Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 июня 2011 года г. Пыть-Ях. Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Тюменской области в составе судьи Вороной Н.Л., при секретаре Кивалиной Ю.В., с участием помощника прокурора города Пыть-Яха Войновой Ю.Н., представителя администрации города Пыть-Яха Чулаковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-394/2011 по заявлению прокурора города Пыть-Яха о признании недействующим нормативного акта в части, У С Т А Н О В И Л : Администрацией гор.Пыть-Яха 12 августа 2010г. вынесено постановление №141-па «Об утверждении стоимости светоотверждающих пломбировочных материалов и тарифов на платные медицинские услуги для муниципального учреждения здравоохранения «Стоматологическая поликлиника №1», которым установлена и введена в действие стоимость светоотверждающих пломбировочных материалов и тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые муниципальным учреждением здравоохранения «Стоматологическая поликлиника №1» для предприятий, учреждений, граждан РФ (по желанию иностранных граждан и лиц без гражданства) сверх гарантированного объема бесплатной медицинской помощи согласно приложению к нему. Постановление опубликовано в местном средстве массовой информации - общественно-политическом еженедельнике «Мой город» № 36 от 19-25 августа 2010 года. Прокурор г. Пыть-Яха обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования г. Пыть-Ях с заявлением, в котором после уточнения предмета, просит признать незаконным с момента принятия указанного постановления пункты 1, 23, 60 приложения к постановлению. Перечисленными пунктами установлена плата за посещение стоматологической поликлиники в сумме 80 руб, шинирование и репозиция отломков костей при переломах челюстей - 554 руб, вправление сложного вывиха височно-нижечелюстного сустава - 497 руб. Заявление обосновано тем, что оспариваемые пункты нормативного акта не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 13 января 1996г. №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», постановлению Правительства РФ от 02.10.2009г. №811 «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2010г.», Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. 1 №5487-1, закону ХМАО-Югры от 19.12.2009г. №235-оз «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в ХМАО-Югре на 2010г.». В судебном заседании прокурор Войнова Ю.Н., настаивая на заявленных требованиях, указала, что само по себе посещение стоматологической поликлиники не относится к числу медицинских услуг, а потому п.1, установивший тариф за посещение стоматологической поликлиники, является незаконным. Кроме того, указанный пункт противоречит ст. 16 Закона «О защите прав потребителей», поскольку обуславливает приобретение медицинских услуг обязательным приобретением услуги «Посещение в поликлинике». Услуги, перечисленные в пунктах 23 и 60 приложения к постановлению (шинирование и репозиция отломков костей при переломах челюстей, вправление сложного вывиха височно-нижечелюстного сустава) должны в силу закона оказываться только бесплатно, поскольку относятся к экстренной медицинской помощи, что однозначно определено специалистами Здравнадзора Югры. Представитель Администрации гор.Пыть-Яха Чулакова Т.Н. заявление не признала, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 17 ФЗ № 131-фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления устанавливают тарифы на услуги, которые предоставляются муниципальными предприятиями и учреждениями. Установление в соответствии с возложенными полномочиями тарифов на услуги не влечет обязанности для граждан обязательно пользоваться этими услугами. Оспариваемое постановление только установило тарифы. У пациентов имеется право выбора: получить стоматологическую услугу бесплатно (по медицинскому полису), либо по договору. Лишь в случае заключения гражданином договора на услуги применяются данные тарифы. В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане свободны в заключении договоров. Только при наличии случая понуждения поликлиники к заключению договора об оказании платной медуслуги может стоять вопрос о нарушении прав пациентов. Действительно посещение поликлиники не является медицинской услугой, но включено в тариф, поскольку в стоимость других медицинских услуг поликлиники не вошли расходы на бахилы, вату, раствор для уборки, дезинфекции инструментов, полоскания рта, ленту индикаторную, маски защитные, насадки для слюноотсоса, пакеты для стерилизации, перекись водорода, перчатки резиновые, подголовник, салфетку с антисептическим раствором, средство для обработки рук, фартук. Невключение указанных расходов в отдельные медицинские услуги соответствует интересам пациентов, поскольку имеют место случаи, когда при одном посещении поликлиники пациент получает несколько медицинских услуг. Включив указанные выше расходы в каждую медицинскую услугу, увеличиться её стоимость. Таким образом, установлением тарифа по посещению поликлиники исключается двойную и более оплату при одновременном оказании нескольких медицинских услуг, в связи с чем некорректно говорить о нарушении прав потребителей. Обращает внимание, что, при издании данного постановления администрация города руководствовалась разделом 2 Методики формирования тарифов на платные стоматологические услуги, оказываемые медицинскими учреждениями, финансируемыми из бюджета ХМАО-Югры, утвержденной Постановлением Правительства ХМАО-Югры № 499-п от 30.12.2004 а также Решением Окружной комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги от 27.04.2007 № 43 медико-технологические стандарты были утверждены. По коду 01.01.001.01 окружной комиссии по согласованию тарифов на медицинские услуги утвержден медико-технологический стандарт медицинской услуги «Посещение в стоматологии». Выслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, суд находит рассматриваемое заявление подлежащим частичному удовлетворению. В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 13 января 1996г. №27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» к платным медицинским услугам следует относить медицинские услуги, предоставляемые населению как дополнительные к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи. Гарантированный объём бесплатной медицинской помощи устанавливается и утверждается Правительством РФ (на 2010 год - постановлением Правительства РФ от 02 октября 2009г. №811). В силу ст.6 Основ законодательства Российской Федерации Об охране здоровья граждан органами государственной власти субъекта РФ разрабатывается и утверждается территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, включающей в себя программу обязательного медицинского страхования (на 2010 год - законом ХМАО-Югры от 19 декабря 2009г. №235-оз). Пунктом 2 выше названного постановления Правительства РФ от 13 января 1996г. №27 установлены основания для предоставления платных медицинских услуг медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей. Отношения по предоставлению гражданам медицинских услуг регулируются не только выше приведённым нормативными актами законодательством, но и законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». В соответствии с приведенным законодательством, основанием предоставления платных медицинских услуг является желание гражданина РФ получить конкретную услугу именно на платной основе, оформленное в виде договора. В медицинской карте должен быть зафиксирован отказ пациента от предложенной ему альтернативной возможности получения этого вида медицинской помощи за счет государственных средств в данном государственном и муниципальном учреждении здравоохранения. Не допускается заключение с гражданами РФ договоров оказания платных медицинских услуг в следующих ситуациях: если наименования медицинских услуг (простых, сложных, комплексных) не соответствуют установленным действующим отраслевым классификаторам медицинских услуг; оказание медицинских услуг лицам, имеющим исключительное право на их бесплатное получение (льготные категории граждан, беременные, родильницы, роженицы и новорожденные), а также при неотложных заболеваниях и состояниях. Суд признаёт обоснованными доводы прокурора о том, что такие виды медицинской помощи как шинирование и репозиция отломков костей при переломах челюстей, вправление сложного вывиха височно-нижечелюстного относится к неотложным состояниям, поскольку являются результатом травм. В соответствии с пп. 1.1.1 п.1 Приложения к закону ХМАО-Югры от 19 декабря 2009г. №235-оз «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в ХМАО-Югре на 2010 год» медицинская помощь гражданам при травмах и неотложных состояниях предоставляется бесплатно. Как видно из указанного нормативного акта, данное правило распространяется на граждан Российской Федерации, поэтому требование прокурора о признании указанных пунктов недействительными подлежат удовлетворению в части: применительно к гражданам Российской Федерации. Отнесение услуги «посещение в стоматологии» (п.1 тарифов) к платной медицинской услуге противоречит действующему законодательству, поскольку не относится к числу медицинских услуг согласно утвержденной заместителем здравоохранения и социального развития РФ 12 июля 2004г. номенклатуре работ и услуг в здравоохранении. Как следует из самого нормативного акта, объяснений представителя администрации города, получение платной медицинской услуги обусловлено необходимостью оплаты услуги «Посещение в стоматологии», что прямо запрещено ст. 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Таким образом, включение перечисленных в заявлении видов медицинских услуг пунктов, оказываемых учреждением здравоохранения, противоречит действующему законодательству и нарушает права пациентов на бесплатную медицинскую помощь. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд- Р Е Ш И Л : Заявление прокурора города Пыть-Яха о признании недействующим нормативного акта в части удовлетворить частично. Признать незаконным и не подлежащим применению с момента вынесения настоящего решения пункт 1 приложения к постановлению администрации города Пыть-Яха от 12 августа 2010 года № 141-па « Об утверждении стоимости светоотверждающих пломбировочных материалов и тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые учреждением здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1». Признать незаконными и неподлежащими применению в отношении граждан Российской Федерации пункты 23 и 60 приложения к постановлению администрации города Пыть-Яха от 12 августа 2010 года № 141-па « Об утверждении стоимости светоотверждающих пломбировочных материалов и тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые учреждением здравоохранения «Стоматологическая поликлиника № 1» с момента издания указанного нормативного акта. Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней после вынесения решения в окончательной форме. Судья Н.Л. Вороная.