветхий, а расположенные в нем жилые помещения как непригодные для проживания. В соответствии же с толковым словарем Ожогова-Шведовой слово «оценить» указывает о высказанном мнении, суждении о ценности или значении кого либо чего-то, а не о принятом компетентным органом решении.

        Данное бездействие городской администрации нарушает конституционные и жилищные права жителей дома №<адрес>, в том числе Гасановой С.В.

       Поскольку упомянутое бездействие носит длящийся характер, нарушенные права Гасановой С.В. и иных жителей дома подлежат защите (восстановлению) в судебном порядке.

        На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд -

Р Е Ш И Л :

      Заявление прокурора гор.Пыть-Яха, в интересах Гасановой С.В. , об оспаривании бездействия органа местного самоуправления, удовлетворить.

       Признать незаконным бездействие Администрации гор.Пыть-Яха по принятию решения, связанного с признанием жилого многоквартирного дома <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

     Обязать Администрацию гор.Пыть-Яха устранить в полном объеме допущенное нарушение путем повторного пересмотра на межведомственной комиссии по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции вопроса о признании жилого многоквартирного дома <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

      Настоящее решение может быть обжаловано в Суд ХМАО-Югры в течение 10 суток со дня его вынесения, через Пыть-Яхский городской суд.

      Председательствующий судья Смаков Л.М. - п/п